Записки о поэзии Поэтика Революции

Поэтика первых лет Советской власти

Глава Первая. На волне Революции.

   Не многие поэты России приняли Революцию.
   Приверженцы монархических взглядов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилёв и другие столпы русской поэтической школы не стали на сторону большевиков и октябрьского переворота.
  Центрами русской эмигрантской поэзии стали Париж, Берлин и Прага.

   В поэтическом стане России произошли сдвиги, как, впрочем, во всей русской культуре на рубеже революционных изменений в обществе.
   Связанные с дворянской культурой, Валерий Брюсов, Александр Блок, Владимир Нарбут, тем не менее, смело пошли навстречу преобразованиям общественной мысли и продолжили своё творчество в родной стране.
   Естественным в рамках новой системы стал творческий путь Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, поэта-правдиста.
   Маяковский в своих строках предвосхитил приход Революции:

«…в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год…».

По своему, по-крестьянски воспринимал изменения страны Сергей Есенин.
Революционное переустройство общества коснулось таких поэтов, как Анны Ахматовой, Андрея Белого, Бориса Пастернака, Николая Асеева.  Они сложно воспринимали события Октября 1917 года, но всё же остались в стране, их выбор говорит в пользу Революции.

   Валерий Брюсов, признанный мэтр русского символизма и один из его основателей (наряду с Дмитрием Мережковским), стал у истоков советской поэзии потому, что осознал исторический момент в пользу обновления культуры. В 1920 году он писал:

«Я вырастал в глухое время
Когда весь мир был глух и тих
И людям жить казалось в бремя,
А слуху был не нужен стих.
Но смутно слышалось мне в безднах
Невнятный гул, далёкий гром,
И топоты копыт железных,
И льдов тысячелетних взлом…»

И если ранее его стихам были присущи образность и метафоричность символизма, то с приходом новой власти Брюсов пишет о реальных исторических событиях.
Ещё в 1903 году его перу принадлежали следующие аллегорические строки:
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сёстры.
Сегодня, читая стихи Брюсова, понимаем, какое смятение испытывал поэт от разрыва с товарищами по перу, со своими современниками, не принявшими Революции.

Сквозь боль души весну приветствую
И на призыв земли ответствую
Как прежде светлой песней я!

В своих поэтических работах «Народные вожди», «К русской революции», «Весной»,  Брюсов стремится познать смысл революционных преобразований.
 
«Эй, ветер, ветер! Поведай,
Что в распрях, в тоске, в нищете
Идёт к заповедным победам
Вся Россия, верна мечте;

Что прежняя сила жива в ней,
Что, уже торжествуя, она
За собой, всё властней, всё желанней
Земные ведёт племена!
Русский, советский поэт, переводчик и драматург Павел Антокольский (1896 – 1978) так писал о творчестве Брюсова первых революционных лет:
«В днях молодости первого советского поэтического поколения Валерий Брюсов был самым нужным человеком на самом нужном месте».

Здесь мы видим и признание авторитета поэта и его роли учителя.
В те годы появился новый стихотворный жанр, свойственный и всецело принадлежащий стране, это стихи-агитки Демьяна Бедного (Ефим Алексеевич Придворов 1883 - 1945).

«Язык мой груб. Душа сурова.
Но в час, когда так боль остра,
Нет для меня нежнее слова,
Чем ты — «работница-сестра».
Песни Демьяна Бедного, в особенности «Проводы», распевала вся страна.
Судьба крестьянского сына Вани с его проводами в Красную армию была близка миллионам простых людей.
«С Красной Армией пойду
         Я походом,
Смертный бой я поведу
         С барским сбродом…»


Глава вторая.  Творчество Александра Блока

   Творческая биография Александра Блока чрезвычайно коротка. Уже при жизни он стал поэтом общенационального значения, выйдя за рамки символизма в свои последние несколько лет, расширив это направление и не разрушив при этом. Блок явился одним из зачинателей новой советской поэзии, и своим творчеством оказал огромное влияние на её дальнейшее развитие.
   Восприятие поэтом революции, как взрыва народной стихии, отразилось в поэме «Двенадцать». Если до 1917 года в свои молодые годы Блок стал символом лирической, проникновенной поэзии, то появление его поэмы о двенадцати  стала неким ударом по общественному мнению, привыкшему видеть и читать его витиеватые строки, посвящённые даме сердца, незнакомке. Да и сам стихотворный язык поэмы вдруг выявил совершенно иной стиль, стилистику нового революционного времени. Сравним двух Александров Блоков, до и после революции.

«Незнакомка»,  24 апреля 1906 год, Озерки:

«По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач…»   

   И ещё более лиричное стихотворение того же , но декабря 1906 года:

«СНЕГА»  Снежное вино

«И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.

Я опрокинут с тёмных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вихрях вкруг тебя.

   А в поэме «Двенадцать» мы видим совершенно иные слоги, размер стиха, свойственный футуризму первых лет революции:
«Двенадцать»  поэма  (отрывки), 1918

«…Ветер хлесткий!
Не отступает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто? – Длинные волосы
И говорит вполголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
  Вития…
   Сам язык поэмы  сродни матросскому, красногвардейскому жаргону революционных масс.  Однако концовка произведение заключает в себе фигуру Христа. Это, с одной стороны, наводит на мысль автора о правоте дела всего народа, но с другой стороны диссонирует со всем содержанием произведения.  В таком контексте упоминание Господа в поэме, словно шекспировский Призрак, чтобы напомнить о возмездии старому миру.
   Трагична судьба Блока. Он умер забытый всеми в нищете, голоде от болезней, сгубивших его молодой поэтический талант.

