В. Г. Кириогло. Монастырь - рождение Коряжмы

Первая глава

1

Коряжма!
                Я скажу вам честно:
В ней Святость Лонгина живёт,
Познать об этом интересно
И нас история та ждёт.
Вот Вычегда река на диво
Так величава и красива,
Красавица порой опасна
Особенно весной прекрасной.
Реку Коряжемку отмечу
Названье места от неё,
Коряги жечь нельзя огнём,
Вокруг тайга, и я замечу:
Коряж назвали брёвна те,
Что разлагаются в реке.
2
Вот потому Коряжма город
От древности не терпит зло,
Года идут, а он всё молод,
Тем, кто живёт здесь, повезло.
Учить не буду, так на случай,
Напомню тем, кто жизни лучшей,
Решил найти, уехав вдруг,
Внутри нас счастье, не вокруг!
Вот Преподобный Лонгин кстати,
Оазисом пустынь украсил,
Своим трудом он стал прекрасен,
Совсем не думая о плате.
Должно быть каждому известно,
Не славит человека место.
3
Мигают ночью ясной зори,
Днём златом солнце красит фон.
Вот так менялся лик истории,
Писался под неё закон.
В нём как в погоде не всё гладко,
Найдёшь ответ, а в нём  загадка.
В соседних странах христианство,
Немного дальше мусульманство.
К Руси взывали не из лести,
Как можно лучше с ними жить,
Без колебания дружить,
Согласно вере, честь по чести.
И князь Владимир Русь крестил,
Желая, чтоб Христос в ней жил.
4
Как мог, желал своей стране
Под мирным небом строить счастье
И краем уха о войне
Не слышать, позабыв ненастье.
Соседи ближе как-никак.
И вера всем как дружбе знак
Спасёт и сохранит народ,
Христос от бремени забот.
Водою смыли многобожье
Не пожеланью, по указу
Меняли веру всем и сразу,
Дав старой вере бездорожье.
Язычество осталось всё же,
Встречается как прыщ на коже.
5
Была ль Коряжемка в то время,
Про то история молчит,
И всё ж посаженное семя,
То, что посеяно родит.
Чтоб жизнь историю вкушала,
К пути вернёмся от начала,
И там коснёмся сердцем дали,
Хоть миг бывал многострадален.
Пройдём невзгоды и ненастья,
Давайте с теми, кто победу,
Над этим жизни злом изведал
И ощутил восторг от счастья.
Какой бы не была оплата,
Тому, что было, нет возврату.
6
Для жителей Коряжмы важно
Своею Родиной гордиться
И поступью шагать отважно,
Чтобы грядущим насладиться.
История затем дана,
По ней училась, чтоб страна,
Найти ответ в вопросах сложных,
Не повторив ошибок прошлых.
Вторая половина века
Шестнадцатого - счёт ведёт,
Подкову как кузнец куёт
Она Коряжме век от века.
Вновь на Коряжму ночь ложится,
Но моря не зажечь синице.
7
Стоит в Коряжме монастырь
Как памятник её рождения.
И Лонгин мысли Богатырь
Пришёл сюда без сожаления.
В краю оставив Вологодском
Свой монастырь Павло – Обнорский,
Где обучал до седины
Монахов среди тишины.
Был с ним и Симон, брат по вере,
Чья родина Сольвычегодск,
Обители другой инок,
Позвал товарища на Север.
Решился он во имя Бога
Коряжемке помочь немного.
8
Коснусь Священного писания,
Когда Господь людей творил,
Для жизни всё без обещания
Адаму  с Евой  подарил.
Они же это не ценили,
Змей искусил, и согрешили.
Монахам Лонгину и Симону,
Господь дал послушанье именно.
Те чувства об Эдемской жизни,
Хоть не пришлось всем там и быть,
 Хотелось всё же ощутить,
Тот дар, что дан нам был Всевышним.
В Пустынном месте было целью,
Взять для молитв построить келью.
9
Не пусто место, где есть Бог,
Оно всегда по праву свято,
Народ трудящий ждёт итог –
Где горечь станет сладковата.
Увидел Лонгин мудрым взглядом
Красивый город с пышным садом
И то, как здешний монастырь
Духовность даст, культуры мир.
