Вот спасибо, Путник
За твои утешные стихи,
За исканья и стремленья силы
И за стопы странные, легки.
Я тебя на той дороге вижу,
Путь куда теперь заказан мне.
Может, сладкий улыбнётся Вишну,
Новый Бог промчится на коне?
Смысл - энергия, и то давно я знаю,
На Земле живущая пока.
Но строка лучится неземная,
Вертикаль вдвигая в облака.
Кто-то прочитает – ценит, судит.
Только знает истинный поэт:
Сокровенный воздух книги судеб –
Немоте бессмысленной привет.
17.03.2024
_______________________________
Стих обращён к Гумилёву, которого я всегда читаю по весне. В мае у меня Данте - Рай ( до сих пор не до конца познанный), а апрель с его яркой солнечной силой - Гумилёв-путешественник и воин. Он воин духа и поэт. И пророк. Глубоко в подсознание земли заглянул его взгляд, и мне особенно дороги его всесмысленные стихи. Одно из них "Слово". Я несколько раз вчитывалась в него. Вначале почему-то обиделась за числа ( наверное потому, что посвятила им много стихов, своих прозрений, число для меня священный знак)и написала "Сумерки богов" ( "Пчёлы высыхают, а не пахнут"), включив его в цикл, посвящённый Фрейе - "Северные песни". Я всё ещё тогда медитировала на север, всё ещё допроживала Григовскую чистоту, очень меня поддержавшую в тяжёлый период бессмысленности ( а весна пришла - и сам по себе во всём смысл, везде жизнь). Григ поддержал меня вовсе не тем, что я писала о нём и думала, а тем, что я смогла в самоотдаче поделиться этим с людьми. Наконец-то я остро поняла в чём состояла реализация моей жизни, но условия теперь сложились так... Я не могу отдать своё поэтическое творчество - ни через соцсети, ни просто читая публично коллегам, ближайшему моему окружению. Ибо оно никоим образом не вписывается в нынешнюю внешнюю ситуацию. Я оказалась за бортом этой жизни во всем смыслах, поэтому так жить сложно. Но меня поддержит Духовное, и только на него надежда. Отдавать людям свои знания - так, чтобы им от этого становилось хорошо, и таким образом происходит истинная коммуникация, взаимообмен энергии и служение людям и Духу. Вот что я должна была делать. Да я к этому и стремилась с юности, покупая книги, изучая мировую культуру. Но всё сложилось совершенно не так - во всех смыслах, и в личном тоже. Карма. Надо отработать. Надо смиренно всё прожить, стремясь к благости. И в следующей жизни будет легче.
Так вот. Перечитала сейчас ещё раз про Слово. Увидела. Последняя строфа, столь мне показавшаяся неправильной из-за пчёл ( тут же ведь тогда возникли мандельштамовские пчёлы, сухие поцелуи, Солнце, междумирье, Элизиум) - верная. Слово проплывало, словно пламень, Слово было божественным, потому и не касался его даже патриарх. Но мы забыли, что оно осиянно, и поставили пределом скудные пределы естества - потому оно умерло, как умирает всё земное. И потому пчёлы мёртвые и пахнут. Слово лишилось своей божественности.
Ещё одно всесмысленное стихотворение - "Память", прочтя которое, я и свой путь душ в одном теле описала. Очень верное прозрение Николая Гумилёва. Мы столько раз меняем душу полностью, отжив часть жизни. Но и тело меняем, умирая. Меняем тела потом - в одной единой истории своей души. Она живёт и развивается, приближаясь к Богу, источнику Света. Мне жаль неверующих, боящихся смерти, у них просто затемнены глаза пока что. Если для них всё кончается смертью, потому что всё физиологично лишь и кончается смертью мозга, то и слова у них плохо пахнут, как те мёртвые пчёлы. А почему же Мандельштам всё понял, что пчёлы не гниют, а высыхают, будто мощи святых? Потому что они нетленны, божественны, потому что и Слово божественно и сам Человек.
Нужно это понять, чтобы двигаться к Духовному. Может быть, нужно испытать тяжёлое и беспросветное, как я, оказаться ещё и в войне, чтобы особенно, по-настоящему понять ценность и единственность Духовного. И как нужно из страсти вырываться к Благости.
12.04.2024
А на коне, очевидно мчится, Один, а у коня - восемь ног ( привет моим числам любимым )) Пусть бы кто-нибудь когда-то открыл у меня всё это и отдал людям, если я вынуждена вот так проживать в безвестности. Пусть тот человек влюбится в моё творчество и сочтёт его целым ценным миром. Ведь это так и есть. Если Бог захочет, то так это и случится, после того, как я оставлю это тело.
______________________________
Буду здесь писать заметки о Гумилёве, который вот только сейчас стал открываться мне. Удивительно и уже закономерно: много раз я подхожу к миру поэта ( и раньше так бывало), любя его, но открывается не сразу, а постепенно. Наконец-то, читая его самое раннее - о королях, о Деве мира - я понимаю что это за короли. Это духовные сущности. В Деве мира, конечно, хоть и угадывается Блоковско-Соловьёвское чаяние вечной женственности, итожащее всё западное Богородичное устремление, всё же просматривается и гумилёвское духовно-инопланетное и по-настоящему сущностное. И разлом эпох и первый порыв молодого творчества ( как первый детский лепет, в котором истина) - сразу сообщает нам пророческое. Тем и Пастернак молодой и ранний тоже ценен. Когда поэт ещё не отделывает себя, словно мраморную скульптуру великого мастерства, но говорит, как пророк и стихия - непосредственно, то больше правды времени и духа получается.
Я сейчас именно так вижу и чувствую, а раньше вот это Гумилёвское раннее мне просто красивыми картинками казалось. А теперь - глубокой правдой о мире духовном.
Вот что делает всегда любовь и неоднократное проникновение и приникновение к миру творческого человека. Для этого не нужно и книги-статьи читать, разъясняющие. Но нужно самому дозреть, заслужить любовью-верностью такое восприятие - когда ты читаешь и понимаешь Истину. И даже облегчение оттого, что, зная о том, что никто не попросит тебя разъяснить это своё понимание ( потому что никому это не дорого, не нужно), тебе не нужно подыскивать слова для объяснений. Ты просто бессловесно понимаешь одним чувством и всё.
Так, наверное, понимает мир сидящий на горе монах и молитвенник, сосредоточенный в своём внутреннем делании. Он живёт в огромности своего мира, неведомого окружающим. Но если нужно Богу, то Он тогда присылает путников и учеников.
Не всё нужно облекать в слова. Они лишь внешний инструмент сообщения Истины - когда это требуется. Ведь монах свободен как от честолюбивых желаний самореализации себя в этом мире, так и от зарабатывания денег на том, что он понял. Он материальные блага простым трудом зарабатывает, рутинным и физическим - плетением каких-то корзиночек и циновок, возделыванием огородика и тому подобными вещами - ради простого поддержания физической жизни своей.
Никто не получит глубоких пониманий, пока сам не придёт и не спросит.
14.04.2024
Свидетельство о публикации №124031704139