Анна Сурова О стихах Александра Соколова

  Об авторе и стихах

  Отзыв на сборник стихов Александра Соколова  «Дорога к дому».
Издательство «Dimitria»,  Вологда , - 2005 год, 80 стр,  65 стихотворений.

  Соколов Александр Иванович родился 29.08.1952 года в поселке  Сухая Речка  (ныне пос. Туровец) Междуреченского района Вологодской области в семье рабочих. Детство его прошло в рабочем поселке в собственном доме на берегу реки Сухона. Его мать Зоя Александровна не имела образования и с трудом писала письма родственникам. Работала зимой в лесу рубщицей сука, летом на сплаве леса. Отец  - Иван Александрович окончил 7 классов, был активным членом КПСС, любил литературу, в том числе и поэзию. Длинными, темными зимними вечерами часто читал для семьи вслух стихи, рассказы повести и романы. Маленький Саша заслушивался ими, и с нетерпением ждал следующего вечера. Бабушка Александра Алексеевна знала много сказок, песен, и приобщала внуков к ним. Возможно, это и повлияло на Сашу,  и он уже в школьные годы стал писать стихи. Он,  то же любил книги, и  не то чтобы зачитывался ими, но не упускал возможности прочитать что-то новое о природе, животных, птицах, рыбалке. В своем стихотворении «Помнишь братишка, Иван?» признается:

Лампочка с абажуром,
Комнаты желтый туман.
Помнишь, как  крестка Шура
Читала нам вслух роман?
О стол,  опершись локотками,
Мы взора с её не сводили,
И взгляд её нежно-лукавый
Не знаю, за что и любили…

  Но это школьное увлечение не было серьёзным. Стесняясь своего творчества, он не показывал свои стихи даже друзьям. Многие родственники и знакомые и сейчас в неведении, что он пишет стихи. А первые стихи его написаны в 7 классе. Писал  их и когда учился в ПТУ городе Ярославля, и когда служил в армии, и когда работал в милиции, пишет и сейчас. Сначала это было от случая к случаю. Сейчас поэзия для него – образ жизни, состояние души. Его более позднее творчество больше похоже на воспоминания о детстве и юности. Вот так он описывает своё впечатление от встречи  с незнакомым растением на болоте, куда шли они с матерью за клюквой в первую  школьную осень:

За клюквой мы шли на болото,
В низине я «фрукт» тот заметил,
И им удивился настолько,
Ну будто фламинго там встретил.
На стебле бордовый початок
В листочек оранжевый вложен,
К нему подбежал моментально
И с криком» «Мам, есть это можно?»
И, взяв осторожненько в руку,
Летел к маме,  птице подобно.
Она же почти равнодушно,
Сказала: «Оставь, несъедобно»…

  Стихи Александра Соколова – это чувства и переживания, радости и печали, это его жизнь со всеми мелочами. Вот что он говорит о школьных своих годах:

Я рос худощавым и бледненьким,
Чтоб мать не бранила, зубрил,
И, чтоб отличатся от сверстников,
Украдкой табак не курил.
И не орал среди улицы,
Играя под вечер в футбол,
С ружьишком зимой, летом с удочкой
По берегу Сухоны брел.

Детство – любимая пора.  Интересные его стихи о детской влюблённости:

На горку шли с тобой мы после школы,
Сев на портфели, мчались с горки гладкой,
И ты была забавной и весёлой,
Обняв меня, дышала в ухо сладко.
Я,  обернувшись, словно невзначай,
Тебя несмело в губы целовал,
И ты бежала на горушку снова.

  Но жизнь Саши не была гладкой и безоблачной. Родители работали в леспромхозе  от темна  до темна, а по выходным частенько пили водку, как и многие жители поселка.
О чем он обобщенно пишет:

Проснулся утром рано,
Коровушка мычит,
Пастух уж гонит стадо,
А мама пьяна, спит.
Отец опять в запое,
Домой не приходил.
Братишка младший ноет:
Нога болит, ушиб.

