Шесть доказательств существования Бога в Философии

Но, позвольте вас спросить, — после тревожного раздумья спросил заграничный гость, — как же быть с доказательствами бытия божия, коих существует ровно пять?
       - Воланд, Мастер и Маргарита, М. Булгаков.


ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ФОМЕ АКВИНСКОМУ

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
                - Фома Аквинский


Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста -
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против "жития".

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И "Метафизике" жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где - не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога -
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор.   

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья -
Теологический упор.

Для получения "магистра",
Иначе – "доктор философии",
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина...
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения -
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение -
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам "томизм" -   
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный "-изм"
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.



Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.


Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».




ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ


Знакомы с детства мы с движением:
Вращение звёзд, полёт пчелы,
Чтоб двигался, понятно мнение,
Усилие приложить должны.

Начать движение кто-то должен,
Дать предварительный толчок,
Земли вращения иль Солнца,
И этот кто-то и есть Бог!


ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - КОСМИЧЕСКОЕ


Нам не всегда ясна причина,
Мы получаем результат,
Балансом, лишь для нас значимым,
Что было день и год назад. 

Причину ищем не всегда мы,
Лишь когда есть: «За что?» вопрос.
Когда мы счастливы, любимы, -
Тогда нельзя судьбе допрос. 

Взгляни назад к истоку дней
Найдём её - Первопричину!
А если есть она - при ней
Есть тот, кого зовут Единый!



ТРЕТЬЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - НЕЗАВИСИМОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ


Всё то, что видим мы вокруг,
Одно зависит от другого.
Клубок разматывая друг
Найдём фундамент и  основу.

Что не зависело вначале
И до чего было - “ничто”.
Что, независимо создали,
Тот, кто создал - зовётся Бог.




ЧЕТВЁРТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - КАЧЕСТВЕННОЕ


Есть эталоны красоты
Для разных рас, племён, народов.
Ои различны - я и ты
Своим решаем мысли ходом.

И идеал добра, любви, -
Кто эталон нам выдать может?
Ответ вы знаете - один,
Один и только - он есть Боже.




ПЯТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ


Всё, что живёт и не живёт
Имеет смысл и цель при этом.
Гель эту кто-то создаёт
И нет случайности при этом.

Чтобы создать и цель, и смысл
Должна быть вечность - перспективой!
Наводит это вас на мысль,
Что это может Бог Единый.


Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
 
Первый признак — через движение. Поскольку у каждого движения есть то, что движет, значит, должен существовать Перводвигатель.

Второй — причинный. У каждого явления есть причина, а значит, у всех явлений должна существовать Первопричина.

Третий — всё случайно существующее может и не существовать. Следовательно, должен быть Регулировщик.

Четвёртый — качественный. Раз есть различные формы Совершенства, Красоты, Добра, то должны быть и абсолютное Совершенство, Добро и Красота.

Пятый — целесообразность. Всё разумное и неразумное в мире направлено к целесообразности. Значит, должен быть Руководитель.




ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ КАНТОМ (1724-1804)

Согласно Канту - это можно
“Бог - существует” - доказать,
Логически, пусть это сложно,
Систему стройную создать.

Но нет гарантии, что разум,
(Пусть в логике пробоев нет).
Поверить всех заставит сразу:
Есть те, кто скажет “нет” в ответ.

Всегда есть контра-аргументы,
Со стройной логикой в штыки.
Здесь разум с верой - конкуренты
И в ход идут уже клыки.

Для Канта - Бог - не разум, вера!
И интеллект здесь ни при чём.
У розума ведь есть пределы,
У веры нет границ ни в чём.;



Родоначальник немецкой классической философии Иманнуил Кант подробно развивает в “Критике чистого разума” доказательства бытия Бога и приходит к парадоксальному результату.

 С одной стороны, он говорит, что рациональными аргументами можно доказать существование Бога, но нельзя сделать доказательства убедительными для противоположной стороны.




ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАНТА
(ШЕСТОЕ - ЭТИЧЕСКОЕ)

— Браво! — вскричал иностранец, — браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
       - Воланд, Мастер и Маргарита, М. Булгаков


Вопрос стоит фундаментален:
"Кем этика нам всем дана?"
Кому она дана в скрижалях,
Кто верит в Библию, в Коран.

А кто не верит в Бога, в чёрта;
Кому законы - тын-трава.
Кого мораль есть "вор в законе"
И этика других мертва?

Есть абсолютная реальность
Нам в ощущение дана
И мы об этом только знаем
Из наших чувств. И все дела.

Но каждый чувствует иначе -
Как жизнь прожил и что учил.
Так что же это?   Это значит
Для этики - свой личный мир?

Где абсолютная идея
Что хорошо? А что нельзя?
Как в шахматах, где каждый верит
Есть пешки ход, а есть ферзя. 

По Канту - этика реальна
И путь к ней очень не простой.
И не достаточно лишь знания -
Она руководит душой.

А суд за это после смерти;
За этику и спрос сильней.
Для тех, кто, в общем то, не верит -
Закон пришёл не от людей.

Ведь существует притяжение
В отсутствие звёзд как и планет,
Есть этика (такое мнение)
Неважно здесь мы или нет.


Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив.
Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира.


Рецензии
Всё более утверждаюсь в мысли:
Окружающий нас Мир (или себя в этом мире)
следует созерцать, а не изучать...

Покровский Василий   16.03.2024 22:11     Заявить о нарушении
Это принцип древне-греческой философии.
В Средние Века в Европе, во времена инквизиции считалось, что правду можно получить только под пытками. Это и стало "научным методом", т.е. добыть тайны у природы истязая её.

Оскар Хуторянский   16.03.2024 22:20   Заявить о нарушении