Из Бесед и суждений Конфуция

***
Вступление от автора пересказа

Мудрость человечества - то клад.
Голоса с Востока нам звучат,
Не века - десятки пролетели.
Что сказал Конфуций*, знать хотели?
Мудрости в мешках не перечесть,
Хоть бы что-то из того учесть.
__________
* Конфуций - древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства (551-479 г.г. до н.э.)
Примечание: В сборнике представлен поэтический пересказ избранного из трактата Конфуция "Беседы и суждения", выполненный по переводам с китайского исключительно в целях просветительства

Глава 1. Не приятно ли учиться...

"1"
Спросил Философ: "Не приятно -
Учёбе посвящать все дни?
И друга встретить не занятно -
Из стран, которые вдали?
И тот ли муж не благороден -
Нет славы, гнев же не угоден?"

"2"
У совершенства есть основы,
Законам всем они подковы:
Там гуманизм, где не лукавство,
А лишь почтительность и братство.

"3"
Гуманности не очутиться,
Где хитры речи, лживы лица.

"4"
Волненья зрим в учениках:
"Был предан людям ли в делах?
С друзьями искренен ли был?
Усвоил ль то, что получил?"

"5"
Чтоб государством управлять:
Вниманья надо не сбавлять,
Быть искренним перед народом,
Не расточительным с расходом,
Любить народ своей страны
И слать туда лишь, где нужны.

"6"
Вот наставленье молодёжи:
"Родителей ты дома чти,
Вне дома - уваженье тоже,
Гуманных рядом поищи,
Будь искренним и осторожным,
Любовью одаряй людей.
Всё выполнил? Есть время всё же -
Ученью посвяти скорей".

"8"
Коль хочешь уваженья - будь солиден.
А для того мне искренним ты виден,
И преданным, конечно, должен быть,
Ошибки править, с худшим не дружить.

"9"
Родителям последний долг -
Тем нравы ты улучшить смог.
И предков почитанье тоже -
Для нрава доброго нам гоже.

"11"
Почтительным я назову того,
Берёт кто у отца уроки,
Три года кто хранит дела его,
Не изменяя жизни в эти сроки.

"13"
Ты исполняй, что справедливо,
И почитай, коль то не срам.
В руководителях те милы,
Кого заслуги ви'дны нам.

"14"
Скажу: "Учиться любит тот,
Кому еда, комфорт - не в счёт,
Кто быстр в делах, а не в речах,
Кто нравы ценит, коль не прав".

"15"
Годится тот, кто в бедности не раб,
В богатстве не заносчив остаётся.
Всё ж ниже тех - в беде весёлый нрав,
Богат, но нравственным он чтётся.

"16"
Безвестностью не беспокойся,
О людях ты незнанья бойся.

***
Глава 2. Кто управляет

"1"
Коль добродетельно ты правишь,
Звезда Полярная ты, друг, -
На месте верном пребываешь,
С почтеньем прочие вокруг.

"3"
Законом ты народом правишь
И наказания в ходу -
Народ ты этим не исправишь
И стыд в народе не найду.
Есть добродетель и почтенье -
Возникнет стыд и исправленье.

"4"
В пятнадцать - захотел учиться,
А в тридцать стал, кем должен быть,
Жизнь в сорок - без сомнений длится,
Мысль в пятьдесят - наверх стремится,
С шестым десятком - смысл постичь.
Но только мой седьмой десяток
Принёс мне Мир, который сладок.

"6"
Отец и мать о том в тревоге -
Не болен сын ли их в дороге.

"7"
Почтительность к отцу не в том -
Прокорм нести ему лишь в дом,
Ведь кормим лошадей, собак.
"Почтительность" пойми не так.

"10"
Никто не скроется от глаз,
Когда дела его видны,
Стремления понятны в вас
И удовольствия важны.

"11"
"Коль старое ты повторяешь
И новое не отвергаешь,
Способен будешь в управленье" -
Вот Мудреца о власти мненье.

"12"
Разносторонний - благороден,
Для дел он всяческих угоден.

"13"
"Кто благороден?" - ты спросил.
- "Кто действовал, не говорил".

"14"
Не будет благороден тот,
Кто партию, не дело, чтёт.

"15"
Ты учишься без размышленья -
В таком ученье толку нет.
Но размышленья без ученья -
Опасны и приносят вред.

"16"
Коль лишь, что чуждо, изучаешь,
С ученьем этим пострадаешь.

"17"
Про "Знанье" хочешь ты узнать? -
Ты знаешь то, что знаешь,
И не стесняешься признать -
Не всё ты постигаешь.

"20"
Народ почтительным чтоб был -
Достоинство ты б не забыл.
Чтоб был и предан твой народ -
Будь милостив и предком горд.
Чтобы народ к добру стремился,
Добро возвысь, дурак - б учился.

"21"
Не надо пост лишь службой звать.
И дома службу отыскать.

"22"
Важны оглобли у телег,
А искренность - раз человек.

"23"
Известно, что несут века,
Ведь нравы нам важны пока.

"24"
Чужим коль жертвы - раболепство,
А трусость - коль от долга бегство.

