Как обрезать своё сердце по учению Ап. Павла

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
расшифрованные из аудиофайлов

Как обрезать своё гордое сердце по учению Апостола Павла?

  Беседа после Литургии в праздник Обрезания Господня в Храме Казанской иконы Божией Матери пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня собрались с вами после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. И по нашей традиции давайте с вами всех опросим: как и что кто понял?
- Каким образом можно смирить себя?
- Сначала нужно успокоить свою душу, а потом обратиться к Богу. Самое лучшее смирение от Бога. Если мы будем делать что-то искусственно, то у нас ничего не получится, потому что душа - это такой тонкий инструмент. Если мы залезем в свою душу сами, без опыта Церкви, без Бога, то мы будем, как «слоны в посудной лавке». Так делают современные неверующие психологи. Они захватили ту нишу, в которую они не имели права соваться, т.е. всегда выполняли эту роль священники. Достаточно человеку прийти на исповедь, очистить свою душу, причаститься, и многие болезни даже близко не подойдут к человеку.
Раньше православные врачи так поступали: к ним приходил больной, и они говорили: «Сначала иди на исповедь, причастие, а потом я буду тебя лечить». Каждая наша болезнь имеет под собой грех. Древнегреческий Пифагор составил таблицу, где есть связь между болезнями и страстями. Даже языческие философы, которые жили до Христа, это знали. За каждой болезнью закреплена какая-то страсть. Если мы хотим вылечить какую-то болезнь, нам прежде нужно вылечить страсть.
Современные люди хотят похудеть, чтобы красиво выглядеть и дальше грешить. Люди худеют не ради Церкви, не ради спасения души, а ради красоты своего тела, чтобы дальше ещё больше грешить, упиваться вином и блудом.
Естественно, то, что человек худенький - это не значит, что он пролезет в Царствие Божье. Душа то у него какая? Душа у него от страстей полнеет, наполняется туком греха. Такая душа не протиснется в узкие Врата Царствия Божьего.
Когда человек делает грех, он наращивает тук греха, жир греха. Он становится настолько толстым, что он не может протиснуться сквозь узкие тесные Врата. И поэтому Апостол Павел говорит нам: «Обрежьте своё сердце». Он говорит и к евреям, которые проходили обрезание, которые говорили, что без обрезания нет спасения. Он говорил: «Нет. Обрезание – ничто и не обрезание – ничто, по сравнению с тем, чтобы обрезать сердце». Если мы грешим, то наше сердце выглядит как камень, как шар. Этот шар стремится гордиться, превозноситься, и он смотрит на всех с высока.
- Такое напыщенное сердце, куда улетит?
- Такой человек улетает по ветру. И такого человека остановить нельзя, потому что у него нет якоря, он уже не может ни за что уцепиться. Он не может с кем-то дружить, делиться чем-то, всё у него только для самого себя. Когда человек слишком гордиться, слишком превозносится, то он в итоге лопается. Так лопнул дьявол. Он был Ангелом, но потом от своей гордости так раздул своё самомнение, что он лопнул и превратился в дьявола.
- Какой Праздник сегодня празднует Церковь?
- Мы сегодня говорим о Празднике Обрезания.
- Что значит обрезать своё сердце страстей?
- Покаяться – это и есть обрезать сердце. Эти ножницы, которыми нужно обрезать сердце, они лежат у Голгофы, где исповедует священник. И Господь говорит: «Возьми ножницы и подашь мне». Каждому человеку Господь даёт добровольно возможность воспользоваться этими ножницами. Ты можешь покаяться искренне, а можешь – не искренне. Если человек кается искренно, то он берёт и подрезает своё сердце. Он ущемляет свою гордость и говорит себе: «Я должен смириться, я должен покаяться. Без Бога мне никуда». И такой человек, надрезая своё сердце, взяв ножницы у Бога, он как раз смиряется и весь смрад, и весь гной оттуда вытекает. И потом Господь очищает сердце исповедью, когда читается разрешительная молитва над человеком. В это время Ангелы помогают Господу очистить у человека сердце от всех этих страстей.
Господь Своей Божественной Кровью искупил каждого из нас. Его Божественная Кровь, как только попадает в нас, внутрь, то она моментально выжигает всякий грех.
