Моё восприятие работы Искушение В. И. Птюхина
На мой взгляд, картина «Искушение» В. И. Птюхина не только написана в наше время, но и по своему содержанию отображает нашу реальность.
Прежде всего, на это указывают изображённые на полотне люди. Цвета картины. Как изображено. В какой манере выполнена работа. Зритель картины вполне видит, что это не библейские люди, не античные герои, не люди прошлого века или прошлого вчера. Это наши современники.
Что изображено на картине: искушение (соблазн) или испытание? Художник отвечает на этот вопрос названием своей картины. Но чем отличается искушение от испытания? Можно ли точно сказать о моменте духовной жизни? То это или другое?
Изображение статично, но наводит на размышления. Заставляет думать, поскольку полотно обозначено единым живописным символом.
Из чего же состоит символ картины? Из каких деталей?
Как я уже ранее обозначил, в центре картины находятся мужчина и женщина. Мужчина какими-то еле уловимыми внешними признаками напоминает художника. Женщина, скорее всего, тоже реально существовавшая в окружении живописца.
Женщина устремлена к мужчине. Почти касается его. Мужчина энергично отстраняется от женщины. Лицо его осмысленно. Даже несколько удивлённо. Тело направлено в сторону сосуда.
Лицо женщины пассивно. Даже покорно. Её лоно направлено в сторону пустых амфор. Она управляема кем-то, стоящим за ней. (Так трактует художник.) Кто это — дьявол или Пан? Можно только предположить. Склониться к той или иной версии обозначенного однозначно трудно.
Герои картины находятся как минимум в человеческой близости. Они обнажены друг для друга. Как телесно, так и духовно. Каждый видит и знает другого, но ещё не на уровне физической близости.
Состоится ли физическая близость или не состоится, из картины неясно. Только внутренний и внешний порыв сближения. Но на картине явно обозначен диалог в символах между мужчиной и женщиной. Мужчина, отшатываясь от женщины, показывает ей на вазу с широким отверстием. Возможно, ваза символизирует опыт его жизни.
Здесь, на мой взгляд, движение героя на картине обозначено в духе изобразительного искусства античности.
Он показывает своё желание, но в то же время пальцы его растопырены. Желание соединиться с женщиной и одновременно отторгнуть её. Этим движением, возможно, на полотне художник обозначает свой предыдущий опыт жизни.
Около женщины стоят сосуды с узкими горлышками. Их несколько. Возможно, на символическом уровне художник так обозначает знание мужчины о женщине.
Между мужчиной и женщиной. Дальше, как бы в просвете между ними, в глубине полотна изображен символ чего-то высокого, значимого для людей, изображённых на картине.
Христос это или Бетховен, трудно определить. Но это изображение значимо и важно в картине. Оно выполнено в виде размытого изображения иконы.
Перед изображением две свечи. Что это? Горящие жизни героев перед лицом сущего? Или нечётное число свеч — дань смерти? Событие на картине происходит, когда уже умер или почти умер Бог? Умер для цивилизации или умер только для них? Или эти две свечи — трагическое обозначение важного в их жизни?
В картине значим цвет красок, их исполнение на полотне. Место изображения действия.
Где это всё происходит — в комнате, на сцене театра, на Земле, где уже идут багровые тяжёлые каменные дожди? Или фон картины — это обычный театральный занавес, тканью собранный в гармошку?
Из всех этих микро символов, деталей, мифов, цвета... складывается, на мой взгляд, общий символ картины «Искушение» Василия Ивановича Птюхина.
Понимание смыслов, передаваемых живописцем через художественное полотно зрителю, где каждая деталь картины воспринимается многогранно.
2024 г.
Свидетельство о публикации №124031203677