***
Глава 3. Восемь рядов

"3"
Зачем для негуманных своды правил?
И музыка зачем, коль негуманен?

"4"
Будь в церемониях скромней,
А в траурных - лишь скорбь имей.

"8"
Для красоты лица, картины,
Грунтовки всё ж необходимы.

"11"
Кто понял смысл жертвы дать,
Вселенной смог бы управлять.

"12"
Ты жертвы правильно отда'л,
Коль предок "рядышком стоял".

"15"
Служитель Храма упрекал:
"Ты зря вопросы здесь задал".
- "По мне то вежливо, коль всюду
Стесняться я спросить не буду".

"16"
Попасть в мишень - это искусство,
А в центр - просто силы чувство.

"18"
Чрезмерно почитанье правил -
Тебя льстецом народ ославил.

"19"
Правитель должен вежлив быть,
Кто служит - предано служить.

"23"
Для музыки важна настройка,
Гармония и чистый звук.
И будет наслажденье стойко,
Коль непрерывно то, мой друг.

***
Глава 4. Прекрасна та деревня...

"1"
Селитесь, где любовь царит,
Она там ум ваш одари'т.

"2"
Когда не любишь, бедность в тягость
И редко в дом приходит радость.
Людей коль любишь - то спокоен,
И мудрый - будешь благ достоин.

"3"
Лишь в гуманисте то увидеть -
Любить и так же ненавидеть.

"4"
Стремится кто гуманным быть,
Не может зло вам причинить.

"5"
Кто благороден, тот гуманен -
Богатства, что от зла, бежит.
Поступок для него не странен -
В напрасных бедах не скорбит.

"7"
Проступки выдают нам человека,
Гуманен ль он - в них чтут от века.

"8"
Чтоб вечером уйти без сожаленья,
С утра об истине узнай ты мненья.

"9"
В стыде о платье или пище? -
В Ученье Истины ты нищий.

"10"
Муж благородный не вещает,
А справедливость достигает.

"13"
Не будет в управленье затруднений,
Когда уступчивость с традицией в ладу.
Но если не уступчив в управленье,
То в церемониях я смысла не найду.

"14"
Желание о должности напрасно,
Ты бойся, чтоб её не потерять.
Безвестность - это тоже не ужасно,
Так поступай, себя чтоб показать.

"16"
Кто благороден - знает долг,
Кто низок - вечно зрит итог.

"17"
Достойного достичь всегда стремись,
А с недостойным сравнивать учись.

"18"
Почтительным с родителем ты будь
И в спорах с ним об этом не забудь.

"19"
Покуда мать с отцом живут,
Не отлучайся далеко.
Но если всё ж дела зовут,
Сказать, куда ты, - то легко.

"22"
И в древности про цену слова знали -
Поспешных обещаний не давали.

"23"
Совет ошибок избегать -
Про сдержанность не забывать.

"25"
Не думай: "Добродетель одинока",
Найдутся - не избегнет кто урока.

"26"
Правителю советом надоел -
Ты скоро будешь в отдаленье.
А другу этим надоесть успел -
Ты потеряешь и его влеченье.

***
Глава 5. Гун Е-чан

"3"
Мой благороден ученик -
К тому на Родине привык.

"4"
Кто ты? - ты спрашивал нередко.
- Сосуд для жертв во славу предка.

"5"
Софизмами даёшь совет -
Жди отвращения в ответ.

"6"
О службе у тебя сомненье? -
То одобряю настроенье.

"7"
Когда я вздумаю поплыть,
Ученье чтоб распространить,
На плот возьму не храбреца,
А в ком смекалка без конца.

"8"
Он может войском управлять.
Гуманен ли? - откуда знать.
А тот - для города удобен.
Гуманен ли? - ответ подобен.
Тот рад гостям с любого света.
Гуманен ли? - вновь нет ответа.

"10"
Уснул средь дня - ленив, похоже.
Гнилое для резьбы - не гоже,
Навозны стены - не приличны,
Не штукатурятся обычно.

"11"
Не видел твёрдости ни в ком -
Страстями полон жизни дом.

"12"
Не каждому доступно жить,
Чтоб по себе других судить.

"14"
Есть - новых кто вестей боится,
Пока, что знал, не претворится.

"15"
Он образован, это видно, -
Спросить у низших не обидно.

"16"
Четыре качества для благородства мужа:
И скромность, и почтительность там ну'жна,
Народу пропитанья чтоб хватало
И справедливости к его труду не мало.

"17"
Искусство обращенья с людьми -
Почтительность с собою ты возьми.

"20"
- "Он трижды думает, лишь после исполняет".
- "А может, раза два на то хватает?"

"22"
Высокоумны и небрежны стали дети,
Учить пора - за сдержанность в ответе.

"24"
Не вижу прямоты - бежать к соседу,
Просить, что просят у тебя к обеду.

"25"
Стыжусь лукавства, вкрадчивости, лести
И дружбы с тем, в ком я не видел чести.

"26"
Мои желанья - старых успокоить,
Друзьям не врать и малых обустроить.

"27"
Того нигде не находил -
Кто грех свой видел и судил.

