Путь это счастье

Если я скажу, что пишу о талантливейшем живописце, очень мудром и чрезвычайно скромном, все в Витебске  сразу назовут Вячеслава Вячеславовича Шамшура.
А между тем Вячеслав Вячеславович Шамшур родился в селе Птицкий Миорского района Витебской области, в самом живописном и симпатичном уголке Беларуси. Учился в вечерней школе, окончил художественно-графический факультет Витебского университета, аспирантуру Института истории искусств, этнографии и фольклора Академии наук БССР.Шамшур - кандидат искусствоведения, профессор, член Белорусского союза художников.
 Научные исследования совмещает с творческой деятельностью: один из авторов 6-томной «Истории искусства Беларуси», автор монографий, ряда учебно-методических пособий, многочисленных научных статей по истории искусства. Он создал серию графических работ: «Дороги на Миёры», «Витебск и Витебский край», множество отдельных работ в техниках пастели и штриховой графики. Особое место в творчестве В.Шамшура занимает родной Миорский край.
Работает художником в Витебском государственном университете, преподает теорию искусства, рисунок и декоративно-прикладное искусство.
За каждым великим человеком стоит замечательная жена, советчик, помощница, милая, добрая, щедрая, за Вячеславом Вячеславовичем - его многоуважаемая жена Раиса Ивановна.
Дочь Жанна тоже стала художницей.
- Вячеслав Вячеславович, расскажите о своих корнях.
- Мое послевоенное детство прошло среди чудесной природы Миорщины, среди добрых и ласковых людей. У меня были очень хорошие бабушка и дедушка, замечательная мама (отец не вернулся с войны), вся родня. Родители папы жили в Птицком, недалеко от Матюковского озера, а родители мамы (по прозвищу Ковали) — в Сушках, на берегу небольшой, но быстрой речки Гавеничи, впадающей в озеро Трубенец. На берегу реки стояла кузница, где работали мои дедушка и дядя.
- С огромным  удовольствием и восхищением я наблюдал, как непокорное железо, нагретое в печи, под ударами молота превращалось в подковы, задвижки, детали плуга и другие чудесные вещи. И так хотелось быстрее вырасти, чтобы все делать самому. .
- - Ваши родственники  - тоже художники. Кузнечное дело – очень интересное дело для настоящих мужчин. Помните свое первое произведение искусства?
- Да, я очень хорошо помню свою первую попытку приобщиться к искусству. Однажды теплым солнечным утром мама надела на меня новую белую рубашку и сказала: «Иди, ты будешь прыгать, порхать, как белая бабочка».
- И я прыгал, порхал по саду, по лужайкам, дорожкам и канавам... Но вскоре что-то мне не понравилось, особенно длинный и ровный подол этой рубашки. Тихонько взяв ножницы, я  вырезал зубцы, дырочки, различные узоры на подоле… Короче говоря, я  украсил весь подол особыми узорами и остался очень доволен своим искусством. За это "искусство" мать с бабушкой мне приготовили прутик  для хорошей порки, я спрятался  в клети , и как-то все образовалось.
— Замечали ли учителя в школе вашу склонность к искусству?
- Очень быстро заметили. К сожалению, специалиста по изобразительному искусству не было, но были его поклонники. С большой теплотой и благодарностью вспоминаю завуча Александра Капитанова и учителя истории Петра Солоху. Именно они организовали художественный кружок, где я понял, что рисовать надо только с натуры или по памяти. Они сохранили  мои первые попытки – пробы кисти… И я рисовал-рисовал деревенские домики, пейзажи, натюрморты, всю окружающую жизнь: как бабушка собирает картошку, как дедушка везет сено.
Дед Шамшур очень сочувствовал моим увлечениям. Он был для того времени вполне образованным человеком, хорошо знал литературные произведения и всегда приводил  мне в пример героя рассказа Серафимовича. Рассказ  о том,  как бедный деревенский мальчик в сатирической форме лепил из глины  своих односельчан , как они за это преследовали его, а также о том, как впоследствии скульптор  стал известным художником, приезжал  в деревню в дорогом костюме, золотых очках, и все ему кланялись.
- Почти всё место в вашем творчестве занимают родные Миорщина и Миори. Правда, и сейчас, во взрослом возрасте, вы вдохновляетесь образами своего детства?
- Сейчас я живу и работаю в Витебске, но дорогие моему сердцу места, где прошло мое детство, не дают мне покоя. Их чудесные, солнечные образы всегда стоят в моих глазах и часто снятся... Именно поэтому появилась серия линаритов «Дорога в Миори».
- Мне очень нравятся ваши линогравюры, например, "Старые тополя": глубина неба, эмоциональное напряжение сильного ветра, искривленные кроны деревьев, "рояльные всплески воды", ее рябь и волны, особенно облака, создаётся ощущение глубокой  музыки Баха. Скажите, а техника линарита очень сложна?
- По эскизу на линолеуме специальными резцами вырезается соответствующее изображение, создается так называемая печатная доска. По нему валиком накатывают краску, прикладывают бумагу и сильно растирают, можно ложкой или специальным приспособлением. Если есть печатный станок, печать производится на нем. С одной печатной доски можно сделать до тысячи отпечатков, и все они будут оригиналами – произведениями искусства. К сожалению, много линоритов уже утрачено.
Когда-то старые дороги, ведущие к Миорам, были засажены огромными старыми ивами. Своими ветвями они создали величественный природный храм: под ними  было хорошо отдыхать в жару. На  линогравюре «Ветер в ивах» изображена  дорога. Но сегодня вы не увидите этих лоз: они уничтожены.
- Мне очень нравится ваша линогравюра  «Ветер в ивах»: это и поэтизация родного края, и романтическое стремление к дорогам, кажется, что ветер заиграет в верхушках ив и затихнет в нежных объятиях обочины.
- Сейчас я работаю в технике пастели, но тема Миор и его окружения не покидает меня и, надеюсь, не покинет.
- А многие художники работают в технике пастели? Каковы его особенности?
- Пастель - графический и живописный материал, известный с 16 века. Название происходит от итальянского слова "pastello", что означает "тесто" - это спрессованные пигменты в виде разноцветных палочек. Рисуют на бумаге, картоне, холсте, замше и других основах. Пастелью по задумке можно пользоваться как для графических, так и для живописных работ. Цвет пастели не меняется со временем, но пастель боится механических воздействий, и поэтому хранится под стеклом.
- Мне очень нравятся Ваши картины в пастельной технике: и "Старый апельсиновый дом" - мягкие теплые цвета здания и серовато-голубые холодные оттенки деревьев, снега, неба.
- И «Витебск: зимнее утро: золотые от солнца крыши, ласковое небо, ласковые вершины». И вообще, когда смотришь на Ваши  картины, чувствуешь такой эмоциональный подъем, такую душевную радость, что хочется танцевать, петь и писать стихи. Спасибо большое за светлое вдохновение и искреннюю любовь к Родине.


Рецензии
Прекрасное эссе ты написала,Наташенька. Уютного тебе вечерочка.

Марина Владимировна Свиридова   20.03.2024 18:44     Заявить о нарушении
С праздником! Благодарю!

Соловьёва   21.03.2024 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.