Тепло
Тепло же выдавалось по сезонам.
Река полузамёрзшая текла
и ветер бил по каменным колоннам
соборов, потому что был ноябрь,
из всех осенних — самый ледовитый.
А я бубнил, как старый пономарь,
всего три строчки... С вечера небритый
не торопился никуда уже,
пытаясь посреди людского мира
забыть о том, что я не протеже
ни Диониса, ни его сатира.
И потому, погоде вопреки,
всего три строчки, словно три бокала,
хотелось не дыханием реки
наполнить мне, не ветром, что упрямо
всё так же бил в колонны и вокруг,
а полновесной гроздью винограда
и тем вином, родившимся не вдруг
из этой грозди, потому что надо
сквозь тонкости бокального стекла
просвечивать живым, горячим, новым...
А город снова требовал тепла,
которое давалось по сезонам.
Свидетельство о публикации №124031301539
1. «Город, который требовал тепла, или Поэт в эпоху климатических аномалий»
Тепла требуют наши сердца! «Тепло» — это молчаливый крик души в эпоху, когда даже природа стала воплощением человеческой отчуждённости. Город, «требующий тепла», но получающий его «по сезонам», — это не просто петербургский ноябрь с его «ледовитым» дыханием. Это мир, где эмоции регулируются календарём, а душа вынуждена ютиться в «трёх строчках», как в спасительной скорлупе. Лирический герой здесь — «старый пономарь», бубнящий молитвы в пустоту, но его «три бокала» строф — это попытка согреть реальность, превратив её в вино из «полновесной грозди» .
2. «Между Дионисом и сатиром: поэзия как акт сопротивления»
Михаил филигранно обыгрывает античные аллюзии. Герой — «не протеже Диониса», но именно через вино (символ творческого экстаза) он пытается прорваться сквозь холод. «Бокальное стекло» здесь — и граница, и окно: через него «просвечивает» нечто «живое, горячее», что противостоит мёртвой архитектуре соборов и колонн. Это напоминает мотивы из других стихов автора, где дождь и ветер становятся соучастниками мирополагающеей драмы .
3. «Ноябрь как состояние души: почему русская литература обожает осень?»
ИМХО, автор продолжает традицию русских классиков, для которых осень — время рефлексии. Его ноябрь — это не пушкинское «очей очарованье», а скорее чеховская тоска по утраченному теплу. Полузамёрзшая река, ветер, бьющий в колонны, — всё это отсылает к образам из сочинений о «тепле родного дома», где дом — духовный маяк в бушующем мире . Но у Михаила «дом» заменён на хрупкое поэтическое слово, которое, как и герои Достоевского, ищет спасения в собственном горении.
4. «Три строчки против цунами: ирония как защитный механизм»
Стилистика в которой построена эта мало похожая на критику рецензия, требовала бы здесь едкой усмешки: «Какой русский поэт не любит страдать под холодным дождём?». Но Михаил, впрочем, добавляет в страдание иронию. Его герой «небритый с вечера» и напоминает того самого троллейбусно-трамвайного мечтателя из другого стихотворения автора, где «планета крутится, кругла», но счастье ускользает . «Три строчки» — это и минимум усилий, и максимум отчаяния.
5. «Виноградная гроздь vs. алгоритмы: может ли поэзия согреть?»
Финал стихотворения возвращает нас к изначальному конфликту: город требует тепла, но получает его «по сезонам», как искусственный интеллект — обновления. Автор словно спрашивает: может ли поэзия стать тем самым «живым, горячим» вином, которое прольётся поверх алгоритмов? Ответа нет, но в этом и есть сила текста: как в «странной земле» из другого его стихотворения, где «открытое окно» и «ласковые руки» существуют вне времени .
---------------------------------------------------------------------------------
«Тепло» — это декларация поколения, застрявшего между вечной зимой души и мимолётным летом надежд. Как написано кажется в «Ушло тепло...», «без тепла вмиг исчезнут цветы» . Михаил же напоминает: цветы могут прорасти даже в трещинах бетонных колонн, если в них капнуть вина из «трёх строчек». И пусть город продолжает требовать своё — поэт уже согрел нас.
Дмитрий Куваев 06.02.2025 08:41 Заявить о нарушении
Такие отклики, такие разборы довольно редкое явление здесь, и тем ценнее для меня всё, сказанное Вами.
Спасибо!
Михаил Эндин 06.02.2025 09:18 Заявить о нарушении