***
Глава 6. Юна можно поставить...

"1"
Годится управлять, кто либерален,
К себе ж при этом будет не лоялен.
Для управленья будет не пригоден,
Когда себе во всем всегда угоден.

"2"
Учиться любит, кто к другим не гневен
И в повторениях ошибочных умерен.

"3"
Помог ты бедным, значит, благороден.
Пода'л богатому - не благороден, вроде.

"4"
Бери, когда дают то, что не надо -
Раздай соседям, будут они рады.

"5"
Уродливым телком пренебрегают,
Но боги жертв и тех не отвергают.

"6"
"Всего три месяца гуманен" - говорите,
Но вы лишь день гуманности творите.

"7"
Решителен - что значит управлять?
Талантлив - трудность в том не знать?

"10"
Лишь чашка риса, ковш воды,
Но весел - благороден ты.

"11"
В ученье сам себя ты ограничил -
Нехватку сил когда преувеличил.

"16"
Зачем идти не через дверь? -
Кратчайший это путь, поверь.

"17"
Природа держит верх - то это грубо,
Искусственно - есть лицемерье в том.
А благородства получаем чудо -
Когда мы их пропорции учтём.

"18"
Счастливой той случайности назваться -
От роду прям, стал крив, живым остаться.

"19"
Ты удовольствие в Учении находишь -
Того, кто лучше знает, перегонишь.

"22"
У умного любовь к воде -
Ум к истине течёт везде.
Гуманный любит вечность гор -
В их постоянстве нам укор.

"24"
Напрасно в этом убеждать -
Мол, кубки и без граней знать.

"28"
Как редко совершенство есть -
И путь прямой, и Правил честь.

"29"
Он щедро раздаёт народу -
Философ умным назовёт.
Гуманности найдём природу
В том, кто устои нам даёт.

***
Глава 7. Я передаю старину...

"1"
Сказал Философ: "Я не сочиняю,
Я старину в трудах передаю.
В ней я любовь и веру обретаю
И потому о старине пою".

"2"
Моя судьба - копить лишь знанья,
Учиться, будто жаждою томим,
Иль людям отдавать мои старанья,
Без устали свет донося другим?

"3"
Скорблю, что добродетели в нас мало,
Что учимся, но не хотим понять,
О долге обязательства не стало
И недостатки сложно исправлять.

"7"
Не откажу и тем я в наставленье,
Кто платит мало за своё ученье.

"8"
Я не ретивым не даю уроков -
Для просвещенья их не надо сроков.
Кто не горит к учёбе, с тем всё ясно -
Подсказки для него звучат напрасно.

"9"
Коль кто-то в трауре сидит,
Плохой с ним рядом аппетит.

"11"
Он тигра - голыми руками,
Без лодки вплавь - не жаль тонуть.
Берите в армию их сами,
По мне - в обдуманности путь.

"12"
Мог б - кучером, баранов стричь,
Коль можно до богатств добраться.
А раз богатства не достичь,
Что мило - тем и заниматься.

"13"
В порядок мысли привожу,
Когда я жертвовать хожу.
Перед войной, болезнью тоже
В порядке мысли - будет гоже.

"19"
В работе пищу забываю,
Печаль весельем отгоню -
Я свой портрет так представляю,
Что старость близко, не пою.

"20"
Не от рождения я знание имею,
Но древности любя, я им владею.

"21"
Какие темы не любил философ? -
О чуде, смутах, духах, тьма вопросов.

"27"
Философ ловит рыбу, но не сетью,
И в птиц сидящих не палит, заметьте.

"28"
Вот способ, чтобы знания найти -
Всё слышать, отбирать и с тем идти.
А если наблюдать, запоминать -
Второстепенным то могу назвать.

"29"
Зачем вы подозрительны к нему?
Ко мне пришёл - и я его приму.
Что без греха пришедший, как ручаться?
Что будет впредь греховным - опасаться?

"30"
Любовь к человеку, конечно, придёт,
Когда человек в том желанье найдёт.

"34"
Что я гуманен, свят - не утверждаю,
Но в просвещенье устали не знаю.

"37"
Кто благороден - тот спокоен и свободен,
Кто низок - для скорбей всегда пригоден.

"38"
Философ строг, при этом ласков,
Внушителен, но не свиреп,
Его почтительность без маски,
В спокойствии потоплен гнев.

***
Глава 8. Тай-бо

"2"
Коль правила не чтишь:
В почтительности - трус,
Ты храбрый - то сгоришь,
А прям - то хамства груз.

"4"
Когда высо'ко положенье -
Не будь ты груб в телодвиженье
И искренен пусть будет взгляд,
Речь не вульгарна и впопад.
Всё прочее - отдай чинам,
Ответственным за дом и храм.

"7"
Широк Учёный быть не может -
Он гуманизма груз несёт.
Он этот груз со смертью сложит,
Нести - выносливость даёт.

"8"
Образования пути -
Начни с поэзии идти,
Все церемонии узнай,
Их музыкою обрамляй.

"9"
Народ ты заставишь доро'гой идти,
Но сложно ответить - зачем те пути.

"12"
Закончились три года для учёбы
И мысли о зарплате - дал бы кто бы.