Но это всё придёт потом.
Пока же выстроив часовню,
Обнявши Лонгина с любовью,
Ушёл брат Симон вдаль с крестом.
У речки Сойга, где пустырь,
Воздвиг он Спасский монастырь.
10
Мы Лонгину хвалу поём,
По праву он того достоин.
Внедрил он первым мысль о том,
Чтоб монастырь был здесь построен.
Не терпит Бог пустых цитат,
А  Лонгину как видно рад.
Коснулся Духом Святым тех,
Кто чист душой, как первый снег.
Не позабыть того момента,
Когда купцы единоверцы
Своим финансам, открыв дверцы,
В познанье Бога внесли лепту.
У именитых тех купцов
Была в душе Творца любовь.
11
И Устюг, и Сольвычегодск
Были к Коряжемцам радушны.
Особо Строгановых род
К делам их был не равнодушен.
К примеру, с личных мастерских
Послал художников своих.
Велась здесь также переписка
Его людьми Священных книг.
Талантом голосов своих
Хористы были к Богу близко.
Где ждал Иисус людей для встречи
И освещал путь к жизни вечной.
12
В то время был царём России
Васильевич Иван четвёртый,
Те, кто как он бывали злые,
 В лицо не глядя, звали Грозный.
Царь как слуга, но в тоже время
Терпеть не будет чьё-то бремя.
Кто не давал народу жить,
Он царским правом мог казнить.
К Коряжемке он не был грозным,
Ей помогал, хоть был и строг,
Её границы был итог,
Где монастырь стоял законно.
Так Грозный царь можно сказать,
Принёс Коряжме благодать.
13
Географически огромны
Места России вдаль и вширь,
Но помнилась Иваном Грозным
Коряжмы стройка – монастырь.
На Севере хватает мест,
Где виден лишь тайги объект.
И важен был большой России
Богобоязненный мессия.
Был Лонгин человек такой:
Жил Дух Святой в нём изначально,
Народу не было печально,
Был поводырь их не слепой.
Трудом Коряжму он создал,
И царь ему в том помогал.
14
Кому – то время, как палач,
Лишает жизни за беспечность.
Кого-то лечит словно врач,
А кто-то с ним находит вечность.
История хранит героев,
Не забывая и изгоев,
Чтобы спасти народ от блуда,
Живёт Христос в ней и Иуда.
Игумен Лонгин Преподобный
Деянием трудов своих
Пополнил Сонм людей Святых,
Так как он жил Богоугодно.
Старался и врагов, и ближних
Спасти любовью как Всевышний.
15
До дней последних в этом мире
Игумен был, Творцом храним.
Вода подобна славной лире,
В колодце выкопанном им.
Во имя Господа во славу
Народ чтит монастырь по праву.
С него внедрилась в жизнь задумка:
Продажа и товаров скупка.
Вот и росли здесь производства,
Рыбалка и в тайге охота,
Пошив одежды был в почёте,
Так как холодных дней господство.
Держало Христианство Русь,
Облагородил жизнь Иисус.
16
Рождению ребёнка мать
Безумно рада после родов,
Но прежде страх и боль познать,
Пришлось ей у надежды сводов.
Любовь всегда ведёт к победе,
Пусть иногда сулит и беды,
Ради любви Иисус  Христос
Себя сам в жертву взял, принёс.
Был Лонгину пример Спаситель,
И так же, как и он молился,
Чтобы любовью возродился
В Коряжме каждый её житель.
Игумен Лонгин хоть Святой,
Ушёл как все он в мир иной.
17
Когда творил господь Адама,
Смешал земли прах вместе с глиной.
Вдохнул Дух жизни в истукана,
И человек стал триединый.
Душа и тело, и к ним ум,
Чтобы в потоке светлых дум,
Любовь всегда жила без меры,
Она без дел мертва как вера.
Пускай огнём горит лучина,
Чтоб память вечность обрела
Про те великие дела,
Где  жив дух Лонгина и ныне.
Пусть вера и любовь с надеждой
Одарят нас Святой одеждой.
