О смысле жизни Клода Дебюсси
За музыку, мгновенья Дебюсси,
И фразой сей о жизни мы сошлись:
Он в музыке лишь видел жизни смысл.
И смысла суть сумел он передать,
И людям оставлял свою мечту!
Он, небожитель, так любил мечтать!
И спуск на землю тяжек был ему.
Поэтому святые облака
Так трогательны, игры для детей,
Истоки - клавесинная игра,
Любимые Рамо и Куперен.
Когда он отстранялся от себя -
Он слышал там внутри богатый мир -
Но если этот мир - уже "не я" -
То что он так правдиво воплотил?
"Искусство есть красивейший обман",
и только удовольствие - закон,
Как музыку играть и сочинять,
Смысл жизни есть обман - но прав ли он?
И Скрябин в субъектив-идеализм,
И Бальмонт уходили, даже я,
Прослушав до экстаза Дебюсси,
В такую философию ушла.
И это лишь - разгадка Дебюсси?
Того, что он глубинно воплотил,
Иль истина - что можешь изменить
Весь мир собой, и что весь мир - внутри!?
Иль это просто значит высший план,
Знакомый небожителям на слух,
Зачем тогда как истина в веках
Он сохраняет совершенства дух?
Ведет за слухом композитора,
Все остальное выместив, как сор,
Чтоб люди попадались на обман,
Стремясь к нему как к счастью - что за вздор?
Есть сфера удовольствия - она
Как Муза знает собственных трудяг,
Их меньше, чем ученых, дворников
И из других профессий работяг.
Быть может потому, что их продукт
Способен массы удовлетворить,
И служат партитуры Дебюсси
Веками многим, он такой - один.
Но есть ли удовольствие - обман?
Иль истина, в которой видят смысл.
Запутал, право, Дебюсси, меня,
Как жизни сладко-горький дуализм.
Но я скажу - они меняют мир,
Их нов-реальность - как амрита, яд,
Скорей противоядие всем злым,
В системе сложной "Небо и земля".
И потому сдувает Время всех,
Но остаются вечные они,
Мечтатели в своих мистериях,
Способные наш дух преобразить.
Прочла ЖЗЛ "Дебюсси" Шартона. Там мало материала собственно о мыслях Дебюсси, он был замкнутым, интроверсивным, любил тишину, когда учителем пианистов - нетерпеливым. Просто весь в себе. Ранее под впечатлением его музыки я написала эссе "О фразе стоит жить", http://stihi.ru/2024/03/01/3921, и все стихи посвященные его музыке были об экзистенциональном. Интересно, что цитаты его тоже касаются именно этой темы и нового идеального мира. А не импрессионизма, видимостей ("Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом" Дебюсси). Интересно и важно, что музыка передает даже философский настрой композитора, и она не просто изобразительна и программна. Так и родился этот стих-вопрос о смысле жизни композиторов и смысле музыки, реальности их новых реальностей, размножаемых в чувствах слушателей.
Еще он названия пьес Образы писал в конце нот, чтобы люди угадывали, о чем музыка. Я тоже люблю сначала слушать или играть, угадывать, а потом читать о произведении.
Цитаты из Клода Дебюсси:
"Если я не занимаюсь музыкой, у меня нет причин для существования."
«Я хочу выразить в музыке свою мечту, полностью отстранившись от себя самого, и описать с детской непосредственностью мой богатый внутренний мир.
.Безусловно, наивная грамматика музыкального искусства вызовет столкновение мнений. Она будет шокировать, как всегда, поборников обмана и фальши…
Надо стараться быть великим художником для себя самого, а не для других. Я хочу набраться смелости, чтобы остаться самим собой и отстаивать свою правду»[153].
Нет теории. Вы должны только слушать. Удовольствие - это закон. Я люблю музыку страстно. И потому что я люблю это, я пытаюсь освободить это от бесплодных традиций, которые душат это. Это свободно распространяющееся искусство, искусство под открытым небом, безграничное как стихия, ветер, небо, море. Он никогда не должен быть закрыт и стать академическим искусством.
