Умение прощать

Огромным булыжным завалом лежит в «пещере» человеческой души груз непрощенных обид, которые в дальнейшем обретают губительные формы: депрессии, эмоциональные расстройства, помешательства, суициды…

Как нам справляться с обидой, которая, как ржавчина разъедает человека? Ну, не так же, как написано у Владимира Маяковского «…собака бьющую руку лижет…»?!
Конечно, нет. Но и отвечать злом на зло - не выход. Как только мы касаемся зла (даже в мыслях), то сразу же сами открываем ему двери в «апартаменты» своей души.
Так, как же выйти из лабиринта обид, в которых наши души застряли, как в нейронных решетках?

А ответ нам давным-давно дал Тот, кто больше всего о нас печется и заботится: «Прощайте друг друга! Не держите зла на ближнего своего.»

Вот так. Всё просто! Нужно сложить оружие злости и гнева , да омыть раны сердечным прощением, освободить себя от кристаллической неволи. И последнее Воскресение перед Великим постом нам в помощь!

Просто в теории, да не просто в практике, как показывают наблюдения... Даже многие христиане так и не могут вырваться из капкана обид, заглушая ее, делая вид, что всё в порядке.
Иллюзия прощения оборачивается часто против того, кто хочет простить. Раз… – и простил, так, возможно, бывает, но очень редко. Я не видела.

Прощать мы начинаем лишь, когда взрослеем духовно, когда трансформируем обиду в некий полезный опыт, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами, и они допускают такие же ошибки. Но мы чаще взыскиваем больше с них, стараясь не заметить своего «бревна».

Иногда знание механизма прощения ( психологии) бывает очень даже неплохим подспорьем в борьбе с обидами.
Признание проблемы — первый шаг к её решению.
Да, у меня есть проблема. Я не могу простить, мне больно и тяжело - это адекватно!
Обиду надо проговорить! С озвучивания и проговаривания начинается терапия.
Гневаться на обидчика, кстати, тоже нормально! Гнев – это человеческая природа, защитная реакция психики. И если мы подавляем гнев, то деформируем его, превращая в пассивную агрессию, в фарисейское презрение и высокомерную жалость. Гневаться можно, но лучше «экологично» ( об этом очень много написано и в книгах, и в интернете - протанцовывание, пропевание, прокрикивание, физическая нагрузка, спорт, битье подушки, освобождающие письма, арт-терапия и т.д.).

Есть еще один вопрос, в котором иногда нужно разобраться: «Чем вам выгодна позиция жертвы?». Когда мы не можем простить, держимся за обиду и гнев, мы играем в Жертву. И эта позиция имеет выгоду. Например, можно особо не напрягаться, ничего не менять в себе. «Враг» же найден и постоянно «обезвреживается»! А я, вроде как, и ни при чем.

Конечно, мы не должны соглашаться с тем, что нам причиняет боль. И не надо, забывая о своем достоинстве, повторять такие «уроки». Оправдывать зло тем, что «меня так Господь смиряет», не думаю, что правильно. Мы имеем право не позволять, чтобы с нами из раза в раз так поступали.
Обида – это часто желание очертить собственные границы.

Но и попытка понять человека дает возможность более легкого прощения. Представьте, что вы адвокат своего обидчика. Какие факторы сделали его таким? Никто не может сотворить зло, не будучи сам уязвлен этим злом.
Как пример, возможно, мама все решала за сына, уничтожала в нем мужика или поливала грязью его отца.
Как будет такой мужчина относиться к женщинам? Да, он будет сразу защищаться! А лучший способ защиты? … Да-да - нападение…

Очень полезно молиться о здравии и благополучии тех, кто обидел. Просто поговорить с Богом, лучше своими словами. Постоять перед Ним и рассказать Ему, что случилось.
После этого, часто, действительно происходит «раз» … и обида растаяла, как прошлогодний снег ( это опытный пример).

Но простить — не значит склеить разбитую вазу каких-то взаимоотношений или оправдать зло, это не тождественно попустительству. Мы не говорим: «Я тебя прощаю за предательство, можешь и дальше предавать (изменять, избивать, воровать, унижать….)». Нет, прощая, я отказываюсь от права на обиду, я преодолеваю свое осуждение, возможно, готова сострадать обидчику, потому что поняла причины, но это не значит, что я могу попустить это еще раз. Более того, это не значит, что мы продолжим близко общаться. Даже так! Зачем нарываться лишний раз на гранату. Понятно, что это строго индивидуально … И это только мое мнение, с которым не обязательно соглашаться.

А еще давайте не будем забывать, что человек, как точно подметил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»-«внезапно смертен». Тем более, на фоне происходящего вокруг.
И Прощеное Воскресение, которое уже маячит на горизонте этой недели, также напоминает нам, что обида может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно.. И как бы не успеть....


Рецензии