"13"
Стыдись - быть бедным или низким,
Когда закон царит вокруг.
Стыдись - к богатствам быть ты близким,
Коль в беззаконии всё, друг.

"14"
Прислушайся к Философа словам:
"Не надо лезть к чужим для вас делам".

"16"
Мне сочетанье не понятно -
Заносчивость и кривизна.
И мне, конечно, не приятно -
Дурак не искренен когда.

"17"
В учёбе опасайся предмета не узнать,
Бояться также надо, его там потерять.

***
Глава 9. Конфуций редко...

"1"
О чём Философ редко говорил? -
О выгоде, судьбе и что людей любил.

"2"
Сказали обо мне: "Велик.
Но в чём почёта он достиг?"
Быть может, в кучера' пойти
Или в стрельбе себя найти?

"3"
Обычно - снизу вверх поклон,
Сегодня модно - сверху вниз.
Не нанесу себе урон -
"Обычай важен" - мой девиз.

"4"
Не чтил Философ, взгляд кого предвзят,
Эгоистичности, упрямству был не рад.

"7"
Я годен ль к службе - то не проверяли.
Творец свободный - видно, они знали.

"8"
Я, так как Знаньем всем не обладаю,
Ответ, обычно, с двух концов слагаю.

"14"
Напрасно к варварам велите не ходить -
Коль благороден, грубости не быть.

"17"
Всё проходяще - как реки теченье,
Не остановится оно ни на мгновенье.

"18"
Не видел я - чтоб доброту,
Любили так - как красоту.

"21"
Мне жаль его - всегда вперёд,
Момент покоя не найдёт.

"22"
Есть колос, что не может зацвести,
А есть, в которых плод и не найти.

"23"
Да, молодость достойна уваженья -
Не знаем мы про судьбы поколенья.
Но если не известен в сорок лет -
То уважения ты не ищи там след.

"24"
Не исправим, доволен кто внушеньем,
Но смысл не старается понять,
Советы принимает с одобреньем,
Но не стремится что-то исправлять.

"26"
Вождя у армии отнять возможно,
А волю человека - очень сложно.

"28"
Узнать желаешь, кипарис последним опадёт?
Имей терпение, когда холодный день придёт.

"29"
Коль умный человек, ему не заблудиться,
Гуманен - не грустит, а храбр - не боится.

"30"
Вместе учиться - не вместе стать добрым,
Срока, совместно быть добрым, - не знать.
Пусть идёшь рядом с собою подобным,
Вовсе не значит - всё вместе решать.

***
Глава 10. В своей деревне

"1"
В своей деревне он - простак,
А в Храме, при Дворе - не так.

"2"
Прямым и твёрдым с низшим был,
Был с высшими любезным,
Государя во всём он чтил
С достоинством полезным.

"7"
Он в пост менял привычки, платье,
Ел, что дозволено понятьем.

"8"
В еде придерживался правил:
Мясного перевес не славил,
Не ел не свежую еду,
А соус нужный был в ходу,
Пусть рис разварен, мясо мелко -
Приличная та вещь в тарелке,
Вино, что с рынка, - вещь опасна,
Имбирь добавь - еда прекрасна.

"10"
Пока он ел - не отвечал,
Ложился спать - опять молчал.

"12"
Он на рогожку не садился,
Пока порядка не добился.

"13"
В деревне за столом сидел,
Пока старик встать не хотел.

"16"
Лекарства он не принимал,
Пока их свойств не узнавал.

"17"
Когда пожар в конюшне был,
О людях он сперва спросил.

"20"
Коль государь позвал, идёт,
Телеги, лошадей не ждёт.

"24"
Он навзничь, словно труп, не спал,
Он важный вид не принимал.

"25"
Выказывал почтенье людям:
Кто в трауре - поклон тем будет,
А коль роскошно угощенье -
Лицом, поклоном одобренье.

"27"
Недобрый взгляд - взлетает птица,
Потом опять она садится.
На птицу на мосту глядит,
"Та время знает" - говорит.

***
Глава 11. Хотя прежние люди...

"1"
Хоть в церемониях и музыке невежды
Те люди, обитали что до нас,
Но в деле, не смотря на их одежды,
Последовал за ними бы сейчас.

"4"
От речи чтит лишь наслажденье -
Мне не помощник, прочно мненье.

"11"
Как пышны похороны стали!
Коль нет заслуг - покой не дали.

"12"
Как можем духам мы служить,
Когда и людям не умеем?
О смерти как нам говорить,
Когда мы жизнь не разумеем?

"15"
Не у меня "играть" учился -
Внутрь дома так и не пробился.

"16"
Нет толку - перейти границу,
Как не дойти, всё не годится.

"20"
Хоть добр, но не с мудрыми в пути -
Не сможет к Храму мудрости дойти.

"21"
По речи сложно угадать -
Кто благороден, кому врать.

"22"
Трусливых побуждай вперёд идти,
Стремительному нам б узду найти.

"24"
Сановник - тот, кто правду чтит,
Уходит прочь, коль та молчит.

"25"
Как краснобаев мне терпеть? -
Пошлют на смерть под ярку речь.