Человек исцеляется от греха, потому что это происходит по обещанию Бога, потому что Бог обещал, и Он прощает. Господь принял жертву за каждого из нас, т.е. кто жил в прошлом, в настоящем, в будущем – все могут воспользоваться вот этой жертвой Господней. Он один раз за всех принял на себя все грехи мира, которые люди сделали, делают и будут делать.
Мы с вами, когда попадаем на исповедь, а потом попадаем на причастие, то одна капля причастия, попав в наше сердце, выжигает всё греховное там, и там становится пустота. После исповеди причастие наполняет нас так, что, с одной стороны, мы наполнены, и грех уже не может войти, но, с другой стороны, мы приземлены крестом. Каждое Божественное причащение, Господь кроме радости и благодати даёт нам ещё обязанность помогать людям. Когда мы помогаем ближним, то мы как раз приякоряемся. Этот якорь помогает так, как помогает в бушующем море кораблю. Нужно найти тихую гавань – это Церковь и там стать на якорь, т.е. помогать ближнему в Церкви и через это спасаться.
- На что похож якорь?
- На крест. У нас у каждого на шее есть якорь – крест, который помогает нам зацепиться и не улететь от ветра дьявола, который бушует в этом мире и, как ураганом, сносит христиан с корабля. Тот христианин, который плывёт просто на корабле церковном, но не делает добрых дел и никак не участвует в жизни Церкви, он просто стоит на палубе и «ворон считает». А в это время подлетает ураганом дьявол и сбрасывает его в море. И он там, если не одумается, не закричит о помощи, то никто ему не поможет. Очень важно, даже, если ты упал за борт, кричать о помощи – это тоже есть ущемление своего сердца, подрезывание сердца. Очень бывает не просто позвать на помощь. К нам придут на помощь, если мы смиримся и попросим этой помощи.
К людям нужно относиться с любовью. Это значит, что ты готов отдать человеку последнее. Но кому-то нужно одно, кому-то - другое, а кому-то – третье. И ко всем относится одинаково не получится. Кому-то нужна одна минута твоего внимания, а кому-то нужны – часы. Кому-то достаточно Литургии и Проповеди, а кому-то ещё нужна беседа.
Мы страдаем и плачем, когда что-то теряем. Если мы не видим любви вокруг, то нам не хватает любви. Человек сможет поступать по любви, если он будет любить людей, а не делать вид, потому что делать вид, что человек любит – это ещё хуже. Сейчас люди делают не добрые дела, а делают благотворительность, т.е. это видимость добрых дел. Если добрые дела не посвящены Христу, то это уже не добрые дела. Можно делать добрые дела и раздуваться в своей самогордости, т.е. можно помочь в 100 рублей, а потом из того человека высосать все силы на 1000 рублей.
А бывает человек помогает от сердца, по-настоящему и даже никому об этом не говорит. Как помогал Святитель Николай Чудотворец, в тайне творя милостыню.
Апостол Павел от нас ждёт, чтобы наши сердца смотрели на Христа. Святые Отцы говорили: «Не укоряйте человека, если он делает доброе дело на виду у всех. Может быть у него нет другой возможности». Вот, например, если у тебя есть возможность сделать доброе дело, но не получается тайно, то делай его явно. Но не труби об этом. Явно можно делать добрые дела ради Христа. Если ты делаешь добрые дела ради себя, потом этим любуешься, то пользы для тебя никакой нету.
Наше сердце только тогда повернётся в сторону Христа, когда мы будем делать всё ради Христа.
- Какой сегодня ещё день кроме Праздника Обрезание?
- Воскресение.
- Ещё?
- Васильев день
- Ещё?
- День рождения Иисусовой молитвы.
Есть ещё один день Иисусовой молитвы – это день, когда Иисусова молитва утвердилась у нас, её начал творить первый человек. Это был самый первый Святой Игнатий Богоносец, который видел Иисуса Христа. По преданию Церковному в Евангелие, когда Господь сказал, если не примите, как дитя веру, то не войдёте в Царствие Божие. Так вот это дитя и было будущем Святителем Игнатием Богоносцем, который потом, когда вырос, стал Епископом, и его растерзали на арене львы. От него осталось всего несколько костей, и осталось сердце. И, когда его сердце раскрыли, то у Игнатия Богоносца увидели в сердце две буквы: «I» и «Х». Это, конечно, чудо, что это сердце не съели дикие звери на арене в Риме. Но ещё чудо заключается в том, что эти буквы были изображены внутри сердца в виде рубцов от инфарктов.