L'art est le plus beau des mensonges. Значение mensonge - ЛОЖЬ, неправда, выдумка, фальшивка. Возможно, он имел ввиду смысл "выдумка".
Искусство - самый красивый обман из всех! И хотя люди пытаются включить в него повседневные жизненные события, мы должны надеяться, что оно останется обманом, иначе оно станет утилитарным, печальным как фабрика.
Красота должна обращаться к чувствам, должна доставлять нам немедленное наслаждение, должна впечатлять нас или проникать в нас без каких-либо усилий с нашей стороны.
Музыке также не нужно заставлять людей думать!.. Будет достаточно, если музыка сможет заставить людей слушать, помогая им отвлечься от самих себя, от мелких повседневных проблем…
( вспомнить Рамо la Joyeuse "Фортепианная техника в удовольствие")
«Творческая личность является по определению человеком, привыкшим мечтать. Он живет в вымышленном мире… Возможно ли, чтобы он знал, как ему приспособиться к повседневной действительности, скрупулезному соблюдению определенных правил поведения, законов и к прочим барьерам, воздвигаемым обществом лицемеров и лжецов», — писал Дебюсси Жаку Дюрану 8 июля.
Вдохновение и идеи приходят ко мне только тогда, когда у меня очень давно не было женщины...
«Вдохновение не покидало его. Однако исполнение своего замысла стоило ему большого труда. Его раздражало, что ночами напролет, словно выслеживающий свою жертву хищник, он вынужден подбирать звуки, чтобы выразить нужный нюанс. Для него в тот момент законченные пять актов не стоили и девятой доли аккорда», — вспоминал Рене Петер.
Теперь меня мучает Аркель[81]. Он уже на том свете, и у него бескорыстная и пророческая нежность тех, кто вскоре должен исчезнуть. И это надо выразить посредством до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!!! Ну и профессия!» (Письмо Дебюсси Эрнесту Шоссону, конец января — начало февраля 1894 года.)
Я не стану больше ничего вам рассказывать. Боюсь, что получится нечто похожее на заочное описание страны, о которой столько мечталось. Однако при столкновении с реальной действительностью эти мечты безжалостно разбиваются.
В 1913 г. Дебюсси высказался по поводу импрессионистской живописи еще более определенно: «Художники и скульпторы в состоянии дать нам только весьма произвольное и всегда фрагментарное толкование красоты вселенной. Они схватывают и фиксируют всего лишь один из ее аспектов, одно-единственное мгновение; только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Но при этом следует учитывать и другое, более раннее высказывание Дебюсси, относящееся к апрелю 1902 г., когда в Париже готовилась премьера «Пеллеаса и Мелизанды»: «Музыка не сводится к более или менее верному воспроизведению природы, она способна открывать тайные связи между природой и воображением».
Однако о подобных тайных связях еще в середине XIX в. говорил Шарль Бодлер в своем сонете «Соответствия», во многом программном для эстетики символизма:
Природа – строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
И о том же – в одном из писем П. Гогена: «Вглядитесь в великое творение природы, посмотрите, нет ли правил, которые дают возможность вызывать с помощью средств абсолютно различных, но сходных в своем воздействии, всевозможные человеческие чувства».
Рим уродлив стр 19
Аристократизм,
Хотел создать только элитарное (в смысле для понимающих музыку) Общество муз эзотеризма стр 32
Музыка святое
Патриотично защищал самобытность музыки Франции от влияния им же вначале страстно любимого Вагнера
Орланда и Палестрина понравились ему в Италии. Лучшие, по его мнению, Рамо и Куперен.
Свидетельство о публикации №124030807562
Любовь Гаус 14.03.2024 14:37 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 14.03.2024 14:41 Заявить о нарушении