Что за страна была? И композитор Глинка сбежал

САМОДЕРЖАВИЕ РОССИЙСКОЕ
И САМОДЕРЖЦЫ -
НЕ ЭТАЛОН ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
НЕ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ВОСХИЩЕНИЯ.


                "27 апреля 1856 года Михаил Иванович уезжая из
                России в Германию, разделся на границе... догола, до
                самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу               
                русского с собой случайно не прихватить, плюнул на
                русскую землю и крикнул:
                "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой
                страны и ее людей" - и шагнул под шлагбаум".

                (Из воспоминаний Л.И. Шестаковой, -
                сестры композитора Михаила Ивановича Глинки,
                автора оперы "Жизнь за царя", - (в советский период
                называвшейся "Иван Сусанин"). Журнал "Русская
                старина".- Ежемесячное историческое издание.1870 г.
                Том II. Санкт-Петербург, 1870 ).



             "Знаю, -
              На место цепей крепостных
              Люди придумали
              Много других".

                Н.А. НЕКРАСОВ.

               
Я никогда бы не поверил, -
Когда бы не прочёл
Воспоминания его сестры, -
Что ГЛИНКА*
Михаил Иванович, -
Который - Гордость
Музыки российской, -
Мог, уезжая их России
Навсегда**,
На пограничном пункте
Так поступить:
Раздевшись ДО ГОЛА,
Одежду всю оставить
До шлагбаума
И, плюнув на неё, сказать:
"Дай, Бог,
мне больше не увидеть
страны столь мерзкой
и её людей". -
И после этого лишь,
Полностью нагим
Воспетую им Родину
Покинуть.

Повидимому, -
Так человеку, -
поляку,
"иноверцу-инородцу", -
Допекло
Пожизненное ощущение себя
В роли почти еврея на Руси,
Или же
Кандидатом в "Зэки"
Или как Бога милостью
"Расконвоированным Зэком"
Быть
В России царского
Самодержавия, -
"Тюрьмы народов", -
Как констатировали,
Изучив её Историю,
Политику и экономику, -
Карл МАРКС
И Фридрих ЭНГЕЛЬС.

Факт этот
Должен отрезвить
Всех тех,
Кто розовою краской
Окрашивает
Века
Российского Самодержавия,
В которые
Не только мужику
Невмоготу
Жизнь было коротать
Рабом, -
Хоь не в цепях,
Да в несвободе.

САМОДЕРЖАВИЕ РОССИЙСКОЕ
И САМОДЕРЖЦЫ -
НЕ ЭТАЛОН ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
НЕ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ВОСХИЩЕНИЯ.

* - Михаил Иванович ГЛИНКА (1804 – 1857) – великий русский композитор. Автор
    таких известных произведений как: оперы «Жизнь за царя», «Руслан и
    Людмила», а также таких произведений, как  симфония «Камаринская»,
    «Вальс-фантазия», «Патетическое трио», романсы "Я помню чудное
    мгновенье", "Не искушай меня без нУжды" и многих других.

** - См. нижеприведенное Приложение.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

          БИОГРАФИЯ Михаила Ивановича ГЛИНКИ, -
          ВЕЛИКОГО РОССИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА.


      Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.
      
      Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
      
      Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте.
      
      Сразу после войны двенадцатого года Михаил был собран и отправлен на учебу в Петербург.
      
      С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

      Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.
      
      В Петербурге он познакомился с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский. С последним у Глинки сложились особенно близкие дружественные отношения.

      В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.

      После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию.

      Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль.
      
      В 1835 году Глинка со своей молодой женой отправляется в родное имение, где он и приступает к работе над будущей оперой «Жизнь за царя». Проходит год и он отправляет партитуру на проверку и разбор к Александру Гедеонову  – директору императорских театров. Последнему она категорически не нравится, и он отдает её капельмейстеру Кавосу, зная, что он готовит свою оперу на схожую патриотическую тему. Но Кавос поступает честно и великодушно: он хвалебно отзывается о произведении молодого композитора и снимает с репертуара театра свою работу. Только директор так и не заплатил Михаилу Ивановичу заслуженный гонорар.
      
      Премьера оперы «Жизнь за царя» в 1836 году прошла в Большом театре Петербурга с невероятным успехом. Сам композитор еще долго не мог поверить в успех «предприятия». Но события говорили сами за себя: его лично хвалил сам император, а музыкальные и театральные критики отнесли произведение к лучшему образцу национальной героико-патриотической эпопеи.
      
      Однако директор так и не заплатил Михаилу Ивановичу заслуженный гонорар.

      Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой.

      Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

      Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

      Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

      Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

      Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором.

      Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

      Пётр Чайковский дал такую характеристику одному из произведений Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”

      Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора.

      Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

                11 февраля 2019-го года.


Рецензии