18
Людей рождённых ждёт закон,
Они приходят в мир как гости
Кто мало жил, кто чемпион
Сравнимо в датах на погосте.
Пусть кто-то врал и лез в князья,
А кто-то тьму словно заря
Старался осветить народу
Во имя счастья и свободы.
Мы по плодам людей оценим,
Их неизменно явит жизнь,
Впрочем, судить поберегись,
Мы Бога в этом не заменим.
Один лишь Он и только Он
Оставит истинным закон.
19
Бывает эстафета долгой,
Однако пусть и путь велик,
Любовь Творца, что славил Лонгин,
Продолжил лучший ученик.
Игумен Христофор шёл смело,
В нём были: вера, слово, дело.
Россия велика исконно,
А Одигитрии  икона
Где мать Христа как проводник -
Дар Строгановский в монастырь,
Привёл Игумена в пустырь,
Где жажду утолил родник.
Здесь и построил он часовню,
Молиться с радостью и болью.
20
Впоследствии был каждый рад,
Прийти сюда и помолиться,
Вне возраста: и стар, и млад
Мог пред иконой исцелиться.
Так век шестнадцатый в средине
Подобен был во тьме лучине,
Чтобы деревни ближний житель
Мог принести печаль в обитель.
Так  Божьей матери икона
Хранила Божью церковь здесь,
Где нёс Христос Святую весть,
Как солнце жизнь цветку бутона.
Седьмого августа год каждый
Считается в ней датой важной.
21
Так Преподобный Христофор
Был Одигитрией ведомый
В пустынном месте кинув взор,
Родник увидел неуёмный.
Камням его не удержать,
Не мог людей он не спасать.
Живой водой лечил от жажды
Не только жителей Коряжмы.
Животворящая икона
И чудодейственный родник
Без лжи, каких либо интриг
Воздали славу региону.
И даже русская царица
Лечилась  пустоши водицей.
22
В Коряжме климат пусть холодный,
Тепло людей родило быль.
Великий Лонгин Преподобный
Из тех, кто строил монастырь.
И на земле подвластной храму
Обитель строил без обману
В пустынном месте Христофор,
Где Святость приобрёл с тех пор.
Путь исторических отрезков
Игумен Александр продолжил,
На свои денежки построил
Он Благовещенскую церковь.
И колокольный звон летел
 Сквозь ясность утра и метель.
23
Во имя Бога прихожан
Игумен Александр старался.
И чудо – парк у горожан
В честь имени его назвался.
Скажу, что Лонгина приемников
С Великим Господом посредников
В собор Николы Чудотворца
Пришло немало миротворцев.
Они Коряжмы монастырь
Всегда стремились сделать лучше,
И жителей Коряжмы души
Дышали Богом, как псалтырь.
Прикосновение к Святыням
Дало величие пустыням.
24
Мила родная сторона,
Красой природы покоряет.
Зима уходит и весна,
От сна во благо возрождает.
История монастыря
Пленит наш ум и дух не зря.
Коряжма часть большой вселенной,
Её закон с ней неизменен.
За ночью к нам приходит день,
За летом  осень наступает,
И монастырь как льдинка тает
Под сводом жизни перемен.
Вот и верховные цари
То были близко, то вдали.
25
Век восемнадцатый вначале
Монастырю принёс успех,
Не предвещал пока печали
И разрастался без помех.
Стояли храмы с ним из камня:
Нерукотворный Спас как знамя,
Храм Благовещения рядом,
Так  же в бревенчатом наряде
Три церкви. Вот их имена:
Дмитрий Прилуцкий, Флор и Лавр
Несли народу Божий дар.
Но зажила не так страна,
Когда главой стал Пётр Великий,
Хоть было много с ним открытий.
26
Немало денег шло на войны,
На флот, Россию чтоб сберечь,
Архангельск в том хвалы достоин,
В другом игра не стоит свеч.
Сказалось это на Коряжме.
К Сольвычегодску был однажды
Приписан монастырь и земли,
Ему доходом песнь не пели.
Стал возрождаться монастырь
Уже перед двадцатым веком.
Нектарий был тем человеком,
Кто подлатал его от дыр.
Я повторюсь и вновь отмечу,
Шагал двадцатый век навстречу.