Глава третья. Глашатай Революции Владимир Маяковский и
лирик Сергей Есенин

   В отличие от Александра Блока, Владимир Маяковский став поэтическим глашатаем революции, был обласкан властью.
Так вслед за поэмой «Двенадцать» Маяковским в продолжении эпоса советской поэзии в 1919-1920 годах была написана поэма «150 000 000».
Её героем тоже стал революционный народ, но уже не двенадцать красногвардейцев, а все 150 000 000, символический всероссийский Иван, воплощающий силу и мощь нового рабоче-крестьянского государства.

И вот Россия
           Не нищий оборвыш,
                Не куча обломков,
                Не зданий пепел –
Россия
      Вся
         Единый Иван…

   Маяковский издал эту поэму, не указав имени автора, своего имени, отнеся её авторство к тем же 150 000 000, которые одновременно являются героями произведения.   В дальнейшем к десятой годовщине революции Поэт напишет поэму «Хорошо», но мы сознательно не будем анализировать это произведение, оно хронологически выходит за рамки наших записок.
   Несмотря на сложную сложившуюся в молодой стране ситуацию, господствующее положение в поэзии первых послереволюционных лет занимают лирика, публицистика, стихотворный фельетон и поэтический лозунг. Неповторимо своеобразно в эти годы преломилось творчество Сергея Есенина.

   Принятие революции «с крестьянским уклоном» означало некое приближение к идеалу строящегося патриархального социализма. И в первую очередь оно становится одной из тем его поэзии.

«Инония», 1918
«Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,-
Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей…».

Тематика стихов Есенина по-прежнему содержит лирические темы. Он пишет о родной природе. Пейзаж выражает смену эмоционального состояния поэта, чуткого к всему прекрасному.

«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол….» 1918

   В этих есенинских строках выражена неимоверная любовь и привязанность к России в то время, когда в стране бушевали борьба за власть и расстрелы, голод и эпидемии.
   Послереволюционный период творчества Сергея Есенина  стал самым сложным, переломным. Им были написаны такие, ставшие широко известными стихи, «Хулиган», «Исповедь хулигана» и другие. Поэт испытал преломление своего мировоззрения, прежде чем принял идеалы новой России и дал осмысленное представление событиям в поэме «Анна Снегина».

Глава четвертая.  Владимир Нарбут:  Жизнь  от «акмеизма» до Нагайской бухты.

   Трагична судьба Владимира Нарбута (1888 – 1938), одного из участников поэзии «акмеизма», возглавляемой Николаем Гумилёвым.  Из шести акмеистов         (Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Нарбут, Зенкевич и Городецкий) трое погибли. Нарбут сгинул в Гулаге где-то в Нагайской бухте, могила поэта неизвестна.

«Семнадцатый» 1918 (1922)

Неровный ветер страшен песней,
Звенящей в дутое стекло.
Куда брести, октябрь, тебе с ней,
Коль небо кровью затекло?
Сутулый и подслеповатый,
Дорогу щупая клюкой,
Какой зажмешь ты рану ватой
Водой опрыскаешь какой?...»

   Так случилось в судьбе Нарбута, что был незаслуженно забыт и  оболган на четыре десятилетия. Много лет на нем стояло клеймо «враг народа».
   Стихи поэта странным образом сохранились в портфеле в папках после сильного пожара дачи писателя Виктора  Шкловского, ставшего вторым мужем вдовы Нарбута. Там были стихи, рукописи, неизданная книга «Казненный Серафим» и последние одиннадцать писем из лагерей его смерти.

  Владимира Нарбута отличали два таланта: - поэтический и издательский.
В 1910 году вместе с друзьями-студентами он задумал издавать Журнал “Gaudeamus” и за стихами пришел к Блоку.
«Ваш журнал должен быть свежим, молодым» - при встрече в разговоре отметил Блок. Журнал просуществовал меньше года, но вышло в свет 11 его номеров.

   А поэзия Владимира Нарбута состоялась в сочетании духовного и земного.
Революция застала поэта в Глухове. Его общественный темперамент определил судьбу. Он вступил в члены глуховской организации эссеров,
   Но уже в октябре 1917 выходит из организации и примыкает к большевикам.
   В мае 1918 года в Одессе появился не только политработник Нарбут, но и поэт.
«…на сцену вышел поэт Владимир Нарбут, - так вспоминал Константин Паустовский, - сухорукий человек с умным, желчным лицом.
«Щедроты сердца не разменяны,
И хлеб – все те же пять хлебов,
Россия Разина и Ленина,
Россия огненных столбов»

   Есть еще одна черта в творчестве Нарбута, как признак настоящего поэта, -принятие на себя ответственности перед поколениями современников.
   Николаем Гумилевым в издательстве «Петрополис» был выпущен сборник «Огненный столп». Нарбут привез этот сборник в Одессу и показал друзьям свой, выпущенный за год до гумилевского  - сборник  «В огненных столбах».
   Совпадение? И далее провидческое: «Нам всем гореть огненными столпами», - Заметил Владимир Нарбут, - но какой ветер развеет наш пепел?»

 На фото Александр Блок
 
Литература

1. Википедия. Поэзия революции.
2. Серебряный  век. Стихотворения. ООО «Издательство «Эксмо», М., 2015.
3. Поэзия 1917 – 1920, Мурманское книжное издательство, 1975.
4. Владимир Нарбут. Стихотворения, М., «Современник», 1990.

Тула, 20 – 28 февраля 2024 г.


Рецензии