Личные наблюдения
Придумайте пятый элемент.
Личные наблюдения.
Что может держать темп и интерес читателя, если не объём Души автора?! Вот он для меня и является пятым элементом хорошего как литературного, так и художественного произведения.
Профессия подарила знания художественного ремесла. Портрет – это рассказ о человеке, а я расскажу о рецепте рождения портрета и о впечатлениях художника, написавшего не менее семи тысяч лиц. Выбранная специализация ответственна и сложна, что неоспоримо. Любое дело кажется сложным без знаний и опыта. Отношение людей к творчеству, да и к самим себе, со времени моего обучения до момента сегодняшнего повествования круто видоизменилось.
Ребёнком, с замиранием сердца, наблюдала, как работают художники. Теперь детей редко привлекает рукотворное мастерство. Смотреть, как на чистом листе рождается картина, готовы единицы, но потянувшегося к творчеству ребёнка мамы обычно очень быстро уводят. Все теперь куда-то торопятся, или боятся помешать.
Помешать профессионалу присутствием невозможно. Начинающему – да, сложно. Первые работы пишутся с ошибками, необходимо формирование навыка. Портретируемый не всегда имеет много времени, а обучаемый испытывает страх и за результат работы и за процесс, потому что вокруг люди. Чтобы не бояться публики, в институте нас гоняли рисовать наброски животных в зоопарк. Объём задавали большой, поэтому было абсолютно всё равно, кто подходит, что говорит, сколько людей за твоей спиной. Меня сложно вывести из себя, за 50 лет активного творчества умение молчать в ответ на глупости отработано. Но три барышни с фразой «Лицо должно быть белым» меня лично уже, за семь лет портретного искусства на набережной Петрозаводска, простите за выражение, задолбали конкретно, иногда в момент моего первого взмаха руки с мелком пастели над пустым листом, когда необходимо сконцентрироваться и быстро разметить маячки, над которыми потом будешь трудиться. Советов давать художнику, даже начинающему, точно не надо. Никогда художник не увидит мир вашими глазами. Садитесь рядом и показывайте класс примером мастерства!
На Арбате я оказалась летом 2014 года и работала там до середины лета 2016 го, пока не выгнали коллеги. И было понятно, что я там нахожусь не ради заработка, а ради восстановления руки, потому что в течение долгого времени портреты писала редко. Первые коробочки пастели подарила подруга. До этого момента портреты на Арбате я писала акварелью, что требует гораздо больше времени. За многие портретные пробы пастелью стыдно. Реабилитирует и душевно уравновешивает то, что дарила сборник своих стихов и прозы под названием Сердце на стебельке. Именно так я тогда и выглядела, в силу отсутствия прожиточных средств. На Арбате работа была далеко не сахарной, для всех. Там были прекрасные мастера своего дела, профессионалы, и среди портретистов и среди шаржистов. Но таких было не много. В институте педагоги говорили нам, студентам: портретистом может быть каждый из вас, а шаржистом только тот, кто станет асом портретного творчества. На Арбате портретистами были все, кто умел рисовать «похоже», а шаржистами, за редким исключением, те, кто рисовать портреты не умел.
С первых дней на Арбате я поняла, что в народе ценится не душа, которую ты вкладываешь в работу, да и вообще не сам портрет, а тот, кто этот портрет исполняет. Был важен сам факт, привести домой портрет с Арбата, как сувенир. И стало ясно, как сильны в обществе штампы: художник – особь мужского пола, с бородой, старенький, а если на нём ещё и берет – очередь к нему обеспечена до самого вечера, даже если он вообще не художник.
Техникой сухой кисти овладела на Арбате, благодаря коллегам, и доказала себе и им, что я это делать умею. Но для творческого раскрытия выбрала пастель. Задача гораздо сложнее, чем просто рисунок в тоновом исполнении. Хоть многие, по незнанию, просят карандашиком. К тону добавляется цвет, и найти его необходимо сразу, не думая, а вот для этого нужен навык. Чтобы понять, о чём я, привожу пример с педалями автомашины. Взялся за руль – о педалях думать поздно. По такому принципу при работе над портретом подлетают пастельные мелки. Не тот взяла – исправь. При создании образа необходима лепка. Все уточнения потом. Лепка происходит гораздо приятнее, быстрее и точнее, если с героем своего рассказа идёт взаимодействие. Человек в разговоре, в манере держаться, в движении, подсказывает, как написать его правильнее, чтобы раскрыть образ полнее. Мне важно, что я хочу своей работой показать. Цель и её достижение.
Цели рассказа художника и литератора похожи. Автор зарисовки должен понять своего персонажа, чтобы в работе показать суть, внешний вид, характер, тип личности человека, одушевить. Литературное произведение даёт творцу больше времени, включая время для исправления ошибок, которого у уличного художника нет. Да и гамма значительно богаче, так как можно наполнять анкету литературного героя деталями, которые расширяют сферу деятельности и взаимоотношений, наполняя образ героя, используя привычки, принципы, жестикуляцию, фобии, мании, уровень самоуверенности личности, и её стиля внешнего вида, речи, физических особенностей. А если добавить биографию, тут уж полёт фантазии безграничен. Художник, уличный творец, обязан отразить за максимально короткое время не только внешнее сходство (это к криминалистам), важно передать внутренние качества конкретного героя произведения с помощью художественных средств. А это зависит от личности художника. Именно этому учили меня, поэтому на занятиях мы обсуждали, портрет словами это «Он или не он», а не «Похож или не похож».
Кого рисовать сложнее, кого легче. Главное, чтобы позволяли погодные условия присутствовали знания способов работы материалом и пропорций возрастных изменений, тогда о сложности не думаешь. Портретист создаёт некий срез времени. Поэтому рисовать хотелось бы лица разных людей, и детей, и женщин, и мужчин, всех возрастных групп. Людей старшего возраста, к сожалению, усадить гораздо сложнее. Попробую описать, что сейчас происходит в нашем обществе в пределах исследованной мною темы.
Первое. Люди, в большинстве, не любят себя, не довольны внешностью. Рассматривая себя в зеркале, ищут и находят недостатки, которые кроме них самих вообще никто не замечает. Фраза «Принимайте меня такой, какая я есть», - как заявила недавно Джулия Робертс,- на мой взгляд, не верна. Как раз если ты уважаешь людей, старайся выглядеть достойно. Надо быть такой, чтобы нравиться себе и быть приятной обществу. Если красота есть, её необходимо уметь преподнести. Результат нелюбви к себе – сравнение с идолами времени, навязанными телеэкраном и гаджетами. По моему наблюдению, в обществе произошло внутреннее опустошение, которое компенсируется комплексом внешних данных, приводящих к корректировке, которая не всегда удачна, а часто и опасна для жизни. Надувая губы, разрисовывая своё тело, или втыкая в него дополнительные штуки, человек делает огромную глупость. Обои, и те со временем надоедают, одежду меняем, макияж смываем. Надо ли делать непоправимое, если Создатель наделил всех внешней красотой при сотворении. Во все века искусство восхваляло чистоту тела и красоту души. Вовсе не имеет значения, что у вас снаружи, если внутри пустота! Озлобленность, зависть, необразованность, кичливость, накладывают на обладателей дополнительный оттиск, а его визуально ничем не исправишь, не замажешь, не надуешь, не отрежешь, не изменишь, пока сам человек не полюбит этот мир и самого себя. Саморазвитие, ответы на вопросы кто я, для чего я, чем я наполнен и обучение доброте необходимы, что не просто на самом деле.
Второе. Далеко не все готовы к честному мнению со стороны. То есть, человек хочет видеть не себя, а свою улучшенную, с его точки зрения и уровня культуры, проекцию. С этим хорошо справлялось большинство художников Арбата: из колхозниц, ткачих, поварих – (прекрасные профессии, которыми могла бы гордиться страна и народ), - в королевы. О душевности – ни слова. Красивенько. Цель труда – заработок. Профессиональный художник ставит перед собой цель раскрыть внутреннюю красоту. Это то, что делает произведение особенным, неповторимым и запоминающимся. Можно показать, каким станет человек, если полюбит себя. Во втором случае, как правило, отказ от портретов, - кочуют в папки автора. Для художника это риск остаться голодным, зато смелость даёт уверенность в правильности творческого пути.
Третье. От художника многие ждут не портрет, а фотографию. В этом случае совет художникам, стиль и уровень надо выдерживать, оставаясь собой. Наша задача освещение души человека через себя. А тем, кто хочет фотографию – добро пожаловать в фотосалоны! Там тоже есть прекрасные мастера, а художник не фокусник. На фразу, «зачем портрет, у меня есть фотоаппарат», не стоит обращать внимание и растрачиваться на слова. Этой категории людей нужны более сильные лекари душ.
Четвёртое. На выражение «Я сама (сам) рисую» тоже советую не реагировать. В 98 процентах так отвечающих те, кто занимается раскрасками для взрослых, живописью по номерам. Адекватный человек скажет фразу «Я тоже рисую», с совершенно иным выражением голоса и лица, и вы станете друзьями. Если услышите фразу «меня дочь нарисует», а дочери 6-9 лет – посочувствуйте дочери. Ребёнок, которому говорят, что он уже умеет рисовать, никогда не добьётся того, чего достигнет ребёнок, который знает, что он ещё не художник, (как и не повар, не водитель, не бухгалтер и тд). Достижения художественного ремесла формируются годами и душевными переживаниями.
Пятое. В правильной связи между мужчиной и женщиной, несомненно, песнь Творцу, но! Если творческий человек не одинок, бывают проблемы. Даже не буду вещать о ревности, которую испытывает мужчина, если женщина, художник, которую он считает «своей», исследует черты лица незнакомого портретируемого мужчины. Возможно, это станет поводом для написания отдельного рассказа, юмористического.
Алёна Мак 06.03.2024
#5_лет_пиши_за_гроши
Свидетельство о публикации №124030700502