Карл Илья Сельвинский сын Луриха I

Жизнь поэтов двадцатых годов протекала на сломе исторических эпох и не только побуждала к поиску новых форм в литературе, но и к бесконечной череде экстраординарных поступков.         
Не всем известно, что основоположник конструктивизма в советской литературе Илья Львович Сельвинский с 1919 года после прочтения «Капитала» Карла Маркса стал добавлять к своему имени второе — Карл, причем впоследствии внес его в паспорт. Сельвинский подписывал свои литературные работы псевдонимами: Эллий-Карл Сельвинский, И.С-кий, С-кий, а во время работы ковровым борцом в цирке называл себя не иначе, как Лурих III (сын Луриха I — легендарного российского артиста цирка, профессионального борца, двукратного чемпион мира по французской (классической) борьбе.
Но обо всем по порядку. 
Сельвинский родился 24 (12) октября 1899 года в городе Симферополе в семье зажиточного скорняка. После событий 1905 года, когда наступила реакция и прокатилась волна еврейских погромов, мать Сельвинского увезла трех дочерей и единственного шестилетнего сына в Константинополь, где Илюша стал учился в колледже при французской католической миссии в Константинополе, а затем в арабской школе в Еды-Куле.
В 1906 году Сельвинских настигло печальное известно о разорении отца и семья вынуждена была вернуться в Россию, а с 1911 года оказалась в Евпатории, где Илья 4 года обучался в городском училище, а с 1915 года в Евпаторийской мужской гимназии. Именно в 1915 году Сельвинский опубликовал в газете «Евпаторийские новости» свои первые стихи. С 1918 по 1921 год обстоятельства заставили Сельвинского поменять добрый десяток профессий: актер евпаторийского театра «Гротеск», студент медицинского факультета Таврического университета в Симферополе, грузчик, разнорабочий, натурщик в художественной студии, репортер уголовной хроники в газете «Крымская почта», инструктор французской борьбы и борец в цирке Лурих III, заведующий Теа Унаробраза.
Как красноармеец черноморского отряда Сельвинский принимал участие в боях под Перекопом, был ранен и контужен, при Врангеле арестовывался и дважды сидел в тюрьме.  В 1919 году в Севастопольской тюрьме Сельвинский продолжал сочинять стихи:    

Учат меня стариканы:
«Не ешь всю пайку хлеба с утра»,
Но ведь к обеду на ней, как икра,
Рыжие тараканы!
Но, покоряясь науке,
В конце концов привыкаешь и к ним;
Не в силах лишь я примириться с одним:
Это без пуговиц брюки.

В 1920 Сельвинский снова в тюрьме, на этот раз уже в Симферополе:

Итак, в тюрьме я снова.
Ну, что же. Рад весьма.
Чем хороша тюрьма?
В тюрьме свобода слова.

В 1921 году после освобождения уехал в Москву, где во время учебы в 1 Московском университете на факультете общественных наук был принят во Всероссийский союз поэтов. В 1922 году опубликовал в центральной печати первое стихотворение «Агитатор».
В 1922 по 1926 год пошел по стопам отца и служил в Центросоюзе специалистом по пушнине в Киргизии, Сельскосоюзе в отделе кожсырья.
На «Первой литературной олимпиаде», проходившей в Политехническом музее 1 апреля 1923 года вместе с К. Зелинским и А. Чичериным выступил с Декларацией конструктивизма — «Знаем». В поэтической практике конструктивисты продолжали традиции европейского экспрессионизма и футуризма («Мена всех», 1924, «Госплан литературы», 1925, «Бизнес», 1929).
Турниры поэтов в 20-ых, в которых принимали участие Маяковский, Асеев, Хлебников, Пастернак, Кирсанов, Инбер, Катаев, Сельвинский и многие другие отличались поэтическим и эмоциональным накалом. 
Сельвинский — выступал в качестве постоянного оппонента Маяковского, на которого Владимир Владимирович написал такую острую эпиграмму:

Чтоб желуди с меня
удобней воровать,
поставил под меня
и кухню, и кровать.
Потом переиздал, подбавив собственного сала.
А дальше —
слово
товарища Крылова:
«И рылом
подрывать
у дуба корни стала».

Оригинальный стиль Сельвинского в стихах 1920 ых (сборник «Рекорды» (1926), эпопея «Улялаевщина» (1927), роман в стихах «Пушторг» (1928), построенный на усложнении синтаксиса, контрастных противопоставлениях просторечий и риторических конструкций к началу 30 ых вступал в стилистический конфликт с устоявшейся советской идеологией.
Стихи Сельвинского неоднократно подвергались беспощадной критике за «пережитки индивидуализма», «отрыв от действительности», «формализм»:    

Йехали ды констры, йехали ды монстры
Инберы-выинберы губы по чубам.
Йехали колонстры па лугу па вскому
Выверченным шляхом через Зиф в Госиздат.
А по-а-середке батько Селэвыньский
В окуляры зиркает атаман Илья —
Гей, ну-тэ, хлопцы, а куды Зэлиньский,
А куды да куд-куды вин загинае шлях!
Йехали ды констры, йехали ды монстры,
А бузук Володьика та задал драп.
Шатали-си, мотали-си, в сторону подали-си,
Мурун-дук потылици и — ойда в Рапп!

Группа поэтов конструктивистов после многочисленных поисков стихотворных форм и смыслов, распалась к 1930 году, реформировав и адаптировав конструктивистскую поэзию в реализм, востребованный эпохой развитого социализма.
Тем не менее, в 1931 году Сельвинский преподает на Высших литературных курсах, входит в состав редколлегии «Литературной газеты», а в 1934 — вступает в Союз советских писателей и даже становится участником 1 Всесоюзного съезда писателей в 1934 году, на котором были закреплены основные постулаты новой советской литературы.

О потомок! Среди дней превратных
что бы ты, родной, ни услыхал,
не забудь, что я был вечный ратник
Рыцарского Ордена Стиха.    


Рецензии