"26"
Учеников Мудрец спросил:
"Имея власть, что б сотворил?"
- "Три года я б внушал народу,
Как отвести ему беду".
- "В отдельном месте всем в угоду
Дал б только лучшую судьбу".
- "Хотел бы я служить при Храме".
- "А я б с друзьями всюду был
И жизнь бы ежедневно славил,
В ней наслажденье получил".
"Для власти - не уступчив Первый,
Второй - к масштабу не привык,
При власти Третий будет скверный,
Раз только к Храму путь открыт,
Четвёртому дам одобренье" -
Мудрец ответил без сомненья.

***

Глава 12. Янь-юань

"1"
Чтоб гуманистом стать, ты победи себя -
Не слушай, не смотри, что против правил.
И говорить, и действовать нельзя,
Коль правила тем нарушать заставил.

"2"
Вне дома покажи, что с лучшими ты в дружбе,
Достойно управляй народом, коль на службе,
Другим не делай то, себе что не желаешь -
В деяниях таких про "гуманизм" узнаешь.

"5"
Скорбишь напрасно - "братьев нет".
Коль благороден, братьев - Свет.

"6"
Я умным назову того,
Кто клевету не принимает
И коль не слышал от него,
Что от обиды он страдает.

"7"
Три главных силы в управленье:
Достаток пищи, войска тож
И к ним народное доверье.
Но главным - третье ты найдёшь.

"9"
Быть может государь в упадке,
Когда народ живёт в достатке?
Быть может государь богат,
Когда в народе мор и глад?

"10"
Любя того, кому желаешь жить,
И ненавидя при желанье смерти -
В желанье жизни-смерти совместить.
Не заблужденье ли желанья эти?

"11"
Правление лишь там я вижу:
Есть государь - и он один,
Министра как министра слышу,
Отца - отцом, а сын есть сын.

"13"
Услышал тяжб я уж не мало,
Как хорошо, чтоб их не стало.

"14"
Спросили: "Что есть управленье?"
"Жить им, быть искренним" - вот мненье.

"15"
Ты истине не навредишь,
Коль знанья с правилами чтишь.

"16"
Тот благороден, кто в добре поможет.
Кто низок - помощь в злом предложит.

"17"
В "правленье" вижу "исправленье".
Ты прям - другие поменяют мненье.

"18"
Правитель воровать не стал
И подчиненный перестал.

"19"
Чтоб нравственность была в народе,
Казнить злодея - лишне, вроде.
А доброта, как ветер, гнёт -
Злодейства травы уберёт.

"20"
Вид гуманиста, дело ж нет -
Известным назову.
А славным того видит Свет,
Кто с правдою в ладу.

"21"
Сначала дело, лишь потом успех -
Так добродетель ввысь идёт у всех.
Со злом своим борясь, с чужим не надо -
Искорененье зла тебе награда.
Забыть себя, родителей в сметенье -
Наверно, это будет заблужденье.

"22"
Когда мы честных возвышаем,
Бесчестным преграждаем путь,
Бесчестных этим награждаем,
Ведя их к правде, - не забудь.

"23"
Быть грубым с другом - то не дружба.
Быть добрым в порицанье нужно.

"24"
В учёности - друзей найдём,
От них - к гуманности идём.

***
Глава 13. Цзы-лу

"1"
"Правленье в чём?" - Цзы-лу спросил.
- "Свой труд народу приноси,
Примером для народа будь,
Во всём о лени позабудь".

"3"
Чтоб государством управлять -
Всё надо правильно назвать.
Коль имя выберешь не так -
То в деле будет кавардак.
Коль дело ты не совершишь -
То значит, в правилах грешишь.
Коль церемония не та -
То наказанье не узда.
Коль в наказании ошибка -
Народ чтит правила не шибко.

"5"
Да, прочитал он важный труд,
Но дело он не понимает.
Хоть многознающим сочтут,
Но дело пользы в нём не знает.

"6"
Правитель прав - народ согласен.
Ошибки есть - исход не ясен.

"9"
Народа много - дай достаток,
Затем учи - таков порядок.

"11"
Жестокость чтобы победить -
Сто лет во власти добрым быть.

"12"
Правитель чтит закон - то, без сомненья,
Гуманность воцарит чрез поколенье.

"13"
Себя ты исправил -
То можешь и править.
Себя не исправил -
Других как заставить?

"16"
Коль близкие довольны и дальние пришли -
Правители такие, на мой взгляд, хороши.

"17"
Не торопись в делах, за малым не гоняйся -
Чтоб дело разуметь, в большом не потеряйся.

"18"
В моём селенье прямоту так знают -
Сын и отец друг друга прикрывают.

"19"
Гуманный в жизни будет скромным,
В делах - с вниманием достойным,
Про искренность забыть не смей,
Гуманным будь средь дикарей.

"20"
Учёный - праведен в делах,
Нас вдалеке не посрамит.
Пониже - верен кто в словах,
У власти ж - часто мелкий вид.

"21"
Людей срединных нет, для дела то пристало -
И с натиском нужны и сдержанных не мало.

"23"
У благородных - миролюбие без лести,
У низких - лесть с воинственностью вместе.

"24"
Не годен тот, кого все любят,
И тот, кто всеми ненавидим.
Пригоден - если злые судят,
А добрым он хорошим виден.

