Тихий трикстер пара личной пушкинистики Пельцмана

Чтоб рассказать о своем сновидении, нужно проснуться.*
Чтоб расшвырять наваждения - где мой топор боевой?
Чтоб опознать побуждения нужно выйти из эволюции
- кто посылает трикстера для игры моей головой?

Вы не знаете, кто таков трикстер? Я тоже с утра не знал. Читаем:

Три;кстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.

Персонаж, называемый трикстером, расположен по центру диаграммы: ни свой, ни чужой, ни сильный, ни слабый, нечто среднее.

«Трикстер — ум без чувства ответственности»

СТОП. Стоило ли вообще это копировать? Надо ли этим заниматься? Откуда-то из-за ноутбука выползло пренеприятное насекомое, похожее на комар Кафки. Прихлопнул его салфеткой, вместе с салфеткой в ведро. Может не стоит вообще об этом? Но - дочитаем научное определение.

Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно, но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта.

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
(Гёте. Фауст)

Трикстеры бывают хитрыми или глупыми или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции.

Во многих культурах (например, в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях) трикстер и культурный герой часто смешиваются. Во многих североамериканских мифологиях койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы, коряки, ительмены) также выкрал огонь у богов (звёзды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой.

Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как койот или ворон обычно является шутником и проказником.

Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли.

ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ. АРМАЛИНСКИЙ, Михаил (наст. имя и фамилия – Михаил Израилевич Пельцман) – русский поэт, прозаик, издатель, покинул СССР 17 ноября 1976 г., а 22 февраля 1977 г. прибыл в США. Здесь, совмещая литературную деятельность с бизнесом, он издал отдельными книгами стихи, написанные на родине, а затем новые стихи и прозу.

Непростые отношения с издателями, которые отражались как на составе самих книг, так и на их продаже, заставила Армалинского основать собственное издательство «M.I.P.» (название составлено из инициалов владельца), где, кроме книг самого Армалинского, увидели свет составленные им сборники «Русские бесстыжие пословицы и поговорки» (1992, доп. – 1995), «Детский эротический фольклор» (1995), альманах «Соитие» (1989), посвященный эротике в литературе, а также книги современных авторов, разрабатывающих эту тему, например, роман И. Карабутенко «Я-Он и Она» (1991), и трактат маркиза де Сада «Философия в будуаре» (1993), переведенный, однако, не с французского оригинала, а с его издания на английском языке.

В издательстве «M.I.P.» увидела свет и книга «А.С. Пушкин. Тайные записки 1836-1837 годов» (1986), неоднократно переиздававшаяся и к настоящему времени опубликованная на 25 языках, а в 2006 г. обретшая свое воплощение на французской сцене (главную роль исполнял Мануэль Бланк).

Сочинение это, характеризуемое оппонентами как грубая подделка, приписывается самому Армалинскому. Тем не менее, факт подделки по сей день научно не доказан, ибо не проведена экспертиза, подтверждающая либо отрицающая подлинность «тайных записок», а равно и авторство. Материалы, посвященные «тайным запискам», среди которых рецензии, частная переписка и т.д., собраны в книге Давида Баевского «Парапушкинистика», вышедшая в том же издательстве «M.I.P.».

Материалы эти в полной мере отразили и фигуру Армалинского-литератора, и свойства читательской массы, использованные Армалинским (будь он гипотетический автор «тайных записок» либо их издатель) в грандиозной литературной провокации.

Для оппонентов Армалинского типичны ханжество, выражающееся в соблюдении некой умозрительно выстроенной культурной субординации, желание оставить последнее слово за собой, отсутствие чувства юмора, тогда как сам он пользуется хорошо разработанными в культуре схемами поведения трикстера.

Ну, да - «Трикстер — ум без чувства ответственности». Понятно. Правда тут умом-то и не пахнет, и в общем-то грандиозный успех Пельцмана - 35 подписчиков на ЛитРес. Тиражи его изданий не разглашаются, как и доходы. Однако яхты и особняка Пельцман не рекламирует, а на одном из букинистических сайтов было указано что книги с неприличными названиями представляют из себя редкость, ибо тиражи 300-500 экз.

Вот и вся "парапушкинистика". Личная игра некоего трикстера Пельцмана. Юмор такой.

Пушкин - достояние мировой культуры. Каждый имеет право на личного Пушкина. Потому предлагаю американскому литератору (зачем до сих пор считать себя русским с 1976 года в США, уже 48 лет дома же?) уточнить понятие своего жанра - "пара(личная)пушкинистика".

...ва мусорном ведре что-то зашевелилось. Догадался: у нас меняют лифт, отдельные обитатели хотят сменить ПМЖ. Но не у меня. Беру мусорный пакет и отправляю в мусоропровод - гуд бай, трикстер!

Пока ходил - сообразил. Тараканы-трикстеры Пельцмана никому не были нужны до 1986 года, когда в СССР начали менять социальный лифт, любая дрянь подошла дабы испортить воздух в будущей "нашей раше". И под плинтусами кой-чего осталось по сей день.

Странно, что я 38 лет этого не замечал. А, ну да - лифт вчера менять начали. Ладно, завтра допишу историю трикстера.


*
- Сенека Луций Анней
*
иллюстрация рекламирует в сети книгу трикстера "Анимализмы", другой достаточно достоверной не нашлось - мало ли кого заместо себя шутник подсунет, а я потом получай за использование персональных данных в пара(личном).


Рецензии