 Конечно в этих стихах и этой  информации о семье и отце можно видеть противоречие.
Как так, отец – активный коммунист, любящий литературу и семью, и вдруг его пьянство?
Тут скорей всего применён лексический прием – гипербола – преувеличение, либо Некрасовская тенденция  мужчин (мужик до смерти работает, до полусмерти пьёт). Либо это образ – обобщение жизни в деревне, поселке.

  Но были в жизни Саши и счастливые минуты. В соседних деревнях жило много родственников, на каникулах он часто ходил к ним в гости, о чём в  его душе остались  теплые и светлые воспоминания:

Вот Вакориха, дома, огороды.
Яблони- белы ведут хоровод,
Крикнула громко с амбара ворона
И к Большедворью идет отворот.
Десять минут и уже Большедворье!
Церковь – старушка стоит без креста.
Вот тётки Шуры и дом и подворье –
Эта дорога мила и быстра…

  Александр, увлеченный природой, всё видит и всё подмечает. Он натурасист.
Вот так он описывает трясогузку:

То она стремительно бежит,
То стоит и хвостиком качает,
У карниза сделав виражи,
В борозде меж грядок исчезает.
Опереньем даже не броска,
То порой, как попугай зелена,
Вот через тропинку два броска,
И опять в траве высокой тонет.
Улетает с поздним журавлем,
Прилетает,  снег ещё не стаял,
И уже ноябрьским серым днем
Мне её как будто не хватает…

  Живя в родном поселке, под крышей родителей, он и не думал покидать его. Но окончив 8 классов, за компанию с одноклассниками, уезжает в большой город:

Летом привольно на Сухоне,
Скучно тоскливо зимой.
Чуть повзрослев, парни юные
Край покидают родной.

  Судьба бросает Александра в город Ярославль, где он учится в ПТУ и одновременно в вечерней школе. Его отзывы о городе добрые:

Город принял меня, как родного,
И его полюбил тоже я.
Здесь широкая Матушка-Волгда.
И учеба моя,  и друзья.

  Но едва уехав из дома, он скучает, по братьям, матери, отцу; тоскует по родным местам, по заливным лугам реки Сухоны, по рыжим болотам, по ночному костру, по охотничьей избушке,
по школьным друзьям, милой подружке. И вот он на каникулах едет домой:

Справа Тимошино, луг под водой,
Словно озерная чаша,
Слева поселок и дом мой родной.
Кто там платочком мне машет?
Мама? То мама! Её узнаю.
Чаще забилось сердечко,
Сквозь набежавшие слезы шепчу:
- Здравствуй, Сухая Речка!

  Стихия автора – луга, где скрипят коростели, леса, где гадает кукушка, Сухона, где он любит кататься на лодке, и ловить рыбу. Это и луговые цветы, рябинка и черёмуха под окном. И в его стихах звучат задумчивые нотки:

У красоты душа хрупка,
И не выносит боли.
Не рви цветы, и пусть стоят
Не на столе,  а в поле…

  После службы в армии,  Александр перебирается в Вологду, которая и стала для него вторым домом:

Я здесь когда-то бросил якорь,
У самой Вологды реки,
На Канифольном, где в бараках,
Ждут лета в пьянке речники,
И где чуть вечер - в клубе драки.