"25"
Служить легко тому, кто благороден,
Но в незаконности ему не угодить.
На службе подлому бываешь не пригоден,
Угодливым во всём там надо быть.
Чтит первый по способностям людей,
Второму в деле надобен злодей.

"26"
В достоинстве спокоен, не тщеславен -
Того он благородным признаёт.
Для низости, конечно, путь не славен,
У подлого всё то - наоборот.

"30"
Без обученья - на войну?
Ты бросил их - я так пойму.

***
Глава 14. Сянь спросил...

"1"
"Что постыдно?" - Философу задан вопрос,
- "Коль на службе о плате имеешь лишь спрос".

"2"
"Учёным", вряд ль, того ты назовёшь,
Стремленье в ком к покою ты найдёшь.

"4"
Коль добродетелен, то словом ты владеешь,
Владеешь словом - не всегда добро несёшь.
Гуманный - значит, храбрость ты имеешь,
Но не любого храбреца таким зовёшь.

"7"
Коль любишь - то к труду ты призываешь,
Коль предан - вразумлять ты власть желаешь.

"10"
То трудно - бедным быть и не роптать.
Легко - в богатстве гордость обуздать.

"12"
Для совершенного достаточно немного:
Отбросить корысть, к долгу лишь дорога,
Опасность видя, жизни не жалеть,
Что обещал, то людям давать впредь,
Слова свои не забывать суметь.

"17"
Не гуманист, вы говорите, он -
Братоубийцу, мол, к делам поставил.
Но в управленье, в общем то, силён -
Порядок навести он всех заставил.

"20"
Бесстыдство в хвастовстве - угодно,
Для дела личность - не пригодна.

"22"
Такое правило для службы -
Не лгать, корить в лицо лишь нужно.

"23"
Муж благородный вверх идёт,
А подлый - вниз, то страсть гнетёт.

"24"
У Древних "для себя" учёбу назовёте,
Теперь учёба "для других" в почёте.

"27"
Немногословен благородный,
Для дел он более пригодный.

"28"
Хочу достичь я благородства -
Без скорби бы людей любить,
Чтоб знанья были без уродства,
А в храбрости страх потопить.

"29"
Людей он "судит"? Мой ответ:
"Людей судить - досуга нет".

"31"
Не ум - обман предполагать,
Но ум - опасность прозревать.

"33"
Не сила лишь коню важна,
Но также выездка нужна.

"34"
За обиду плата - справедливость,
За добро - добро и в том учтивость.

"35"
Меня не знают люди.
Быть может, Небо знает.
Ввысь ропота не будет,
Людей не обвиняю.
Я жизни изучая,
Смысл вышний обретаю.

"38"
Спросил привратник у ворот,
Откуда путник тот идёт.
"Был у Конфуция" - ответно,
- "Тот, кто вершит, хоть знает - тщетно?"

"39"
Философ бил в набат,
Отшельник: "Пыл умерь,
Раз слушать не хотят".
- "Не трудно, уйти в тень".

"42"
Ты хочешь знать, кто благороден -
Себе в развитии угоден.

"43"
Разбойник - в детстве не послушен,
Не сделал в жизни важных дел,
Так и состарился не нужен,
Живёт - всем надоесть успел.

"44"
Докладчик этот хоть и молод,
Но к совершенству виден голод.

***
Глава 15. Вэйский князь Лин-гун

"1"
Совет в войне Лин-гун просил,
Философ ноги уносил.

"2"
Кто благ - в беде себя блюдёт,
Кто низок - к подлости идёт.

"3"
Многоучён и много знает?
Мудрец - кто всё объединяет.

"4"
Средь нас не много обитает,
Кто добродетель понимает.

"6"
Коль искренен и верен, твёрд и благ -
И в царстве дикарей известен всяк.
Коль качеств этих вовсе не имеешь -
Добиться уваженья не сумеешь.
Те качества имей перед собой,
Они - ярмо, успех на них построй.

"7"
Он прям, когда царит закон, когда закона нет.
Тот благороден, кто молчит, имея по сто бед.

"8"
С достойным говоришь,
Его не потеряешь.
С глупцом ты помолчишь,
Коль цену слова знаешь.

"9"
Гуманный в жертву жизнь приносит,
Когда гуманность кто-то сносит.

"11"
Чтоб дело сделать, точат инструмент.
Чтоб стать гуманным, то дружи с кем след.

"13"
Где дальних планов не имеют,
Несчастья близкие довлеют.

"15"
Чтоб не услышать осужденья,
К себе будь строг, другим - почтенье.

"16"
Коль у него сомнений нет,
Напрасны помощь иль совет.

"17"
Да, трудно им, кто дни и ночи
В компаньях хитроумье точит.

"21"
Коль благороден - то себя винит,
Коль низок - о вине других вопит.

"22"
Кто благороден - важен, не сварлив
И в сговор не идёт против других.

"23"
Не надо подлых привечать из-за речей,
Слова не надо отвергать из-за людей.

"24"
- "Чем руководствоваться мне?"
- "Будь снисходительным вполне".

"26"
Прошли те времена - историк чтит сомненья,
Сосед кобылу в долг попросит без стесненья.

