Мы! - один народ!

               
                Этнос -  явление природы.
                Л.Н. Гумилев (5)

                Народ – это тело божие.
                Ф.М. Достоевский. (2)


И сказал Медведь рыжим лисицам:
«Мы! – один народ!»

Чудак устал.
Добряк проспится,
К утру поймет:
Где чувство меры - там граница.
Коловорот.

А Родина – та даль в окне,
Язык, и песня матери во мне -
Отчизна.                (3,4)

Строение Вавилона зыбко,
Неверие - плохой оплот. (1)

У латыша, грузина, украинца…
Свой огород,
Этнического протуберанца.

15.02.2024.

                Сноски

1.     На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого  (Библия, Бытие гл.11.).

2.  Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков.
Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и  в то же время конец отрицающая.
Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле  и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно смешивал (Ф.М. Достоевский «Бесы»).

3.      Словарю дано названье: Словарь живого великорусского языка; в него должна  бы войти  вся живая речь нынешнего великорусского поколения; Малая и Белая Русь исключены: это особые наречия. Некоторые слова из них, перейдя на деле в смежные великорусские области, вошли однако и в словарь (В.И. Даль, «О русском словаре»).
Должно было наперед рассудить, как смотреть на все местные наречия или говоры, из которых  язык народный слагается? Дело это просто и ясно: за исключением, на юге и западе, ближайшего соседства Малой и Белой Руси, у нас, на всю ширь Великой Руси, нет наречий, а есть разве одни только говоры. Говор отличается от языка и наречия одним только оттенком произношения, с сохранением нескольких слов старины и с прибавкой весьма немногих, образованных на месте, речений, всегда верных общему духу языка (В.И. Даль, «Напутное  слово»).

4.     Из диалога с соседкой:
 - «Судя по вашему рассказу, Вы  неплохо  жили в Казахстане. Зачем же Вы, все оставили и переехали сюда, несколько лет,  впоследствии,   решая  проблемы с переездом, обустройством, получением гражданства? Вас там притесняли?»
-«Мы действительно очень хорошо там жили. Нет, нас там не притесняли. Просто  моя дочь не хочет, чтобы ее ребенок разговаривал на Казахском языке. Моя дочь решила, что ее сын должен разговаривать на русском».

5. «Объединится» в этнос нельзя, так как принадлежность к тому или другому этносу воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, в основе этнической диагностики лежит ощущение. Человек принадлежит к своему этносу с младенчества. Этносы, то есть коллективы людей, возникающие и распадающиеся за относительно короткое время, но имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый стереотип поведения и своеобразный ритм, имеющий в пределе гомеостаз (неустойчивое равновесие),  и противопоставляющие себя всем другим.

 Универсальный критерий отличия этносов между собой один – стереотип поведения – особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а, как показал М.Е. Лобашев, через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.

Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе. Поэтому этнос как явление не сводим ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития (Gesellschaft) и, следуя К. Марксу, должен быть отнесен к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей (Gemeinwesen), изучаться как природный феномен в рамках диалектического материализма методами естественных наук.

Этногенез – процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившийся в результате становления культуры. Он может начаться в любой момент; и если на его пути оказывается преграда из действующей культурной целостности, он ее сломает или об нее разобьется. Если же он начинается тогда, когда «земля лежит под паром», возникающий этнос создает свою культуру – как способ своего существования и развития. В обоих случаях порыв - это слепая сила природной энергии не управляемая ничьим сознанием. Вспышка пассионарности (избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, ради высоких целей) – обязательное условие начала этногенеза.
Цикличность в биосферных процессах и этногенезе не наблюдается. Никакого развития по спирали у этносов нет. Лишь социальное развитие идет по спирали, а этническое - дискретно, то есть имеет начала и концы. Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, происходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей». Кроме форм движения поступательной и вращательной есть еще и колебательная – затухающее звучание струны после щипка и маятника после толчка. Растрата энергии импульса от сопротивления вмещающей среды и ее рассеивание. Этносы, возникают внезапно, образуют экосистемы и медленно рассеивают биохимическую энергию живого вещества, описанную В. И. Вернадским. Обсуждаемый тип взаимодействия отвечает не ритму, а инерции эксцесса, при котором изменение потенциалов описывается сложной кривой подъемов, спадов и зигзагов. Эта кривая сгорающего костра, вянущего листа, взрыва порохового погреба. Разница здесь лишь в продолжительности процесса, а этногенезы длятся от 1100 до 1500 лет, если их не нарушают экзогенные воздействия, например геноцид при вторжении иноплеменников или эпидемии (Л.Н. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»; «Конец и вновь начало», "Этносфера и космос").


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →