Ребро
Легко ли мне, адамову ребру?
Легко!.. Смертельно!..
Я не снимая крест нательный
и дрожи не уняв к тебе иду.
Ты знаешь, я когда-нибудь умру…
Легко ли мне, адамову ребру,
раз соблазнившись, вновь не соблазниться.
Та яблоня растёт в любом саду
и сколько яблок я ещё сорву,
потом пересчитаешь по страницам.
где яблоко равняется стиху.
Легко ли мне, адамову ребру,
стать костью в задыхающемся горле.
Быть выплюнутой вместе с кровью,
легко ли мне сказать тебе: Люблю
и оторвать и написать на вольной:
будь счастлив поперечно и продольно,
во весь обхват, во всю свою длину.
Я не сумею, я не удержу.
Меня, как видно, способом зачали
не этим, а другим и потому
всё не по сердцу мне, не по уму,
что радости тебе, то мне печали.
Легко ли мне, адамову ребру,
смириться со своим происхожденьем
и уступить первичность сотворенья
тебе, мужчине, моему врагу.
Легко ли мне, когда я не могу...
Легко ли мне, адамову ребру,
быть вечно за ребро в долгу?
Свидетельство о публикации №124031708040
Кстати, про Еву. Буду сейчас душным.
Она сотворена из бока, не из ребра. Проблема перевода.
Второй момент: она была сначала старшая в союзе Адама и Евы.
"Блестящий ангел" (что описано как змея, потому что "нахаш" значит и "змея" и "блестящий", и эта двусмысленность служит материалом для построения метафоры) обращается к Еве, потому что она главнее и принимает решения. Она изначально поставлена над Адамом как та, что его оберегает и присматривает за ним в духовном смысле.
После ослушания Бога положение меняется и Ева приобретает роли рождения, воспитания детей, создания и охраны домашнего очага. Но, всё равно, эти роли не второстепенные, а равноправные.
Алекс Кроссин 07.04.2024 10:50 Заявить о нарушении
Что касается мифологии, конечно существуют разные версии, источники. Думаю, что в данном случае не имеет значения выбор сюжета, он тут вспомогательное средство. Цель - выразить своё чувство. Для этого ищешь подходящую опору. Тот миф, с которым резонируешь. У меня есть друг художник, тот вообще всегда ставил мне в укор обращение к существующим мифам и говорил,что художник должен творить собственную мифологию, я, правда, так и не поняла, что он имел в виду. Поэзия все-таки существует в контексте коллективного исторического и психологического сознания, иначе откуда взяться образу? Может я заблуждаюсь в чем-то. Не знаю.
.
Елена Горбач 07.04.2024 18:30 Заявить о нарушении
Алекс Кроссин 08.04.2024 11:28 Заявить о нарушении
" Чтоб было с кем пасоваться,
Аукаться через степь,
Для сердца — не для оваций, —
На два голоса спеть..."
Больше могу сказать, любовь одного человека значит для меня в миллион раз больше, чем признание многих, а уж если есть пара человек с которыми можно разговаривать, заражаться и заряжаться от них, то больше и мечтать не о чем.
Елена Горбач 08.04.2024 22:01 Заявить о нарушении
Дешёвую, да, можно.
Можно заплатить за посещения своей страницы, купить рецензии, приобрести членства в разных объединениях литераторов, где и опубликуют твои произведения. И стоить это всё будет не так дорого по деньгам и усилиям.
Вопрос — зачем это делать тому, кто понимает ценность своего творчества, кто физически и морально страдает над своим творчеством, кто явно понимает, что стоит по уровню мысли и по умению её воплощать в форму выше многих. Такому человеку это всё не нужно.
А тому, кто является его противоположностью, нужно.
Есть категория людей, которые не могут участвовать в публичной ярмарке тщеславия (в тиктоке, инстаграме и иже с ними), в силу возраста, собственной некрасивости, неспортивности. Поэтому они начинают писать что-то в прозе и в стихах — в Дзене, здесь, на других площадках.