"27"
К добродетели с лестью приходят изъяны.
Нетерпенье разрушит великие планы.

"28"
Коль все его любят иль все ненавидят,
Проверка нужна - его верно ли видят.

"29"
Расширить истину - не сложно,
Расширить нас ей - невозможно.

"30"
Ошибку главной называю,
Когда её не исправляю.

"31"
Не размышлять бы дни и ночи,
А поучиться, между прочим.

"32"
Есть в земледелии возможность глада,
В Ученье тоже - не всегда награда.
Стремись в Ученье истину найти,
А не богатства лишь приобрести.

"34"
Высок - не знает мелочей,
Но справит важно дело.
А тот не для больших затей,
Но в мелком - всё умело.

"36"
Учителем хоть признавай -
В гуманности не уступай.

"37"
Кто благороден - прям и твёрд,
Ему упрямство - не идёт.

"38"
На службе дело не забудь,
А не зарплату - верный путь.

"39"
В Ученье категорий нет -
Оно несёт всем людям свет.

"40"
Имеют разные пути -
Одно им дело не вести.

"41"
Задача слов любых одна -
Понятность для людей нужна.

***
Глава 17. Ян-хо

"1"
Ян-хо ругает Мудреца:
"Зачем бежишь ты от гонца?
Ты можешь пользу принести,
Уходит время - не найти".
Конфуций: "Так тому и быть,
Готов на службу поступить".

"2"
Природа у людей одна,
В привычках разница видна.

"3"
Что неизменно на Земле? -
Верх знанья иль коль глуп вполне.

"4"
"Концерт для масс хорош, но всё ж -
Нож для быка для кур негож".
Ему напомнили: "Не прав -
Народа то смягчает нрав.
Ты это раньше сам сказал".
"Я пошутил" - Мудрец признал.

"6"
"Что гуманизм такое?" - спросили Мудреца.
Пять принципов открою, будь с ними до конца:
Почтительный когда ты - никто не станет гнать,
Ты коль великодушен - всех будешь привлекать,
Когда со всеми честен - доверятся тебе,
Когда сметлив, умен ты - успехи есть в судьбе,
Ты если добр - то это позволит управлять.
Такие есть ответы на то, что хочешь знать.

"7"
Раз ученик просил: "Не посещайте злого,
Учитель, ты сказал, не делать чтоб такого".
"Ты не вяжи меня как тыкву в огороде" -
Мудрец в ответ - "Я не горянка*, вроде.
Я также говорил - что крепко, не сточить,
А белому таким и в чёрной краске быть.
Не надо б для меня устраивать сетей
И пользу принесу тогда я для людей".
__________
* горянка – сорт тыквы

"8"
Коль ты учиться не желаешь,
То шесть опасностей найдёшь:
Пусть ты гуманен - глупым станешь,
В любви ко знанью - будет ложь.
Пусть честен - навредишь ты людям,
Пусть прям - то горячишься зря,
А храбры - вспыльчивыми будем
И сумасброд, коль твёрд, друзья.

"10"
Кто умных книг не открывал,
Лицом к стене всю жизнь стоял.

"11"
Не надо чтить в них лишь подарки,
Пусть церемонии и ярки.
Не прав, коль в музыке ты тож
Лишь колокол и дробь найдёшь.

"12"
Кто строг снаружи, слаб в себе,
Пролез как вор в дыру в стене.

"13"
Смиренник, если лицемерен,
То в добродетелях умерен.

"14"
Ты добродетельным не станешь,
Коль слухи с россказнями славишь.

"15"
Кто низок, государству враг -
Идя наверх, он держит флаг.
Когда достигнет он вершины,
Чтоб не упасть, стреляет в спины.

"16"
И недостатки раньше - лучше.
Там сумасбродство - в мелочах,
А ныне - полное распутство.
Там строгий был суров в делах,
А ныне - гнев и злобы льются.
Там прямота лишь в простаке,
А ныне - ложь и в дураке.

"17"
С гуманным не дождёшься встречи,
Коль лик притворен, хитры речи.

"18"
Что фиолетово - не мило,
То затмевает красный цвет.
Что сладострастно - то постыло,
Ведь губит музыки букет.
А кто в речах всех потопил -
Вред государству причинил.

"19"
"Молчал бы" - Мудреца мечты.
- "Как мудрость передастся?"
- "Молчанье неба видишь ты,
Но твари ведь родятся".

"20"
В приёме гостю отказали,
Он только за порог -
На арфе громко заиграли.
Понятен был урок.

"21"
- "Как долог траур трёхгодичный!
Хватило б года одного".
- "Родителям тот срок привычный,
Чтоб нянчить сына своего".

"22"
Весь день еда. Не тяжко это -
Быть у стола в неволе?
Хотите моего совета? -
Играйте в шашки, что ли.

"23"
Что мужество без чувства долга?
Мятеж - для тех, кто высоко.
А нижняя досталась полка -
Разбойник, тоже нелегко.

