Умнейший Пушкин человек...
(Николай I)
«Жуковский дай совет. любезный,
Хочу я Пушкина вернуть,
Его и так извилист путь,
А вдруг Он будет нам полезный,
Я с ним хочу поговорить
И хоть Он человек неважный,
Но как поэт, то знает каждый
Себя способен утвердить.
Мне говорили Он умен,
О всем свое имеет мненье
А юных бредней заблужденья
Ну разве, что святой лишен.
Я дам к тому разпоряженье,
Пусть Пушкин будет возвращен.»
(Жуковский)
«Не мне советы Вам давать,
Я к Пушкину не равнодушен,
Но вряд ли будет Он послушен,
Его законом не связать.
И с вольнодумцами дружил,
На Александра пасквиль строил,\
Не зря же тот его устроил
И из столицы удалил,
Возможно тем его и спас,
Не дал буянить на Сенатской,
Ведь Он известен всем у нас
Своей манерой залихватской.
В нем страсть к поэзии горит,
Кровь африканская бурлит.
(Николай I)
Все решено, за ним пошлите,
А как приедет, ночь, полночь,
Ко мне не медля пригласите
А я готов ему помочь.
«Милостивый государь мой Александр Сергеевич! Сей час получил я прямо из Москвы с нарочным фельдъегерем высочайшее разрешение по всеподданнейшему прошению вашему, – с коего копию при сём прилагаю. – Я не отправляю к вам фельдъегеря, который остаётся здесь до прибытия вашего, прошу вас поспешить приехать сюда и прибыть ко мне.
С совершенным почтением и преданностию пребыть честь имею: Милостивого государя моего покорнейший слуга Борис фон-Адеркас».
(18 сентября 1826 года встреча Государя Императора Николая Павловича и Александра Сергеевича Пушкина состоялась в Москве, в Чудовом монастыре.)
(Николай I)
Ну здравствуй Пушкин, как добрался
Небось дорогою устал,
А может быть меня боялся ?
И аппетит свой потерял.
(Пушкин)
Я виноват, о том жалею
И к наказанию готов
Но я надеяться посмею,
Что есть прощенье у богов,
Ведь царь земной, как царь небесный,
Пусть грозен, но и справедлив,
Он милосерден грех простив
В своем суде всегда Он честный.
(Николай I)
Да Пушкин, все же Ты хитер,
С царем поспорить славно сдюжил,
Как мне продолжить разговор,
Ведь Ты меня обезоружил.
Короче мы рассудим так,
Живи в столицах и где хочешь,
И если честно похлопочешь
Тебя печатать будет всяк,
ТЫ на века всех заморочишь….
Однако, цензор буду я,
Мое же мнение бесспорно,
Всяк склонит голову покорно,
Чтоб я не выдумал шутя,
Но знаю Ты урок учтешь,
Твоя изменчива природа
Я верю скоро Ты начнешь
Писать историю народа.
В которой славный век Петра
И Пугачевских бунтов дикость
Дворянства нашего хандра
И сказок русских многоликость.
Пиши любовь, страстей восторг
Восславь природы вечный праздник,
Но не забудь и хладный морг
Для всех надежный он заказник.
(Пушкин)
Благодарю Вас Государь,
Но ничего не обещаю
Как предки говорили встарь
-«Покаюсь я коль согрешаю»
Ну а попроще говоря,
Я больше не предам царя.
(Николай I)
Запомню я Твои слова,
Надеюсь стали мы понятны,
Сейчас пойдет о нас молва
И слухи будут всем занятны,
Живет всей этой чушью свет,
Но только в слухах правды нет.
Идите Александр Сергеевич,
Мы еще не раз встретимся…
(Про себя Николай подумал)
Да, быстротечен жизни век
И Мы сойдем под мрачны своды
Но я уверен у природы
Умнейший Пушкин человек,
…………………………………………
Такого у России больше нет…
По приезду в Москву Пушкин На следующий день приехал в Кривоколенный переулок. Уже 25 сентября у Веневитиновых прошло первое чтение «Бориса Годунова.
***
Димитрий, друг мой, не взыщи,
Прочту Тебе совсем не много,
Что я насочинял в тиши,
Но не суди излишне строго.
Ты не услышишь звонких строк,
Шалунью рифму не заметишь
Здесь лишь истории урок,
А Ты ведь в дипломаты метишь.
Свой труд Тебе хочу отдать,
Как изощренному поэту
Пред тем, как прочим показать
Не став смешным честному свету.