Я этим самым возражаю вам про инстинктивную тягу к творчеству. Самолюбование, истерическое желание привлечь к себе внимание в отсутствие общественно значимых талантов — этот «инстинкт» да, присутствует.
Танцующее, пишущее, поющее, рисующее население — это картина для меня жуткая и утопичная. И жуть с утопией взаимосвязаны. Утопия в том, что такая картина творческого счастья невозможна, потому что тогда встанут АЭС, поезда, перестанут строиться дома и производиться продукты, а также защищаться границы и ловиться преступники. Жуть возникает, если представить, что всё описанное выше действительно произошло и население отдельно взятой страны занимается творчеством вместо других обязанностей.
Поэтому талант всегда давался и будет даваться только немногим в нужный для этого исторический момент.
Тут можно вернуться к тому, что я уже говорил — что талант это обязанность, долг, а не просто интересное дополнение к скучному вечеру. Если талант дан свыше (что вы понимаете, поскольку несколько раз в разных формах про это сказали), то он дан тому, кто сумеет им распоряжаться, по мнению давшего. Поэтому у того, кому дали, и кто не захотел пользоваться, отберут и этот дар и пару других. А тот, кто сумел воспользоваться и умножил талант, не только себя облагородил, но и миллионы немых и глухих вокруг.
Я так это понимаю.
Поэтому второму воздаётся. А первый — наказан.
Алекс Кроссин 09.04.2024 19:43 Заявить о нарушении
Елена Горбач 10.04.2024 22:28 Заявить о нарушении
Вы тогда отрицаете наличие в творческом человеке золотого сечения. Именно оно позволяет сказать, что ценно, а что нет.
И это не связано с нарциссическим расстройством личности.
Это разные вещи, хотя, безусловно, пересекаются.
Алекс Кроссин 10.04.2024 22:43 Заявить о нарушении
Елена Горбач 10.04.2024 23:06 Заявить о нарушении
Я, кажется, понял, где у нас затык в коммуникационной трубе. :)
Вы, когда говорите, пусть люди танцуют или рисуют, как ваши знакомые, имеете в виду хобби.
А я, когда говорю, нет, заниматься искусствами можно только серьёзно или вообще не заниматься, похож на педанта с розгами. Ещё немного — и педант скатится в евгенику. :)
На самом деле, нет, я не совсем это говорю. Я говорю, что тот, кто рисует для хобби или терапии, условный молодец. Но когда он делает заявку на то, что его кляксы на холсте являются искусством, тут уже надо подключать профессиональный взгляд. И если это плохо, то надо и сказать — это плохо. И не стесняться этого.
Да, условная тётя Надя, которая печёт мне пирожки и укрывает пледом, сама доброта. Но если она начнёт кропать пустые стишки, я ей скажу об этом, даже если наша дружба закончится.
И далее — если тот, кто имеет настоящий талант, этот талант сужает до уровня хобби, то это также не годится.
Как и первое, так и второе — небольшое духовное преступление.
Алекс Кроссин 11.04.2024 18:24 Заявить о нарушении
Елена Горбач 12.04.2024 03:51 Заявить о нарушении
С точки зрения искусства, я бы добавил ещё коннотацию к слову «профессионал»: признание профессиональным сообществом (не важно — при жизни или после смерти), которое автоматически вводит профессионала в историю культуры.
Моцарт и Цветаева точно профессионалы, так как соответствуют (прямо на 100%) этому значению слова. Цветаева каждое утро работала над стихами. Пила кофе, курила, писала новое, правила старое. С утра и до обеда. Кормилась за счёт публикаций. И почти ничего не умела делать кроме, да и не хотела делать. Даже если кажется, что образования у неё формального не было, её мать и раннее окружение сформировали у неё тягу и любовь к искусствам, а потом она выбрала поэзию, как своё основное занятие. И дальше занималась самообразованием. Моцарта обучал всё детство и отрочество отец, который был профессиональным музыкантом. Зарабатывал Моцарт лет с пяти, наверное, когда он с сестрой и отцом начал ездить в туры по Европе, давая концерты.
