Г. К. Честертон. Вечный человек

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «Г. К. ЧЕСТЕРТОН. «ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»».


Честертон Г. К. Вечный человек. -  Москва: Политиздат, 1991.

Английский писатель и публицист Гилберт Кийт Честертон (1874 – 1936), с молодых лет порвавший с тьмой неверия и агностицизма, очень популярный в начале 20 века, в 1914 году заболел тяжёлой болезнью, из которой вышел католическим проповедником. Он написал немало духовных произведений, среди которых особенное место занимает книга «Вечный человек» (1925).
Соответственно  его словам о том, что Церковь жива и молода, пока идёт  проповедь миру (стр. 263), Честертон посвятил эту книгу научным и псевдонаучным идеям о встретившем Христа языческом мире.
Автор проявляет поразительную неграмотность в духовных вопросах, которые можно объединить названием «мистическое богословие». В его суждениях проскакивает идея о «светлых богах» мифов, которым противостоят бесы колдовства (глава 7. Схватка богов с бесами). Куда уж Честертону знать о том, что  боги - это такие же падшие духи, демоны, князья бесовские, у которых бесы находятся в подчинении. Это знает любой христианский ребёнок! Куда уж ему знать, что мифы сочиняли не поэты-фантазёры, но демоны (греческие мифы- «шедевры самого дьявола).
Вообще, Честертону неуютно в этой книге, как, наверное, неуютно ему было в современной ему Англии. Болезнь не прошла даром. Во второй части, посвященной Иисусу, он ударяется  в католическое символическое богословствование. Но нить рассуждений его прерывиста, нестойка, болезненна. Непонятно, что он думал о христианском разуме и логичности  евангельского повествования. Возможно вслед за апостолом Павлом он всерьёз говорит об абсурдности и «юродивости» христианских разума и веры.
Вера – вот что держит его на плаву в этой его слабовесной книге. Вот как он её завершает:
«Душа христианского мира, порождённая немыслимым Христом, - здравый смысл. Мы не смеем взглянуть на Его Лик, но мы видим Его плоды, и по плодам Его узнаём Его. А плоды  - весомые, и плодородие не только метафора…» (стр. 264).

«Вечного человека» называют лучшей апологией 20 века (стр. 6). Возможно: на безрыбье и рак рыба. Но как хочется, чтобы рак превратился в рыбу!

Дядюшка Римус. 13 марта 2024 года.


Рецензии