"24"
Муж благородный ненавидит,
Когда злословят о других,
Границ коль храбрые не видят
И в смелых разум если тих.
Цзы-гун* к тому добавил малость:
"В шпионстве - разум никакой
И непокорность - то не храбрость,
И кляузник - он не прямой".
__________
* Цзы-гун - один из ближайших учеников Конфуция, китайский философ, дипломат, политик и предприниматель (520-456 г.г. до н. э)

"25"
Я с ними ладить не умею -
Как слуги женщины ведут:
Приблизишь - сядут вам на шею,
А отдалишь - роптать начнут.

"26"
Коль ненавидим в сорок лет -
Не будет толку, в том твой след.

***
Глава 18. Вэй-цзы ушёл...

"2"
- "Три раза гнали с должности тебя,
Но почему ты держишься за место?"
- "Судью прямого, вот такой как я,
Погонят всюду - бегство неуместно".

"5"
Конфуция корил чудак:
"Прошедшее нельзя исправить,
Но с будущим совсем не так,
Служить опасно - двор б оставить".
Конфуций рад всё обсудить,
Чудак сбежал - привык чудить.

"6"
На предложенье Мудрецу -
Оставить Мир и удалиться,
Сказал: "Ему то не к лицу,
Пока в Вселенной зло творится".

"7"
От старших к младшим идут нравы,
Не рвать б связь подданных с царём.
"Жить чистым" - в этом вы не правы,
Коль непорядок признаём.

"8"
Отшельник в убежденьях будет стоек,
Другие не тверды, но в нравах - стоик
И чисты третьи, но разнузданы их речи.
А я лишь долга исполненье обеспечу.

"9"
Отца для сына наставленья:
"Правитель благ, коль ценит всех",
Нет в голове его сомненья:
"Ценить лишь избранных - то грех".

***
Глава 19. Цзы-чжан

"1"
Вот правила: жизнь в жертву дать,
О справедливости страдать,
Благоговеть при службе в Храме,
Хоро'ните - быть в скорби с вами.

"2"
Мало: знанья хранить, их не преумножая,
Иметь веру, но в ней сомневаться, страдая.

"4"
Не спорю, важно знать о каждом малом деле,
Лишь благородные в сём толк не углядели.

"5"
Тот любит учиться, кто каждый день учит,
Кому повторенье привычно, не мучит.

"6"
В учёбе вы к гуманности придёте,
И в размышлениях её вы обретёте.

"7"
Чтоб ремесло постичь -
В казённый дом отдать.
Чтоб благородным быть -
Смысл принципов узнать.

"8"
Ничтожный, подлый он у нас -
Ошибки прячет от всех глаз.

"9"
Кто благороден: издали - велик,
Поближе - будет ласков его лик,
Но если близко подойдёшь,
В нём много строгости найдёшь.

"10"
Властитель от народа много просит,
Когда его признание он носит,
А нет - тиранством тогда веет.
Кори его, в себя когда поверит.

"11"
Возможны в малом отступленья,
Коль в деле главном нет сомненья.

"12"
Учитель сортирует по развитью,
Но знанья разные важны к привитью.

"13"
От службы есть досуг - направь к ученью,
В ученье есть досуг - направь к служенью.

"14"
Для траура есть правило простое -
Важна там скорбь, отбрось пока иное.

"17"
Суть человека всяк уловит,
Когда родителей хоронит.

"19"
Коль власть - преступника судить,
Его жалей, себя ж - забыть.

"20"
Чтобы во всех пороках не винили,
Не надо чтоб в грязи вы сами жили.

"21"
Затменья солнца и луны -
Ошибки мужа благородного,
Все видеть их всегда должны.
Исправит - дело всем угодное.

"22"
Учение тех мудрецов царит,
Коль с мудрым и немудрым говорит.

"23"
Раз низкая стена, то двор весь виден.
Стена Философа высо'ка - ищи дверь.
Не все найдут и факт тот не обиден,
Но кто найдёт, богатства зрит, поверь.

"24"
У одних таланты - бугорки,
Их возможно и переступить.
У него ж как солнце велики -
Отвергай, но всё равно им быть.

"25"
Если б Философу дали княженье:
Он бы поставил - и тот бы стоял,
Он бы повёл - с ним пошли б, без сомненья,
Он б приласкал - и покорность б узнал.
Он поощрил бы - и всех б успокоил.
С ним поравняться мне кто бы позволил?

***
Глава 20. Яо сказал...

"1"
Середины держись в управленье,
Не беднел чтоб китайский народ.
Грех народа - твой грех без сомненья,
Но не правильно - наоборот.

"2"
"Скажи, Конфуций нам, как государством править?"
"Пять правил исполнять, четыре бы отставить:
Народу давать то, что для него полезно,
По силам будет труд - роптанье не уместно,
Забыть об алчности - гуманности не видно,
Всех уважать в делах, чтоб было не обидно,
С достоинством смотри, при том свиреп не будь.
Все правила прими, чтоб славным был твой путь".
"Отбросить надо что?"- "Казнить без наставленья
И дела ждать, к нему не дав распоряженья,
И погонять людей без цели - не достойно,
А не платить за труд и вовсе не пристойно".

"3"
Не будешь благороден - судьбу коль отвергаешь.
Опоры не имеешь - коль всё ты нарушаешь.
Не знаешь силы слова - людей не постигаешь.


Рецензии