Конечно тема не нова,
С ней Карамзин вполне справлялся,
Шумит народная молва
О том как Годунов старался
Стать государем на Руси
И как Ивана опасался.
Так вот и я решил шутя
Не утруждая разум праздный
Писать про Дмитрия-дитя
О том, об этом и о разном.
Тебе доверю все, как есть
Ведь Мы считаемся роднею,
Моя не пострадает честь,
Коль правду я Тебе открою,
Зачем я белый лист марал ?,
Зачем все это сочинял ?.
Тобой я истину проверю
И вольных строчек перебор,
А скажешь –«Пушкин пишешь вздор»,
Так я Тебе мой друг поверю.
После этого Пушкин отправился на Басманную к Дяде Льву,
Еоторый был несказанно рад.
"Пушкин, Пушкин приехал", – раздалось по нашим детским, и все дети, учителя, гувернантки – все бросились в верхний этаж, в приемные комнаты взглянуть на героя дня".
Друзья мои, я вновь москвич,
Встречаю милую «СТОЛИЦУ»
И быть второй ей не годится,
Ведь это область небылиц.
Конечно славен град Петра,
Люблю его красу и стройность,
Но есть в нем северная томность,
Его изысканная скромность
Прекрасна с ночи до утра.
Но то не город, а музей
В нем есть искусственность пространства,
Тут не поможет круг друзей,
В нем нет для сердца постоянства
И только матушка-Москва
Есть смысл и радость естества.
Но мне к теплу не привыкать,
Судьба меня по жизни гонит,
В скитаньях трудно счастье знать,
В дороге нас покой не тронет,
В дороге можно лишь скучать.
(годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило, Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.)
Но если б только это было
Простор дан Богом кораблю,
Я путешествия люблю,
Послушно кормчему ветрило,
Штурвал дан в собственность мою.
И я надежд и веры полн.
Несусь вперед по воле волн.
Но в день печальный стихли ветры
И вот Михайловский причал
Надолго мне вдруг домом стал,
Дороги, версты, километры
Я мереть днями перестал.
….
Но Бог блаженных не оставит,
В деревне, в брошенной глуши,
Поэту шепчет он –«пиши»
И тем его в годах прославит.
***
Дорога пылью знаменита,
Но без дорог нам жизни нет
Для нас общение открыто
Лишь путешествием карет.
Вот так и я собрав пожитки,
И прихватив простой еды
Уже сижу в своей кибитке
И жду превратности судьбы.
Тащиться долго до столицы,
Но осень гонит со двора
Уже на Юг собрались птицы,
А значит в город мне пора
В тепло печей, в уют каминов
Где пунш горячий греет кровь
Где все заботы в прошлом сгинув,
Одну оставят нам – ЛЮБОВЬ.
Где при свечах в балах чудесных
Дешевый флирт уже пролез,
Чтоб женщин приглашать прелестных
На всем известный полонез.
Гремит дорожный колоколец
И тройка катится легка
И пусть я знатный стихотворец,
Устала от пера рука.
А что в дороге красит скуку ?,
- Бутылка доброго вина
И из ларца достал Я штуку.
Как сердцу радостна она.
А вот и версты полосаты
Подумал Я, - «Зачем тут столб ?»
И хоть они не виноваты,
-«А я ему бутылкой в лоб».
Вот так и ехал, как проказник
До милой матушки Москвы,
Ну а Москва – есть вечный праздник
В чем будете согласны Вы.
И суть не только в этом слове,
Всем город вечный знаменит
Давно лежит в его основе
Несокрушимый душ гранит.
Для русских он как жизни знамя
Как негасимая заря
И звонкий клич –«Москва за Нами»
От предков дан совсем не зря.
И вот Окончен путь немалый
И жалоб на дорогу нет,
Слегка хмельной, слегка усталый
Москву приветствует поэт…
……………………………………………………………….
В 1826 г Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери Прасковьи Осиповой – Александре. (Уж не знаю откуда ?, но по преданию это моя родня, я ведь тоже по рождению ОСИПОВ)
«Вместо надменного деспота, крутодержавного тирана, – рассказывал Пушкин, – я увидел человека прекрасного, благородного лицом. Вместо грубых и язвительных слов угрозы и обиды, я услышал снисходительный упрёк, выраженный участливо и благосклонно.
– Как, – сказал мне Император, – и ты враг твоего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла славой. Пушкин, Пушкин, это не хорошо! Так быть не должно.
Я онемел от удивления и волнения, слово замерло на губах. Государь молчал, а мне казалось, что его звучный голос ещё звучит у меня в ушах, располагая к доверию, призывая о помощи. Мгновения бежали, а я не отвечал.
– Что же ты не говоришь, ведь я жду, – сказал Государь и взглянул на меня пронзительно.
Отрезвлённый этими словами, а ещё больше его взглядом, я, наконец, опомнился, перевёл дыхание и сказал спокойно:
– Виноват и жду наказания.
– Я не привык спешить с наказанием, – сурово ответил Император, – если могу избежать этой крайности, бываю рад, но требую сердечного подчинения моей воле; я требую от тебя, чтоб ты не принуждал меня быть строгим, чтоб ты помог мне быть снисходительным и милостивым. Ты не возразил на упрёк о вражде к твоему Государю. Скажи ему, почему ты враг ему?
– Простите, Ваше Величество, что, не ответив сразу на ваш вопрос, я дал вам повод неверно обо мне думать. Я никогда не был врагом моего Государя, но был врагом абсолютной монархии.
Государь Николай Павлович усмехнулся на это смелое признание и воскликнул, хлопая меня по плечу:
– Мечтания итальянского карбонарства и немецких тугенбундов, республиканские химеры всех гимназистов, лицеистов, недоваренных мыслителей из университетской аудитории. С виду они величавы и красивы, в существе своём жалки и вредны! Республика есть утопия, потому что она есть состояние переходное, ненормальное, в конечном счете, ведущее к диктатуре, а через неё – к абсолютной монархии. Не было в истории такой республики, которая в трудную минуту обошлась бы без самоуправства одного человека и которая избежала бы разгрома и гибели, когда в ней не оказалось дельного руководителя. Сила страны в сосредоточенной власти, ибо, где все правят – никто не правит, где всякий законодатель – там нет ни твёрдого закона, ни единства политических целей, ни внутреннего лада. Каково следствие всего этого? Анархия!
Государь умолк, раза два прошёлся по кабинету, затем вдруг остановился передо мной и спросил:
– Что же ты на это скажешь, поэт?
– Ваше Величество, – отвечал я, – кроме республиканской формы правления, которой препятствует огромность России и разнородность населения, существует ещё одна политическая форма – конституционная монархия.
– Она годится для государств, окончательно установившихся, – перебил Государь тоном глубокого убеждения, – а не для таких, которые находятся на пути развития и роста. Россия ещё не вышла из периода борьбы за существование, она ещё не добилась тех условий, при которых возможно развитие внутренней жизни и культуры. Она ещё не достигла своего предназначения, она ещё не оперлась на границы, необходимые для её величия. Она ещё не есть вполне установившаяся, монолитная, ибо элементы, из которых она состоит, до сих пор друг с другом не согласованы. Их сближает и спаивает только Самодержавие – неограниченная, всемогущая воля монарха. Без этой воли не было бы ни развития, ни спайки, и малейшее сотрясение разрушило бы всё строение государства.
– Неужели ты думаешь, – продолжал Государь, – что, будучи конституционным монархом, я мог бы сокрушить главу революционной гидры, которую вы сами, сыны России, вскормили на гибель ей? Неужели ты думаешь, что обаяние Самодержавной власти, вручённой мне Богом, мало содействовало удержанию в повиновении остатков гвардии и обузданию уличной черни, всегда готовой к бесчинству, грабежу и насилию? Она не посмела подняться против меня. Не посмела! Потому что Самодержавный Царь был для неё представителем Божеского могущества и Наместником Бога на Земле, потому что она знала, что я понимаю всю великую ответственность своего призвания и что не человек без закала и воли, которого гнут бури и устрашают громы.
Когда он говорил это, ощущение собственного величия и могущества, казалось, делало его гигантом. Лицо его было строго, глаза сверкали, но это не были признаки гнева, нет, он в эту минуту не гневался, но испытывал свою силу, измерял силу сопротивления, мысленно с ним боролся и побеждал.
Он был горд и в то же время доволен. Но вскоре выражение его лица смягчилось, глаза погасли, он снова прошёлся по кабинету, снова остановился передо мной и сказал:
– Ты ещё не всё сказал, ты ещё не вполне очистил свою мысль от предрассудков и заблуждений, может быть, у тебя на сердце лежит что-нибудь такое, что его тревожит и мучит? Признайся смело, я хочу тебя выслушать и выслушаю.