Святой Игнатий Богоносец признаётся Церковью, как первый деятель Иисусовой молитвы. День, когда звери растерзали его на арене - это есть день, когда Иисусова молитва вошла в христианские ряды. Но день самого рождения имени Иисуса Христа – это День, когда было Благовещение, это имя уже было дано Богом Отцом и как раз День наречения имени, когда во время обрезания было дано имя.
 Обрезание сейчас у христиан – это крещение. Там обрезали крайнюю плоть у восьмидневных младенцев, и вытекала кровь, и они страдали. Так и над человеком, которым совершается Таинство Крещения, он умирает в воде и потом воскрешается. Это как раз образ смерти и воскресения.
Мы сегодня с вами празднуем День рождения Иисусовой молитвы, потому что без Иисуса Христа Иисусовой молитвы бы не было. Эта молитва особенная. Имя Иисуса Христа просвещает человека, просвещает всю его жизнь и даёт ему силы, потому что с каждой Иисусовой молитвой мы дышим. Как наше тело дышит, как наша душа тоже дышит. У души тоже есть лёгкие: когда мы начинаем молиться, то наша душа своими лёгкими начинает дышать, и через это она напитывается кислородом неба. Душа наша не может питаться кислородом этого мира. И только, когда мы начинаем молиться, то открывается небо, как воронка, и к нам спускается, и мы можем дышать и насыщаться, и наша душа может прийти в себя.
Сам Господь Иисус Христос, будучи Богом, временно воплотился в Человека, и Он пребывал в Младенческом состоянии и никак не проявлял своего Божества. Хотя одновременно в Нём всё Божество во всей полноте пребывает. Вот это удивительное чудо. И Он, конечно же чувствовал эту боль, и Он в Своём Божественном Уме уже видел, вот эти страдания на Кресте, т.к. Он находится вне времени. Первое оружие, которое коснулось Его и пролилась Кровь – это уже первое страдание Его, хотя Он мог и не принимать этот обряд обрезания. Но Он на это пошёл для того, чтобы не один из евреев не погиб.
Мы с вами можем учиться у Господа ради того, чтобы спасти какого-то человека.
- Почему сейчас христианские ряды редеют?
- Потому что вера становится не интересной. Люди, видя христианскую жизнь, не хотят её. У людей есть свои герои, свои кумиры. Молодые люди подражают спортсменам, военным, деятелям, а в Церкви им не интересно стало. Мы не то, что должны плясать перед ними, не это нужно. Если мы будем делать что-то искусственно, то это будет фальшь. Так молодых людей к Богу не привлечь. Привлечь может только Сам Господь – Истина. Если свидетельствовать об Истине, о Христе, то истина сама начинает действовать в человеке. Человеку нужно принять Таинство Крещения, тогда потихонечку в нём начнёт действовать Святой Дух. Человека нужно готовить к крещению, подвигать своей жизнью. Если мы сами исправимся, и наше сердце станет смотреть на Господа, то и другие сердца тоже обратятся в том направлении и тоже Господа увидят.
Если мы христиане смотрим не на Христа, а смотрим на тарелку супа, мы смотрим на какие-то свои сокровища, то и наши дети смотрят в ту сторону, куда смотрим мы. А стоит только главе семейства посмотреть на Христа, то и жена его посмотрит на Христа, и дети его.
Пословица говорит: «Когда ты поднимаешься по карьерной лестнице, то знай, что ты будешь оттуда спускаться, и ты встретишь тех людей, через которых ты переступил». Сейчас люди даже в Царствие Божие лезут без очереди.
- А где находится Царствие Божие?
- Царствие Божие есть внутри нас.
- А Царствие Божие есть в каждом человеке?
- Там, где Иисус Христос, там и Царствие Божие. При рождении в каждом человеке есть Бог. Бог даёт ему жизнь и даёт ему Царствие Божие как сущность внутри его. Но не каждый его сохраняет.
- А в старости в каждом есть Бог?
