Синица улетает из руки
И всё на свете - блажь и пустяки,
Пока над миром солнце не погасло.
Век пролетает, короток, и вот
Вчера лежал ты, раненый в живот,
Сегодня всё пронзительно и ясно:
Что понемногу стихнут холода,
Что жизнь начнётся в марте, и тогда
Ну чем не повод встретить день рожденья?
Что страх ходил-ходил, да вышел весь.
Что дней больная муторная взвесь
Куда-то уплывает по теченью.
Что от тебя запомнят две строки,
Что все мы - у одной большой реки,
Пусть кто-то у истока, кто-то в устье.
Что всё на свете можно пережить,
Что ты спокоен, бодр - а значит, жив.
Ушёл в себя, но стало быть, вернулся.
И мир, что поместился в две руки -
Носись с ним как с яйцом, роняй, беги -
Он никому на свете не обязан.
Какой красивый через кроны свет...
Как хорошо, что после стольких лет
Его ты разглядел, нырнув из сказок.
Свидетельство о публикации №124031901832
Итак, в самом начале автор сразу обозначает событие:"Синица улетела из руки". Данное выражение отсылает читателя к пословице "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Пословица предполагает, что лучше иметь что-то маленькое, но твое, чем вечно хотеть чего-то далекого и несбыточного. И вот начало стихотворения обозначает позицию, что это самое маленькое, но твое, лирический герой утрачивает, остается с пустыми руками. И дальше, как по спирали автор раскручивает дальнейшие события. Следующие две строки словно являются реминисценцией на мысли Андрея Болконского под небом Аустерлица, когда он понимает, что жизнь совсем не такая, какой он ее видел, пока сражался.
При этом в самом стихотворении много прохлады, света и некоего обновления. Не случайно возникает эта пара: "Лежал... раненый в живот" и "Чем не повод встретить день рождения". При этом "день рождения" не выделен большими буквами, что дает возможность предположить, что автор говорит не о конкретном дне, а о том, когда лирический герой снова сможет дышать и жить, преодолеет внутреннюю смерть.
Далее автор все так же последовательно разворачивает простую философию простой жизни. Он проводит своего героя через понимание незначительности его роли, через незначительность любой роли, через Соломонову мудрость "Все пройдет, пройдет и это", облекая эту мудрость в несколько иные строки. И чуть позже приводит героя к совершенно парадоксальному "Ушел в себя, но стало быть, вернулся".
Здесь можно наблюдать некий пиковый момент. Перед читателем вдруг открывается не просто картина выздоровления, но некий путь к себе. Утрачивая доступное, нечто, что человек считает своим, нечто, до чего легко было дотянуться, он вдруг остается не с пустыми руками, а с собой... наедине. И - что видно в последнем шестистишии - герой остается наедине с миром, который ему ничего не должен. И вот уже лирический герой видит даже не журавля в небе, а само небо: "через кроны свет". И сказки в самом конце стиха перестают соотноситься с волшебством, а обретают иное значение, более негативное. И хотя тональность стиха этого значения не задает, его обозначает его общий смысл. Лирический герой видит свет, "нырнув из сказок", то есть, утрачивая "синицу", он получает и путь к выходу из самообмана, в котором, очевидно, жил "столько лет".
Юна Странствующий Педагог 25.06.2024 17:48 Заявить о нарушении
сколько лет, сколько зим
спасибо огромное за такой подробный разбор - я уже отвыкла от такого
безумно приятно тебя читать
Риммристая 03.08.2024 16:37 Заявить о нарушении