– Ваше Величество, – отвечал я с чувством, – Вы сокрушили главу революционной гидры, Вы совершили великое дело. Кто станет спорить? Однако… есть и другая гидра – чудовище страшное и губительное, с которым Вы должны бороться, которое должны уничтожить, потому что иначе оно Вас уничтожит!
– Выражайся яснее, – перебил Государь, готовясь ловить каждое моё слово.
– Эта гидра, это чудовище, – продолжал я, – самоуправство административных властей, развращённость чиновничества и подкупность судов. Россия стонет в тисках этой гидры поборов, насилия и грабежа, которая до сих пор издевается даже над вашей властью. На всём пространстве государства нет такого места, куда бы это чудовище не досягнуло, нет сословия, которого оно не коснулось бы.
– Общественная безопасность ничем у нас не обеспечена, справедливость – в руках самоуправств! Над честью и спокойствием семейств издеваются негодяи, никто не уверен ни в своём достатке, ни в свободе, ни в жизни. Судьба каждого висит на волоске, ибо судьбою каждого управляет не закон, а фантазия любого чиновника, любого доносчика, любого шпиона.
– Что ж удивительного, Ваше Величество, если нашлись люди, чтоб свергнуть такое положение вещей? Что ж удивительного, если они, возмущённые зрелищем униженного, страдающего Отечества, подняли знамя сопротивления, разожгли огонь мятежа, чтоб уничтожить то, что есть, и построить то, что должно быть: вместо притеснения – свободу, вместо насилия – безопасность, вместо продажности – нравственность, вместо произвола – покровительство законов, стоящих надо всеми и равных для всех!
После паузы Пушкин продолжил:
– Вы, Ваше Величество, можете осудить развитие этой мысли, незаконность средств к её осуществлению, излишнюю дерзость предпринятого, но не можете не признать в ней порыва благородного. Вы могли и имели право покарать виновных, в патриотическом безумии хотевших повалить трон Романовых, но я уверен, что, даже карая их, в глубине души, Вы не отказали им ни в сочувствии, ни в уважении. Я уверен, что если Государь карал, то человек прощал!
– Смелы твои слова, – сказал Государь сурово, но без гнева, – значит, ты одобряешь мятеж, оправдываешь заговорщиков против государства? Покушение на жизнь Государя?
– О, нет, Ваше Величество! – вскричал я с волнением. – Я оправдываю только цель замысла, а не средства. Ваше Величество умеете проникать в души, соблаговолите проникнуть в мою и Вы убедитесь, что в ней всё чисто и ясно. В такой душе злой порыв не гнездится, а преступление не скрывается!
– Хочу верить, что так, и верю, – сказал Государь более мягко, – у тебя нет недостатка ни в благородных побуждениях, ни в чувствах, но тебе недостаёт рассудительности, опытности, основательности. Видя зло, ты возмущаешься, содрогаешься и легко мысленно обвиняешь власть за то, что она сразу не уничтожила это зло и на его развалинах не поспешила воздвигнуть здание всеобщего блага. Знай, что критика легка и что искусство трудно: для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был твёрд и силён, ему нужно содействие людей и времени.
Император внимательно посмотрел на поэта и продолжил убежденно:
– Нужно объединение всех высших и духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самосознания в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях – победа, в согласии благородных сердец – спасение.
Поэт слушал внимательно, и Государь не мог не заметить заворожённого взгляда, обращённого на него. Чистота души, великой души поэта была налицо, и Николай Павлович сказал:
– Что до тебя, Пушкин, ты свободен. Я забываю прошлое, даже уже забыл. Не вижу пред собой государственного преступника, вижу лишь человека с сердцем и талантом, вижу певца народной славы, на котором лежит высокое призвание – воспламенять души вечными добродетелями и ради великих подвигов! Теперь можешь идти! Где бы ты ни поселился, ибо выбор зависит от тебя, помни, что я сказал и как с тобою поступил, служи Родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всей полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим буду я!»
Эта беседа была рубежной для Пушкина, она избавила его от остатков сомнения, она сделала его ревностным поборником Самодержавной власти. В его душе, сознании, в его миросозерцании соединилось понимание и осознание необходимости борьбы за торжество «симфонии двух властей», подорванной и расколом XVII века, и чужебесием петровских преобразований и «бироновщиной».
Государь Император после той встречи в Чудовом монастыре сказал Блудову:
– Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?
– С кем же? – поинтересовался тот.
– С Пушкиным, – ответил Государь
«Нет, я не льстец, когда Царю хвалу свободную слагаю…»
Свидетельство о публикации №124031201013