Св. Дионисий Ареопагит о Совершенной Любви

ПРЕДВАРЕНИЕ:
В Прощеное воскресенье, в канун Великого Поста с радостью от Феофила

«Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо
не создал бы, если бы что ненавидел»
[Прем. 11:25]

Согласно св. Дионисию Ареопагиту, Бог, будучи Причиной всего сущего, именно «по избытку любовной благости оказывается за пределами Себя» [курсив мой – Г.Х.]. Его промыслительная Забота о своем творении, есть то, что, люди называют Ревностью Божией. Отсюда в Священном Писании употребляется еще одно Имя Божие – Ревнитель, т.е. ревнующий Им же сотворенное и вожделенное [1].

Истинное вожделение, говорит Дионисий, есть «влечение и любовь к Прекрасному и Добру», поскольку только в Прекрасном и Добре влечение и любовь имеют свое основание, «и благодаря Прекрасному и Добру» они «существуют и возникают» [2].

Однако Совершенная, Божественная Любовь, будучи Всесовершенной, направлена не на самое себя, а вовне, и (как разъясняет святой Дионисий), будучи единственной добротворящей силой, она в переизбытке своей Благости не позволяет себе «бесплодно остаться в Самой Себе» [3] побуждая «любящих принадлежать не самим себе, но возлюбленным» [4]. Так, например, и любящая мать, выносит плод любви своей во вне себя, чтобы не остаться одной в самой себе. И, при совершении сего, она уже не принадлежит только себе, поскольку любит дитя свое и потому исступает из себя – живет его жизнью.

Вот и человек, согласно учению святого Дионисия, если любит Бога (Благо, Истину, Добро и Красоту), должен принадлежать Ему как своему Возлюбленному, жить, не своей жизнью, но Его жизнью, пребывая в заботе о всем сущем, Им сотворенном. По сему люди, как образ и подобие Того, Кто, будучи «причиной всего, по сверхмерной благости любит все» [курсив мой – Г.Х.], должны проявлять свою Любовь ко всему сущему. Так и великий Павел, будучи одержим божественной Любовью, приобщившись Ее устремляющей во-вне силы, сказал божественными устами: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» [Гал.;2,;20]. Сказал он это как поистине любящий, исступив из себя ... к Богу и живя не своей жизнью, но жизнью Возлюбленного как весьма желанной» [курсив мой – Г.Х.].

Итак, Божественная Любовь есть Исступление – Из-Хождение во вне и оставление (жертвоприношение) себя ради того, кого ты любишь.

В свое время, правда очень давно, сам того еще не понимая, я сумел выразить это умонастроение в одном своем стихотворении «Моя любовь. К Рождеству Христову»:


Любовь, которой нет конца,
Но есть Начало. [5]
Она измучила меня...
И все, и всем прощала. [6]

Она спасала не меня,
Но все кого-то.
Она взвалила на Меня
Свои заботы.

И в Ис-Ступлении своем
Она искала
Как разлучить меня со Мной [7]
Без всякой жалости.

Кто знает, где ее пути,
Тот может взвесить,
Чего достойнее желать
На этом свете.

Что разлучит Тебя со Мной? [8]
Н-н-нет этой силы!
Ты - Свет в ночи, Ты Ангел мой!
Еще бескрылый... [9]

[См.:Феофил. Моя любовь. К Рождеству Христову (03.01.2014)]

Тот, Кто сделал это со мной, позаботился и о том, чтобы автор стихотворения в дальнейшем утвердился в правильности своего интуитивного представления о Совершенной Любви, путём чтения св. Дионисия Ареопагита. Вот уж действительно: «В стихах моих мне все предрешено…». Помню, как один читатель моих стихов, пользователь поэтического сайта «Fabulae», с непонятным мне упорством и настойчивостью вопрошал, «Кто автор этих стихов?», т.е. некий «Г.Х.» (так было подписано это мое стихотворение).
Сейчас я вижу и понимаю, что нет ничего более похожего на Истинную Любовь, чем то, что я живописал тогда. Аминь! Всем нам Аминь!

С праздником Великого Поста!

----------------------
[1] См: О божественных именах. Глава 4. Об именах «Добро», «Свет», «Красота», «Любовь», «Экстаз», «Рвение», о том, что зла не существует, что оно не от Сущего и не в числе сущих, §13: «Истины ради осмелимся … сказать и то, что и Сам являющийся Причиной всего благодаря любви к прекрасному и добру во всем, по избытку любовной благости оказывается за пределами Себя, будучи привлекаем ко всему сущему Промыслом, словно благостью, влечением и любовью, и из состояния запредельно все превышающего низводится сверхсущественной неотделимой от Него выводящей во-вне силой. Почему и называют Его опытные в божественном люди Ревнителем – как испытывающего сильную и добрую любовь к сущему, как побуждаемого Своим любовным влечением к ревности, как обнаруживающего Себя Ревнивцем, ревнующим Им вожделенное, и как ревностным в заботе о сущем» // [2] «… влечение и любовь принадлежат Прекрасному и Добру, в Прекрасном и Добре имеют основание и благодаря Прекрасному и Добру существуют и возникают» Там же. §13.
[3] Там же, § 10.
[4] Там же, § 13.
[5] Начало Любви – Бог, Творец всего сущего. «Бог есть любовь» [1Ин. 4:8,16]
[6] Прощение – высшее проявление жертвенной Любви.
[7] Это словосочетание "меня со Мной" должно быть понято как "тело с Душой" в одном существе.
[8] Т.е. что разлучит Любовь и Душу живую.
[9] "Бескрылая любовь" значит еще провиденциально несвободная в своей бесконечной свободе.


Рецензии
По человеческой логике это выглядит убедительно, но Бог, который Вездесущий, который "всяческое во всех", какое значение для Него имеют внутрь и вовне, какие пределы Он себе установил, чтобы через них переходить? В мире обусловленном всё это может иметь место, но когда Бог и внутрь, и вовне, и повсеместно, и во всех временах, и распространится без ограничений - куда исходить, изливаться, когда ты повсюду есть?

Сергей Климов 4   17.03.2024 07:02     Заявить о нарушении
Сергей, то это Очень похоже на пантеизм. Бог есть все во всем и ничто из всего сущего, Им же сотворенного. Думаю, что Бог-Творец неизмеримо больше, чем Его творение.

Феофил   17.03.2024 14:58   Заявить о нарушении
Да, похоже Вы правы.

Сергей Климов 4   18.03.2024 06:16   Заявить о нарушении