Мане для Берты Моризо
для нескольких цветков виолы,
как звали римляне фиалку,
да и доныне нет подарка
туманнее лиловой тайны,
как шлейфа от духов Kenzo,
как посвященья уникального:
«Мане – для Берты Моризо».
Всегда вдвоём и вечно порознь.
Но кто теперь про это помнит?!
И лишь фиалки в тон индиго,
да надпись, ставшая безликой,
да неприметные букеты
у горловин в её портретах,
да веер, брошенный небрежно, –
всё ту же источают нежность…
Худ. Эдуард Мане. Букет фиалок и веер, 1872, частная коллекция.
История искусства знает всего несколько романов такого же страстного и тайного накала, каким был роман Берты Моризо и Эдуарда Мане. Художник часто её писал, портреты не равноценны, но «Портрет Берты Моризо в чёрном» Поль Валери, например, считал таким же шедевром, как «Девушка с жемчужной серьгой Вермеера Дельфтского». Художник со своей женой так и не расстался, а Берта Моризо позднее вышла замуж за его брата, Эжена Мане. В натюрморте Эдуард Мане изображает и красный веер (с полотна «Балкон», где этот веер – в руке Берты Моризо), и дарственную надпись… Вспомнила эту историю из-за весны и любимых, трогательных цветов фиалки.
Свидетельство о публикации №124030502454