- Мы Богоизбранный народ, и Господь всех нас усыновил. Но есть люди, которые живут, но они уже мертвы. Снаружи они выглядят как люди, но внутри их души уже умерли. Старцы говорят, что в последние времена будут такие бездушные люди, которые будут служить антихристу. Человек состоит из тела, души и Божьего духа. Только Бог бестелесен.
В дьяволе, конечно же, Бога нет. В аду Бог есть, потому что нет такого места, где нет Его. Но сердце человека, которое приняло в себя зло, приняло дьявола, там нет Бога, там нет Царствия Божьего. Оттуда выходят всякие страсти. Господь говорил: «Именно из ваших сердец выходит лихоимство, злоречие, всякие преступления». Но одновременно Господь говорит: «Царствие Божие внутри вас есть».
Мы своё сердце соделали или храмом сатаны, или Храмом Божьим.
Когда ребёнок рождается, он имеет внутри себя семечко – Царствие Божие. Но это семечко или погубляется самим ребёнком потом, или вырастает в огромное дерево, которое потом приносит плоды.
- Какие плоды потом Святого Духа вырастают?
- Любовь, радость, мир, благость, кротость, милосердие, вера, воздержание, доброта – все эти плоды Святого Духа вырастают на дереве. Они не просто берутся откуда не возьмись. Они вырастают из этого семечка, которое Господь заложил во время крещения. Поэтому так важно крестить человека как можно раньше.
Но Господь прибывает даже в некрещённом человеке до тех пор, пока человек Его не выгнал осознанно. Когда человек становится осознанным атеистом, когда человек осознанно начинает служить злу, вот в таком человеке в его сердце Бога нет. В нём остаётся просто жизнь, как есть жизнь в дьяволе. Ведь дьявол не самодостаточный, он не может сам по себе жить. Ни один бы бес не мог существовать сам по себе. В нём, каждом бесе, в дьяволе есть жизнь, потому что Бог дал эту жизнь всем существам. Бог не убивает, не уничтожает дьявола, потому что дал обещание, что эти существа вечные, как и человек тоже вечный. Ангелы вечны, и человек вечен. И поэтому так важно понимать, что жизнь – это жизнь, а Бог – это Бог.
Если бы мы были все ревностными… Теплым нельзя быть. Когда человек горячий, то он делает может что-то неправильно, но он делает это, потому что он хочет что-то изменить. А, если он холодный и ещё замёрзший, но семечка Божия в его душе может сгнить, если мы его будем размораживать, потому что он становится не холодным, и не горячим, а тёплым.
Мы должны умереть, как старая плоть. Когда зерно начинает в земле умирать, а не гнить, то там возникает росток. Этот росток пробивает асфальт. Представляете, какая у него силища поднимать асфальт! Это потому что в нём есть Божественная сила. Каждый из нас может эту силу от Бога взять.
Сегодня мы с вами празднуем День рождения Иисусовой молитвы. Она родилась вместе с именем Христовым. Без имени Христова дышать мы не можем.
Когда мы разговариваем с людьми на небожественные темы, то наша душа не может вдохнуть, потому что наша душа дышит только кислородом неба. И поэтому так важно творить Иисусову молитву, т.е. дышать. Некоторые люди говорят: «Ведь это так сложно: постоянно молиться». А на самом деле, если спросить человека: «Ты дышишь лёгкими. Ты заставляешь себя дышать?» Это делает наш мозг, т.е. наш мозг управляет сердцем, легкими и всеми остальными органами.
Сейчас есть современное течение, где говорят: «Развивай способности мозга», что мозг как будто работает на 2%, а остальной не работает. И человека заставляют развивать мозг. На самом деле, это страшный вред для современного человека, потому что 2% мы управляем, а остальными управляет душа. Наша душа вместе с мозгом как раз и управляет всеми процессами в организме. Душа окутывает всё тело и помогает нам жить и двигаться.
Сегодня, братья и сестры, непростой день в смысле борьбы за каждую душу. Таинство Церковное возвращает человека туда 2000 лет назад, потому что Бог находится вне времени. Тот человек, который попадает в Храм, он вступает по Царствию Божьему, там, где нету времени. Сколько мы сделали отречений, грехов, столько мы должны сделать добрых дел. Придёт к нам странник, и это значит Господь спрашивает: «Любишь ли ты Меня?», указывая, что ты когда-то согрешил, и сейчас тебе даётся возможность исправиться, сделать доброе дело. Суть в том, что мы - Евангельские герои или антигерои.
