А12. Эксперт конкурса Ольга Флярковская
Итак, знакомьтесь: Ольга Флярковская – поэт, театровед, член Союза писателей России, автор четырёх поэтических сборников.
Ольга родилась и живёт в Москве. Окончила театроведческий факультет ГИТИСА им. А.В. Луначарского в 1989 г., аспирантуру по кафедре истории зарубежного театра.
Её произведения публиковались в литературных журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Сибирь», «Берега», «Двина», «Новая Немига литературная», «Родная Ладога», «Голос эпохи», «Наша молодёжь», «Южное сияние», «Северо-Муйские огни», «Графит», «Плавучий мост», «Зарубежные задворки» и др., в газетах «Московский литератор» и «Православный Санкт-Петербург».
Творческая жизнь Ольги очень насыщенна. Она активно и сознательно занимается поддержкой российских фестивалей и очень дорожит этим направлением, относясь к нему как к своей миссии. Ольга член жюри пяти литературных Премий и фестивалей, среди которых «Словенское поле» (Псков), Премия имени поэта и воина Игоря Григорьева» (Санкт-Петербург), «Мгинские мосты» (Ленинградская область), «Каблуковская радуга» (Тверь), Премия имени Игоря Царёва «Пятая стихия» (Москва); член Экспертного совета и творческого жюри ВСД «Русский Лад». В 2023 году Ольга стала победителем VII Большого поэтического конкурса «Восхождение» (Коломна), Всероссийского литературного конкурса-фестиваля «Остафьевский родник» и одним из трёх лауреатов Премии «Наследие».
Сама Ольга заведует отделом искусства и культуры в набирающем популярность литературном альманахе «Гражданинъ», пишет критические и исследовательские статьи.
А ещё – и об этом хочется сказать отдельно и неформальным слогом – Ольга уже десять лет является организатором и ведущей Творческого клуба «Чернильная роза» при Молодёжном историко-культурном комплексе «Особняк В.Д. Носова». Здание, а это выдержанное в стиле модерн творение архитектора Л. Кекушева, – уникальное по своей атмосфере место, некий портал, сохраняющий для нас живительную связь с лучшими традициями прошлого; и проходящие там литературные вечера, а точнее литературные концерты, в которых принимают участие современные поэты, композиторы, молодые музыканты, артисты, наполнены совершенно удивительным духом вдохновенного человеколюбивого творчества (говорю с полной уверенностью, ибо сама имела радость бывать).
Что касается литературных пристрастий и влияний, то Ольга называет три имени. «Вся юность, и молодость, и начало зрелых лет прошли под знаком великого трагического поэта Марины Ивановны Цветаевой. <…> Но вот к середине жизни я ощутила, как меняется мое мировоззрение, как всё уменьшаются мои личные потребности, и всё более важными для меня становятся люди с их чувствами и судьбами, вообще Россия наша, бескрайняя, неимоверная, иссиня снежная, серебряная от инея терпеливейшая северная глубинка её… И в мою жизнь вошёл Николай Рубцов, буквально всю душу мне перевернувший. Какая простота, какая целомудренная скромность поэтического слова, какое щемящее чувство родины, в каждом стихотворении – как перед вечной разлукой с ней, единственной. Какая строгость выражения этого чувства… Рубцов научил меня тому, что родина – это часть нашей души. Не только территория… И даже не только люди… Спросите, а что, раньше что ли не читала? Читала. А вот доросла до понимания каких-то вещей только теперь. Отдельная тема – Пушкин. <…> Пушкин – это космос русской жизни со всеми её противоречиями и взлётами. Простите за пафос…»
Из современных поэтов Ольге особенно близки Михаил Анищенко-Шелехметский и Игорь Царёв.
Ольга добрый и позитивный человек. В контексте нашего конкурса интересна её позиция, которую она обозначает в одном из своих интервью: «…невиданный рост сетевой поэзии, как бы иронически ни оценивалось это явление в кругах маститой литературной критики, <...> красноречиво говорит о жажде поэтического слова» <...> Однако именно из литературной Сети, может быть, из глубинки, из глуши придёт к нам живое мощное русское слово. И, знаете, есть такая особая радость, когда удаётся открыть для себя новое имя. А таланты есть и сейчас. Я знаю это точно».
Думаю, после знакомства с личностью нашего эксперта вам будет интересно представить на его суд свои произведения. Добро пожаловать с вашим лучшим!
А теперь – немного поэзии Ольги. Недолго думая, я взяла стихотворения из её самой первой публикации 2024 года: в №3 журнала «Молодая гвардия».