Вторая глава

1

Церковные Коряжмы храмы
Во имя Господа стоят.
Звучат молитвы так же псалмы,
Иконы Святостью горят.
И Лонгиновский монастырь
Красив, крестом украшен шпиль,
Сияет он на солнце златом
Под колокольный звон набата.
Но, не сидит, сложивши руки,
Обманщик дьявол, злобы князь,
Любовь, пытаясь втоптать в грязь,
Поссорить с Богом через муки.
Только ему не устоять
Сильна Христова благодать.
2
Иисус Спаситель Благодетель
С Ним Христофора пустошь вновь
Двадцатый век тому свидетель,
Как велика Христа любовь.
Родник воды живой был Свят,
Над ним часовня, где стоят
Божница для молитв с иконами,
Российской верою исконною.
Частичкою большой России
Коряжма дышит и живёт,
И радостью труда цветёт,
Добавив чувства эйфории.
Под солнцем или при луне,
Закон в Коряжме как в стране.
3
Закон законом, но к тому
И пропагандой искушают.
Подчинены мы большинству,
Оно как дальше жить решает.
Произошёл в России сбой,
Был свергнут Николай II.
Народ жил верой и надеждой,
Что жизнь их станет лучше прежней.
Большевики их не  обманут:
Крестьянство ждёт своя земля,
Заводы, шахты и моря
Рабочих собственностью станут.         
Социализм сулил богатство,
Величие страны и братство.
4
У каждого своя награда,
Марксисты жизнь смогли сменить.
И революции плеяда
Учила с прошлым не дружить.
Владимир тоже, только Ленин,
Привёл народу такой термин:
Страшна религия как опиум,
Нам рабства не нужна утопия.
Свою судьбу  построим сами!
Зачем ждать помощи от Бога?
По жизни лишь шагая строго,
Её прославите делами.
Не верящая в Бога часть
Считала правой свою власть.
5
Как это странно? И вопрос
Возникнуть может у кого-то,
Куда смотрел Иисус Христос,
О христианстве, где забота?
И почему молчал народ,
Сооружённый эшафот,
Христу был создан с их молчания,
Их же лишали Православия!
А почему? Да дело в том,
Что власть возглавил атеизм,
В нём наблюдался эгоизм:
Был прав лишь он, везде, во всём!
Вот так и двигалась страна,
Но есть другая сторона.
6
Мятеж против царя России
Возглавило  жидов – масонство,
Для них, какой - то сын Марии
Не мог, как Бог иметь господство.

Так же времён тех староверы
Не признавали новой веры.
Цари их веру извратили,
И власть поповскую внедрили.
Однако  Северная область
Сберечь старалась христианство,
Считая большевизм тиранством,
Хранила воинскую доблесть.
И всё же сказано не зря, -
Что победить народ нельзя.
7
Коряжмой управляли сверху,
Здесь как посредник был глава.
Чинили Котлассцы проверку,
Чтоб не попасть под жернова.
Газеты доносили вести
В своей колонке происшествий:
Не чтут Священники закон,
Благословляют  у икон
Врагов, не признающих власть.
Твердят, что надо с Богом жить,
А он велел врагов любить.
При том не вспоминалась часть
Где в Библии наказ был строгий:
Любая власть дана от Бога.
8
А как же Лонгина  колодец
От жажды прихожан спасать?
А власть имущий богоборец
Велел  рабочим закопать.
Так же в работе  подневольной,
Пропала церковь, колокольня.
В чём справедлива Божья суть?
Мы сами выбираем путь!
Хоть ночь, хоть день, а в сутках время
Всегда одно, как бы не жил.
Господь всех этим одарил,
Хоть ты живёшь в Него, не веря.
Коряжемцам немало слёз,
Поток безбожия принёс.
9
В войне гражданской нет лица,
Чтобы от дел своих краснело,
Мог даже сын убить отца
Отдав идее жизнь всецело.
Исчезло, чтобы христианство,
Так же небесное с ним царство
Предпринимал немало мер
Пришедший к власти маловер.
И что совсем немаловажно,
Чтоб страх посеять средь живых,
Власть расстреляла пятерых
Архимандритов из Коряжмы.
