Заветы старого книжника. достойным высокого звания

ЗАВЕТЫ СТАРОГО КНИЖНИКА.

Русский книжник, к тебе обращается твой старый собрат, с призывом быть достойным своего высокого звания. Довольно рутины, застойного болота, прозябания. Не жалуйся на плохие времена,— эту песню мы слышали с покон веков. Она исходила от людей неподвижных, лишенных энергии, не желавших приложить руки к усовершенствованию и развитию своего предприятия. А между тем, нет дела более увлекательного, чем книжное; нет ни одной области с простором более широким для деятельности; она положительно не знает границ в своем развитии, и от тебя целиком зависит, хочешь ли ты обслуживать только свой квартал, или весь мир. Но помни, книга не любит тех, которые смотрят на нее, как на товар, и жестоко расправляется с таковыми. Можно заранее предсказать неуспех или жалкое прозябание тому «книжнику», который ведет это дело с одним намерением — извлечь из него выгоду. Выгоды он не дождется, ибо без любви к книге не может быть достигнуто знание, а без знания не будет и успеха. Мы часто слышим жалобы книжников на то, что нет хороших покупателей, что настоящий покупатель вывелся. Это не верно. Он был у тебя, быть может, и не раз, но ты не сумел заинтересовать его, хотя, без сомнения, у тебя и было что ему показать, но ты не прислушайся к его требованиям, ты ответил ему на его запросы исконным российским «нет, нету-с», и успокоился; так зачем же он придет к тебе лишний раз? Но помни, что у хорошего продавца не должно быть плохих покупателей. Вот тебе заветы, и если будешь им следовать, успех твой обеспечен. Так говорят опыт и долголетнее наблюдение над жизнью и деятельностью книжника.

1. Люби книгу, как самого себя. Знай ее. Береги ее. Не спеши продавать хорошие вещи, а спеши их покупать.

2. Начинай с того, что узнай, как поставлено дело у твоих соседей. Хорошим воспользуйся, а плохое не вводи у себя.

3. Начинай с маленького. Не опьяняйся временным успехом и не делай больших скачков к увеличению своего предприятия. Если ты торговал сегодня хорошо, это еще не значит, что так пойдет и дальше.

4. Не бойся конкурентов, не старайся устроиться там, где их нет, а иди в самую гущу их и победи своим стремлением быть лучше их. Путем сравнения всего скорее оценят тебя.

5. Храни книгу на своих полках так, чтобы она не изнашивалась от обращения с нею.

6. Знай свои книги основательно и держи их в порядке; располагай их на отделы в зависимости от сложившегося характера твоего дела. Чем дробнее будут отделы, тем легче покупателю в них разбираться и тем скорее ты и сам усвоишь их себе.

7. Не гнушайся никаким заказом как бы он незначителен ни был. Будь внимателен одинаково и к крупному, и к мелкому покупателю. Помни, что десять мелких твоих постоянных клиентов надежнее одного крупного, а при твоем внимании и из каждого мелкого может сделаться крупный.

8. Не сиди сложа руки в ожидании покупателя. Пользуйся каждой свободной минутой для усовершенствования своего дела и обогащения себя знаниями. Приложи все средства, чтобы окружить себя библиографическими справочниками и каталогами и изучай их, а особенно тот предмет, который ты изберешь.

9. Не пренебрегай теми требованиями, удовлетворить которые в данный момент ты не можешь; крепко держи их у себя в памяти, смекай умом, нельзя ли как их выполнить.

10. Не делай на книгу две расценки, глядя по покупателю. Пользоваться недостаточной осведомленностью доверившегося тебе клиента преступно. Расценка, заранее выработанная, должна быть единой для всех.


Рецензии