  В стихах Александра Соколова нет особой коннотации, изысканности и утонченности Ольги Фокиной, всепрощающего милосердия Сергея Чухина, нет и всепоглощающей тоски и одиночества Николая Рубцова. А есть добрый несуетливый , как размеренная жизнь деревни ,
как течение самой Сухоны,  мотив плавный, чистый:

Сонливы луга заливные,
Туманов качается проседь,
Вернувшись в пенаты родные,
Опять коростель косу точит.
Мне ныне чего-то не спится,
Задумавшись,  утро встречаю,
А время размерено-тихо
В деревню за речку шагает…

  Живя вдали от Сухой Речки, Александр  тоскует по ней. Он часто ходит на Речной вокзал, чтобы встретиться  там  одноклассников, родных, односельчан. Часами сидит на пристани, встречая и провожая пароходы. Память и эта водная дорога «Вологда – Тотьма» и есть связующая нить его с малой родиной:

Ах, пароходик беленький! Те плыть и плыть,  и плыть!
Эх, водная дороженька! Ты с родиною нить…

  Конечно, же в стихах Александра Соколова  есть ирония и самоирония, легкий не обжигающий юмор, юношеская шутливость:

Теплым августом вечером поздним
Только к речке с подружкой приду,
С того берега жалобно кличут:
- Эй, пацан, перекинь за реку?
И я крикну,  шутя просящему:
- Что ж зимою-то не переходил?
И ответит просящий с юмором:
- Я был занят, картошку садил!
Смех раскатится эхом над плёсом .
 Мою лодку с надеждой он ждет.
И по Сухоне быстрой, широкой
Моя лодка к нему плывет…

Стихи автора  пропитаны теплом и любовью к милой природе, сердечной болью за родину, ведь скудеют и пустеют  деревни на Сухоне:

Ох, где ты дедова тропа?
На ней уж ели вместо ивы.
Забыто слово «сеновал»,
«Овин» и «мельница» и «жито»,
И деревенька уж пуста.
И в ней ни школы, ни больницы,
Лишь летом дачник иногда
Черпнет из Сухоны водицы…



  В стихах сборника просматривается образ дороги и птицы, птицы летящей  вникуда.
Нет,  не вернётся в родное гнездо,  вылетевшая из него окрепшая птица. Нет, не вернется Александр в свой родной посёлок, вот это-то и гнетёт и мучает его душу:

Нет, друзья, я оседлая птица,
И, покинув гнездовье однажды,
Не спешил  туда вновь возвратиться,
Хоть там жили отец мой и мама…


  А в  том, что опустели деревни по берегам реки Сухоны, автор обвиняет и себя, свое поколение:

Оскудела деревней Россиюшка:
В селах печи давно не дымят…
Плачу… Слезы бегут от бессилия, -
В этом тоже и я виноват…

Называя свою страну Россиюшка, он дает нам понять,  насколько дорога и мила ему она.
Мало таких людей, которые  настолько сильно чувствуют кровную связь со своей родиной, со своей землёй, которая вырастила и воспитала их пополам с  родителями.

  В стихах  Александра Соколова – не образ автора, хотя некоторое сходство и улавливается и прослеживается.  Это образ народа, где-то уже, где-то шире, где-то собирательный, образ поколения, покинувшего свою малую  родину.
Он  продолжает жить в городе Вологда, продолжает писать стихи.
Является руководителем детско-юношеского литературно-поэтического хобби-класса «Сонет» Студии «Чудетство» Дворца творчества детей и молодёжи.

Александр Иванович – мой наставник. У на довольно разные стихи, но тем не менее, его поэзия не перестаёт удивлять меня своей простотой и доступностью, искренностью, близостью к читателю.
Его стихи заставляют остановиться, и задуматься. Задуматься над судьбой автора (лирического героя), его поколения, над судьбою России.
Эти строки я посвящаю ему  - моему учителю и просто хорошему человеку:

От моей юной музы спасибо,
Что открыли её для меня.
И за то, что учителем были,
От моей юной музы спасибо!

Вдохновенья, поэзии миги,
Словно жизнь,  я впустила в себя.
И за это от музы спасибо,
Не горела она без огня…

Я очень благодарна своему учителю за то, что он помог мне и многим другим юным авторам и помогает до сих пор найти себя в жизни , открыть свою душу для читателя.

Анна Сурова
Школа № 15, 11 класс , г. Вологда
Ученица хобби-класса "Сонет"
2005 год


Рецензии