Власть без насилия не власть,
Не терпит чуждый ей баланс.
10
Как часто те, кто бьёт баклуши,
Не очень ценят чьё – то мнение.
Хотят в умах чужих разрушить,
Возникшее к себе сомнение.
То, что не сеяли, то жнут,
Оставив плевелы сожгут
Плоды пшеницы по приказу,
Не пожалев о том ни разу.
Монастыри шедевр Коряжмы,
Любовь Николы Чудотворца
Не признавали Богоборцы,
Неверие их было страшным.
Любить Творца нельзя заставить,
Когда сомнение нас давит.
11
Пусть кто-то верою заблудшей
Любовь распял вновь с торжеством.
И ждал с надеждой жизни лучшей,
Которая придёт потом.
Сейчас же, кто безбедно жил
На Север к нам отправлен был.
В Коряжме их ни кто не ждал,
А Котлас им работу дал.
Конечно, были среди них
И те, кто делал зло народу,
Но больше тех, кто от природы,
Трудится, мог бы за троих
Работал рук не покладая,
Чтоб жить семье, забот не зная.
12
Однако же среди людей,
Найдутся те, кто скажет бред!
Неверье  Котласских  властей,
Коряжме подарило свет.
Он был как фокус циркача,
Электролампа Ильича
Отодвигая кутерьму,
Жильцам рассеивала тьму.
Немало было удивленья,
Как жизнь менялась на глазах,
То ликование, то страх,
Росли в душе от впечатленья.
Нёс по России  век двадцатый,
Вкус атеизма сладковатый.
13
Есть те, кто доверяет Богу,
Есть те, кто верит, Бога нет.
Лишь в этом мы идём не в ногу,
А остальное  менуэт.
Трудились для страны совместно,
Об этом в мире всем известно.
Одна шестая часть планеты,
Прошла от плуга до ракеты.
Немало из земли добыто,
Того, что улучшает жизнь,
Частично победили высь,
Глубины моря не забыты.
Не вычеркнуть из сердца то,
Что было предками дано.
14
Как здесь не вспомнить Джугашвили,
Став коммунистом был из Стали,
А юным был, то обучили,
С Христом как не знавать печали.
Он семинарию окончил
Отлично, только вот просрочил
С экзаменом и был таков,
Как Ленин к вере стал суров.
Да, Джугашвили, он же Сталин,
Гнал веру от себя взашей
И призывал  бороться с ней.
Ей место в мусоре развалин.
Чтоб были помыслы чисты,
Сжигались к прошлому мосты.
15
В Коряжме Лонгина задумку
Разрушили и оскверняли.
За Пиррову победу рюмку,
Порою гордо выпивали.
И всё же храм Коряжмы жизнью,
С людьми одной поиязан нитью
Господь прощал врагам коварство,
Любовь всесильна постоянством.
Нам труд даёт насытить чрево,
А нет, то голод страшный зверь
Приходит к жителям сквозь дверь,
И не уйти от его гнева.
И чтоб не зреть голодных слёз,
Все земли храма взял колхоз.
16
До основанья разрушалось
Всё - то, чем надо дорожить,
И Сталин, и Хрущёв старались
К безбожью руку приложить.
Вздохнёт история печально:
Зачем, что было шедеврально
Построено перечеркнуть
И не жалеть о том ничуть?
Пускай не веруешь ты в Бога,
Не верь, но красоту храни,
Искусства не гаси огни,
Его нам не бывает много.
Коряжма не была бедна,
Но ликом стала всё ж бледна.

Третья часть

1
Порой мы видим, как нещадно
Бывает время к тем, кто был
Ведомым Богом безоглядно
Народу жизнь отдать решил.
В тридцатые года в Коряжме
Увидеть мог здесь житель каждый,
Как храм Николы Чудотворца
Разрушили чужие хлопцы.
Стеною на реку смотревшей,
Последний Лонгина приют
Засыпали, как не был тут,
Инок Коряжемку воспевший.
Так преподобный Лонгин дважды,
Был погребён, пропав в Коряжме.
2
Впоследствии искали Лонгина,
Где похоронен был Святой.
Его душе у Бога Родина,
А тела нет, уют пустой.