Иисусова молитва нужна нам для того, чтобы постоянно помнить о Христе. Потому что, если просто причаститься, то это как Иуда, который побывав на Тайной Вечерей, потом пошёл и предал Спасителя. Если бы на его устах была бы Иисусова молитва, то он никогда бы Христа не предал. Проблема заключается в том, что мы забываем Христа, и у нас появляется кто-то, кто нам более дорог.
Жить по-христиански просто так не получится. Это будет искажённое христианство. Только со Христом внутри нужно жить. Но, чтобы Его сохранить, вот это и есть искусство Иисусовой молитвы.
Чтобы остаться христианином, нужно сохранить Христа. А чтобы сохранить Христа, нужно о Нём помнить. Чтобы о Нём помнить, нужно просто непрестанно молиться. Апостол Павел сказал: «И непрестанно молитесь». Непрестанно молиться можно только, если человек этого хочет. То есть, если мы помним, значит мы молимся.
Когда человек говорит: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Это и есть вздох нашей души и призвание Христа.
Наше сердце – это есть домашний храм. Это есть то напыщенное сердце, которое мы на исповеди обрезаем, и оно превращается в маленькое сердце, в которое мы приглашаем войти Христа. Сами мы, братья и сестры, пока в это сердце не дерзаем заходить, потому что там идёт битва: там Господь борется с нашими страстями. Нам нужно, как Адам, который сидел у Рая, сесть рядом с нашим домашним храмом, с сердцем, и просто на паперти храма молиться, призывать Иисуса Христа. Мы просто охраняем вход, не запускаем страсти и даём Христу там поработать. И мы говорим: «Господи, останься».
А на самом деле, чтобы человека переработать из ветхого в нового, нужна вся его жизнь, все эти 80-90 лет. И поэтому Иисусова молитва так нужна. Если её непрестанно творить, то тогда Христос будет там постоянно там. Наша сердце превратится в горячую печь, где страсти выжить не смогут. Вот как важно причаститься этого Божественного Огня. Рядом с этим Огнём и мы будем потихоньку возгораться, и превратимся в маленькую свечу, а потом в пламя.
В Царствии Божьем всё пламя. Каждая Иисусова молитва – это и есть вбирание этого Огня.
Когда мы раздулись до невероятной возможности, но потом подрезали своё сердце, и этот шар полетал и упал на землю, то его надо поднять, дать ему ноги – это наша решимость; дать этому шару руки – это наши добрые дела. Там должны быть глаза, чтобы мы увидели небо; там должны быть уши, чтобы слышать Бога. И в этом сердце должно появится ещё сердце – это наш дух. То есть мы должны пробудиться и начать духом молиться. «И Дух Божий неизреченными глаголами молится в человеке», - об этом говорится в Священном Писании. Сам Дух будет молиться в вас. И делая свои дела, мы с удивлением почувствуем, что внутри нас будет эта молитва. Иисусова молитва – это есть Дар Божий, это есть вечная память о Боге. И такой человек, который непрестанно молится, может двигаться в Царствие Божие. И такой человек не страшится ничего, он всегда находится рядом с Богом. Вокруг этого человека все люди согреваются в Божественной Любви.
- Почему так важно, братья и сестры, обрезать своё сердце?
- Вот есть ампула, в которой находится благоухающее миро. Но, если это ампула закрыта, то миро не пахнет. Если своё сердце смирить, то это значит открыть эту ампулу, т.е. Иисусова молитва открывает эту духовную ампулу в нашем сердце, и наше сердце начинает благоухать.
Каждая Иисусова молитва – это маленькая ампула с миром, производимом на небе, которая попадает в наше сердце. И там мы её открывает, т.е. мы со смирением обрезаем своё сердце, и там разливается благоухание. Чем больше мы будем стяжать этих Иисусовых молитв, тем больше благоухания будет в нашем сердце. Когда мощи Святых открывали, и у тех, кто творил Иисусову молитву, было именно это благоухание.
Пусть каждый из нас, братья и сестры, вдохновится Иисусовой молитвой. И в день рождения Иисусовой молитвы пусть каждый из нас постарается как можно дольше творить её в своём сердце.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Братья и сестры, всем помощи Божьей на стяжание Иисусовой молитвы!

01.2024 г.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →