Как я перестала заикаться
Я бывшая заика. Когда и почему начала заикаться – не помню. Мама всегда вспоминала нашего прадедушку Филю, он тоже заикался, и говорила, что я уродилась в него.
Помните времена, когда молоко продавали на разлив? Попросить продавца налить мне "т-т-т-три л-л-л-литра молока" – это была для меня настоящая пытка. А позвонить по телефону? Да ещё незнакомому человеку? Заики меня понимают... Застрелиться. Вот интересно, почему мы так боимся телефонных разговоров? Не видим собеседника? Не понимаем его реакции? И ведь у всех одинаково. Страшно и всё.
В классе 5 – 6 меня отвели к логопеду. Важная тётенька в очках достала большую толстую книгу, положила передо мной и сказала – переписывай. Там были упражнения на дыхание и какие-то скороговорки. Все наши занятия так и проходили. Она занималась своими делами, а я переписывала книгу. По большому счёту, от таких занятий толку никакого не было, но одно упражнение меня заинтересовало.
Упражнение на дыхание. Надо ДУТЬ! Долго – долго дуть на всё. Напрягать мышцы живота, ни в коем случае не напрягать мышцы в горле и дуть. На зажжённые свечки, спички, на пёрышки, чтобы дольше оставались в воздухе, на лист бумаги, пытаясь струёй воздуха удержать его на стене, надувать воздушные шарики до посинения и головокружения. Короче говоря – дуть на всё, на что можно и нельзя.
Ну и конечно же музыкальная школа. Я пела. Пела много. И в школе, и дома, и на улице, вслух и про себя. Ведь когда поёшь – не заикаешься… Кайф… И учила стихи наизусть. По школьной программе и все, которые нравились. И читала. Просто читала книжки. Мама работала в школьной библиотеке – книг было очень много. Читала во время еды, по ночам, вместо того, чтобы готовиться к экзаменам…
Мне кажется, что у заик мысли бегут впереди речи. Иногда не хватает словарного запаса, чтобы быстро сформулировать всё, о чём думаешь. А как пополнить этот запас? Только чтением.
Музыкальная школа очень помогла. Выступать, играть на пианино на публике почти так же страшно, как и говорить на публике. Концерты, технические зачёты почти каждый месяц. Потихоньку привыкаешь. Ну и пение в школе и дома под свой собственный аккомпанемент. Короче: читать, учить наизусть, петь, танцевать!!! По другому никак...
Телефонные разговоры - это конечно отдельная история.
В те далёкие времена не было такого понятия, как «определитель номера». И, признаюсь, я хулиганила. Набирала наугад любые пять чисел – если на том конце поднимали трубку, просила позвать к телефону какую-нибудь Свету или Наташу. Потом извинялась, что не туда попала. Сейчас, конечно такое не получится.
И как-то незаметно, постепенно это противное заикание стало уходить.
Закончила музыкальную школу, отучилась в музыкальном училище, сначала учила детей играть на фортепиано, потом стала преподавателем вокала. Заикание практически прошло. Боязнь телефонных разговоров? Какая к чёрту боязнь, если надо было иногда за вечер обзвонить человек 20 – 30 детей и родителей, сообщить что-то срочное. Это сейчас придумали групповые переписки. Родительские собрания, конферанс на сцене, ведение концертов…
Иногда, конечно, проскакивают кое-какие застрявшие в горле слова, я не обращаю на это внимание. Да и никто не обращает и не замечает.
Единственное слово, которое мне до сих пор иногда трудно произносить… Это моё имя… Но есть маленький секретик. Когда я знакомлюсь с детьми или родителями, я просто убираю первую букву)
Свидетельство о публикации №124030507327