А Пушкин и Лермонтов? Им же не было необходимости кормиться за счёт издания стихов. Необходимости не было, но, тем не менее, они именно от этой деятельности также получали доход. В случае с аристократами или дворянами, которые занимались искусством, необходимость кормиться за счёт искусств не была определяющей, но на первый план выступали другие мотивирующие вещи, страсти, например: тщеславие, эротизм и т. д.
Талант — это не только вдохновение. А очень тяжёлый труд. И почти все это не понимают.
Пишут как придётся. Вот пришли какие-то строчки. Кое-как записали. Отдали в тираж. Вот такое косматое нечто и лежит в сети. Не понять, что это, о чём. Сам автор не может сказать, что это и зачем. Но при этом считает, что раз по вдохновению пришло, то вот и есть маркер таланта.
Глупость величайшая.
Без огранки любая творческая вспышка и идея остаются нечёсаным зверем из леса. И нечего такому зверю делать среди людей.
Поэтому в любом виде искусства есть набросок, этюд, черновик, из которого при приложении усилий рождается законченное произведение. Может, алмаз. Может, просто что-то ремесленно добротное. Но уже то, что можно показывать другим. Что имеет подоплёку, историю, культурную ценность.
Но, в заключение, вы точно понимаете в искусстве и много. Мне это очевидно. :)
Алекс Кроссин 12.04.2024 21:59 Заявить о нарушении
Елена Горбач 13.04.2024 21:33 Заявить о нарушении
Но тогда остальным людям талант должен быть неинтересен, потому что они не смогут правильно проинтерпретировать стихию. Не смогут, да им и незачем. К чему толковать стихию? Это бессмысленно.
Но что тогда делать с убеждённостью почти всех крупных талантов, что гений — это талант плюс труд. Если есть стихия, зачем трудиться и оттачивать инструментарий, процессы, результаты? Ни к чему.
А если у таланта ещё и морального долга нет, то над ним надо просто всем смеяться и оплёвывать, потому что сентенции любой домохозяйки о моральном долге весят больше, чем признания таланта.
В общем, это всё, конечно, не так. Вдохновение (можно назвать это страстью, стихией, вспышкой разума, как угодно) это просто одна из составляющих жизни талантливого человека. Не определяющая, не главенствующая. Да, есть таланты с шизофренией и разного рода психическими заболеваниями. Есть творческие люди, которые пытаются вводить себя в состояние вдохновения путём разных веществ. Но это маргиналы. Сбой душевного здоровья, как и, например, алкоголизм, не возвышают и не способствуют развитию талантливого человека, а просто убивают его.
Алекс Кроссин 17.04.2024 14:11 Заявить о нарушении
Елена Горбач 18.04.2024 01:15 Заявить о нарушении
По поводу истоков творчества — опять к этому возвращаемся. Первый момент — почему Цветаеву нужно возводить в ранг окончательного знатока источника творческой энергии? Творец Вселенной и творец стихов — это разные творцы. Это же очевидно.
Если разные, то талантливый человек и святой человек — это люди с различной степенью близости к Богу. Талантливый человек, человек творящий — это богоискатель, гордец, человек тщеславный, страстный, сомневающийся. Святой — полная ему противоположность.
Поэтому энергия в творческом человеке никак не может быть божественной, то есть исходящей от Бога. Наоборот, чтобы приблизиться к Богу надо убить в себе все страсти, привязанности, гордыню, тщеславие и сомнение, то есть всё земное и мирское.
Поэтому те, кто считают, что стихи это божественно, ошибаются. Не только стихи. Все искусства небожественны. Да, темы могут относиться к религии. Но считать себя проводником божественной энергии, считать, что тебя вдохновляет сам божественный дух — это уже страсть, одержимость и прелесть. Прелесть в религиозном смысле. Церковь учит бояться прелести, искоренять её в себе и страшиться любых проявлений энергии, которую человек не понимает. Именно потому, что человек простой, не святой, не может отличить, какие силы внушают ему те или иные идеи — божественные или дьявольские. Да что там простой человек. Святые постоянно искушаются такими силами. И не могут сами сразу их распознать.