ЛЕНИНГРАДКА
Памяти Антонины Михайловны Флярковской
Завитками позднего ампира
Стёкла разукрасила зима.
Вымершие гулкие квартиры.
Лютый холод. Утро. Голод. Тьма.
Женщина в обмотках... баба Тоня!
Ты едва бредёшь, не чуя ног,
На твоих руках уже не стонет
Крохотный двухмесячный сынок.
Ты как тень среди других страдальцев –
Еле-еле бьётся жизни нить.
Надо на Смоленском в одеяльце
Младшего в сугробе схоронить!
Скрыты звёзды напрочь туч рогожей...
Времени река не льётся вспять!
Бабушка, ах, если б было можно
Вам тепла и хлеба передать!
...Путь домой лежит в январской стыни,
Ни собак. Ни галок. Ни огней.
Да вовек твоё святится имя
В беспощадной памяти моей...
ТВОЯ КОМНАТА
Памяти отца
Я ныряю в комнату твою,
Словно утка с лёта — в полынью...
В мир вещей, живущих в тишине.
Образ этой комнаты — во мне.
Твой домашний войлочный пиджак
На привычном месте — добрый знак.
А из белой рамы на меня
Смотрит мама в отблесках огня.
Мама на Монмартре (месяц, год).
Тот художник был моделью горд...
Твой рояль... Он губы сжав, молчит.
Дождь в окно мелодию стучит.
Стол рабочий ждёт знакомых рук,
Над бумагой нотной — лампы круг,
И глядят задумчиво со стен
Пушкин, Шостакович и Шопен.
Я вхожу из гула суеты...
Поливаю каждый раз цветы...
Я хочу понять — а где же ты,
папочка?..
МАМЕ
В этом имени вольность Улисса,
Новгородская песня Садко...
Только белая чайка Лариса
От меня далеко-далеко.
Режет волны весёлое судно,
Парусами играет Борей...
Эта чайка ветрам не подсудна
Даже самых коварных морей.
Позабыты тяжёлые снасти,
Старый рыбарь вздохнул тяжело...
Где же ты, синеокое счастье,
Отчего стороною прошло?
Пролетело, как чайка над мысом,
Растворилось в рассветной дали...
Но оставило имя Ла-ри-са
Для красивейших женщин земли.
В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ
Пол-июня откушено
Земляникой с куста.
Сан-Сергеича Пушкина
Ныне кружка пуста.
Цвета вишен Тригорского
Зори белых ночей.
Сад уютный Петровского,
Да в кувшинках ручей,
Да проказы потешные
Для господских утех...
Поцелуя поспешного
Обжигающий грех.
Всё аллеи да мостики,
Да от писем зола...
Как под ситчиком простеньким
Грудь русалки бела!
В синей роще за Соротью
Сныть раскрыла зонты.
Ну а мы, коль по совести,
Все пред Богом чисты?
Катит лето каретою,
Льёт туман молоко.
Это время заветное
Так от нас далеко!
От гусиного пёрышка
На коленях труха.
Александр-наш-солнышко,
Светлый ангел стиха...
Сыплет деревце вьюжное
Белым цветом с плеча.
Панихида отслужена...
Но не гаснет свеча.
НИКАНДРОВА ПУСТЫНЬ
Вьюнок, кукушкин лён, ползучий белый клевер –
Венка родной земли неяркие цветы.
Влечёт меня к себе прохладный Русский Север
Великой простотой разбросанных святынь.
Люпины, резеда, гвоздика полевая,
Черничные кусты в овражине лесной –
Пути к самой себе вернее я не знаю,
Здесь даже чудеса случаются со мной.
Никандровой тропы уложенные брёвна,
Радоновый родник – бессонный синий глаз!
Пусть ноги устают, но я рождаюсь словно,
В студёную купель ныряя в первый раз.
Малина на подол украдкой брызнет соком,
Докучливый комар нацелит копьецо,
Тень утки промелькнёт в разросшейся осоке,
И двери отворит высокое крыльцо!
Обитель тишины, умерь мои тревоги,
Оставь мои грехи и слёзы осуши!
Я обретаю здесь, у храма на пороге,
Лесной недолгий рай, пристанище души...
Страница Ольги Флярковской на Стихире:
http://stihi.ru/avtor/fliarik
= = = = = = = = = = = = = = = = = =
Ведущая авторского конкурса Илина Гумер:
http://stihi.ru/avtor/ilimara
Свидетельство о публикации №124030102749