Я думаю: скажу вам честно,
Его снесли в другое место.
Скорей всего, что под секретом,
На кладбище каком–то где-то.
Не надо сомневаться в Боге.
Господь заботиться о тех,
Кто вместе с Ним нашёл успех!
Мне мысль такой пришла в итоге.
Да впрочем, не дано и знать,
Когда Христос придёт, как тать?
3
Красы увядшей не вернёт
В своём лице уставший путник,
Но главное: душой поймёт
Как путь пройти поможет спутник.
О Боже! Как же жизнь сложна,
Война народу не нужна.
А может это испытание
Принёсшее стране страдание?
Понятие дало, что Бог
Поможет даже после смерти!
Вот Йосиф Сталин о запрете
На Бога - позабыться смог.
Призвал Священников помочь,
Просить Творца рассеять ночь.
4
Рассеялось всё то, что меркло,
Был отодвинут ад войны.
Народ Коряжмы в этом пекле
Шёл в бой как все за честь страны.
Победа - строек - силуэт,
И через двадцать девять лет,
В Архангельск прибыло однажды,
Христово общество Коряжмы.
С прошеньем к власти не забыть,
Работу Лонгинских идей
И православие Церквей
В своём посёлке возродить.
Но к делегатам отчуждение
У власти было без сомнения.
5
Союз Советов отделял
Церковный люд от государства.
А может кто-то понимал
Собрание как шарлатанство?
Ходила мысль среди народа:
Лишает церковь нас свободы,
Настраивает капитализм
Быстрее свергнуть коммунизм.
Компартия всегда права,
И по Коряжме за прошение:
Монастырю дать возрождение
Она прошлась как булава.
Но через тучи солнца луч,
Всё ж засиял и был могуч.
6
С тех пор пятнадцать лет и зим
Прошли сквозь солнце и метели,
Коряжма – город, и над ним
Победы ЦБК летели.
Немало сделал комбинат,
Чтоб славу храму воссоздать,
Так же Яворский Михаил,
Как настоятель слёз не лил,
Увидев разрушенье лет.
Законодательная база
Законом подкрепила сразу
Народу своему ответ:
В нём Лонгиновский монастырь
Вновь возвращался в свою быль.
7
Отец – Яворский Михаил,
Священник Заостровской церкви,
Народ Коряжмы вдохновил
И вместе с ним  рвал с храмов цепи.
Они тянули вниз от Бога,
В ушах звучали громом долго,
Но тучи разошлись, и солнце,
Души коснувшись, улыбнётся.
Вначале улица Лесная,
Куда в молельный дом шёл люд,
Чтоб Божий Дух найти, не кнут
И обрести надежду Рая.
Священник здесь с людьми встречался,
Пока Храм Божий возрождался.
8
Как можно обозначить Веру?
Её плоды оценка ей:
Возьмём вот Лонгина к примеру,
Как он не выбирая дней.
В Коряжемском Николы Храме
Дух веры подтверждал делами.
Потом в двадцатый век с работы
Не под кнутом, своей охотой
Шли мастера любых профессий,
Восстановить вновь монастырь,
Чтобы познать с ним Божий мир
И избавляться мракобесий.
Храм Божий не простое здание,
В нём происходит воспитание.
9
Июль ласкает тело летом,
До года Нового полгода.
И девяностый чистым снегом
Падёт к ногам для перехода
Из одного  в другое время,
Где будет решена проблема
Ошибок уходящих лет,
Над храмом засияет крест
Иконы - Святость для церквей,
В музеях возбуждало чувство,
Как величайшее искусство
Вновь в храмах радуют людей.
Они своею красотой
Несут и счастье, и покой.
10
Услышал тишины я звон,
Когда луна коснулась ликом.
Чудесен её звёздный трон
В своём величии великом.
Велик и монастырь Коряжмы
Старался её житель каждый
Трудом, деньгами поделиться,
Чтоб он мог снова возродиться!
Так обратилась явью быль:
Любовью храм был вновь крещёный
И святостью неразделённой
Он снова с Господом зажил.
Коряжма город небольшой,
Но в ней огромен Дух Святой!


Рецензии