Если следовать теории большого взрыва, да, стихи не нужны. По этой теории бог даже не отрицается, а просто превращён в безличную изначальную точку. Это такая насмешка американского парализованного физика, который боролся с богом таким образом. Больше скажу, не только стихи, тогда всё искусство не нужно. Западная цивилизация это же и имеет сейчас. Там культура умерла. Всё выродилось в поп-арт, в массовую культуру, то есть объекты потребления и стимуляции примитивных инстинктов: страха, секса, насилия, ненависти, гнева, жадности, кражи, власти, бездушия, кривляния, тщеславия, обогащения, чревоугодия. Как в дюжину слов укладывается вся массовая культура настоящего времени! :)
У долга два мотиватора. Один внешний. Общество, как вы сказали. Пример это к примеру 70 лет советского государства. Оно курировало и цензурировало культуру. Соответственно, налагало моральные обязанности на творческих деятелей и ставило их в рамки соцреализма. Но сейчас действие внешней силы не такое строгое, хотя есть то, о чём нельзя говорить и писать. В любом случае, и до 1920-х, и с конца 1980-х, поэтами руководило внутреннее чувство долга. Например, размышления о Родине, защита слабых и незащищённых слоёв общества (коими в России традиционно лет 100 были крестьяне), обличение пороков. В этом смысле русская культура, по большей части, культура духовная, направленная на размышления о духовных вопросах, в чём она и смыкается с христианством, а точнее православием. И хотя в советское время она потеряла религиозную духовность, нравственность оставалась в советской культуре.
Символисты (как неоромантики) не хотели видеть в поэзии моральное долженствование, а хотели заниматься только созерцанием. Пытались одевать в слова свои видения и вдохновение. Думали, что так они познают мир. К чему это привело? Да ни к чему. Это привнесло замечательную эстетику в поэзию, но появился в ответ акмеизм, который как раз собирался заниматься материальным миром с его проблемами, а не только созерцать. А потом советская цензура и соцреализм окончательно решили дело в вопросе об ответственности творческого человека за воспитание лучшего, вечного и по-советски правильного.
Сейчас созерцающих поэтов, конечно, очень много. Как правило, небольших поэтов. Потому что мелкий поэт не может писать с позиций философа, дидактика и морализатора. У него не хватает смелости и самой философии. Родились такие поэты из 40 лет творческого хаоса. С одной стороны, великая духовная русская литература. С другой стороны, глобальный массовый арт, недуховный и примитивный. Вот в такой примитивной, бездуховной манере люди и пишут стихи, прозу, картины, а также сочиняют музыку. Для меня это ненормальное явление. Надеюсь, что временное и уже на нисходящем тренде.
Алекс Кроссин 18.04.2024 17:52 Заявить о нарушении
Касаемо западной культуры, попкультуры, с которой мы очень тесно связаны, согласна абсолютно, с каждым словом. Это путь на помойку, описанный уже на все лады разными фантастами. Чтобы вырастить культурный сад, приходится очень жестко поступать с разным самосевом, сорняками и прочими жужелицами. Но иначе ведь ничего не получиться. Как сейчас растут наши дети? Что пишется на их жесткий диск с рождения? Это же просто дичь и кошмар, все что они видят и слышат из непрерывных трансляций прям из воздуха. Это же потом ничем не вытравишь. Да и задачи, судя по всему, стоят обратные. Что потом с них спрашивать? К сожалению.
Елена Горбач 21.04.2024 21:11 Заявить о нарушении
Алекс Кроссин 24.04.2024 21:12 Заявить о нарушении
Елена Горбач 24.04.2024 21:40 Заявить о нарушении
- то, что не имеет в себе подвига, — не настоящее искусство.
Алекс Кроссин 24.04.2024 21:42 Заявить о нарушении
Елена Горбач 24.04.2024 21:47 Заявить о нарушении