Русь не ушла, Русь затаилась
Ушла «Россия немцев и дворян»,
Раскольников – лихих никониан,
Кровавою замятнею омылась,
Просторами родными расточилась,
Возвысила хазарский Жидостан.
И это праведная судная расплата
За крепостное униженье брата,
За веры раскуроченную стать,
За европейские химеры,
За римские духовные холеры,
За прадедов забытых благодать,
Русь не ушла, не сокрушилась,
Сосредоточилась «в лесах и на горах»,
Преображая коммунарский страх,
Тысячелетним древом обновилась,
До срока ново-царственно сокрылась,
Стряхнула византийский бренный прах.
Закончится церковное затменье,
Пустыни инославной искушенье,
Когда и Пастырь грядый, и народ
Покаются за веры отступленье,
За душ ветхозаветное растленье,
За веколетние разор и недород.
И в этот час окрепший глас «Сысоя»
Разбудит Русь с рассветною росою,
И «Лебедь», и «Баран», и «Голодарь»,
«Набатный», «Красный» да «Полиелейный»
Сольются звоном, и законный Государь
Придёт соборно из скитов молельных.
10-21 снежаня 2022 г.
«Сысой», «Лебедь», «Баран», «Голодарь», «Полиелейный», «Баран», «Красный», «Козёл», «Набатный», или «Ионафановский» – Колокола звонницы Успенского собора Ростовского кремля.
«Сысой» — 2000 пудов (32 тонны), отлит литейщиком Московского пушечного двора Флором Терентьевым. Основной тон колокола — практически чистое «до» малой октавы.
«Полиелейный» — 1000 пудов (16 тонн), отлит здесь же в Ростове в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит «Многомилостивый». Колокол украшен двумя широкими поясами орнаментов, основной тон колокола — нота «ми» малой октавы, дающая большую терцию к «до» «Сысоя».
«Лебедь» — 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 году вместе с «Полиелейным» также Филиппом Андреевым и назван так за красивый трубный звук. Колокол образует малую терцию от тона «Полиелейного» и чистую квинту от тона «Сысоя», звучит в ноту «соль» малой октавы и вместе с двумя бо;льшими колоколами звонницы даёт до-мажорный аккорд. Данный аккорд из трех больших колоколов является основой почти всех праздничных ростовских звонов.
«Голодарь» — 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит; последний раз — в 1856 году, назван так потому, что в него звонили в великий пост к определённым службам. Колокол звучит в ноту «ля» малой октавы и потому, сам по себе красивый колокол по звучанию, тяжело встраивается в общий подбор ростовской звонницы. Однако, на аудио и видеозаписях 1963—1966 гг. с остальными колоколами «Голодарь» звучит удачно и даже разнообразит звоны с ними. Самый удачный пример его созвучия с другими колоколами — «Красный звон» в исполнении звонарей-стариков под управлением А. С. Бутылина на аудиозаписи 1963 года.
«Баран» — 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 году в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым. «Баран» звучит в ноту «ми» первой октавы.
«Красный» весит около 30 пудов и не имеет датировки. Тем не менее, особенности его орнамента находят ближайшие аналоги среди колоколов XVII — начала XVIII века. Основной тон колокола — нота «соль» первой октавы.
«Козёл» — весит 20 пудов. Как и «Голодарь», переливался 3 раза, последний раз во второй половине XIX века на Ярославском заводе Оловяшникова. По рекомендации отца Аристарха Израилева, колокол был отлит с совершенно гладкой поверхностью, чтобы орнамент не оказывал негативного влияния на звук. Однако особенного благозвучия эта предосторожность колоколу не принесла. Тем не менее этот колокол активно использовался стариками-звонарями в 1963 и 1966 гг. Основной тон колокола — нота «си» первой октавы.
«Набатный», или «Ионафановский», — весит 256 фунтов (106 килограммов). Отлит в 1894 году на ярославском заводе Оловянишникова и был подарен звоннице отцом Аристархом по случаю пятидесятилетнего служения в церкви архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана, о чём свидетельствует надпись в верхней части колокола. Основной тон колокола — «ми» второй октавы.
Также на звоннице находятся 4 безымянных колокола:
11-пудовый (180 кг) — «до» второй октавы (в 2001 году был заменён на новый, в связи с тем, что дал серьёзную трещину. Новый 329-килограммовый уральский колокол не отличается благозвучием и на фоне старых колоколов звучит неудачно).
8,8-пудовый (144 кг) — «ре» второй октавы.
5,3-пудовый (87 кг) — «фа» второй октавы.
4,4-пудовый (72 кг) — «фа#» второй октавы.
В Зазвонной группе — 3 зазвонных колокола:
3,8-пудовый (62 кг) — «соль» второй октавы.
2,6-пудовый (43 кг) — «ля» второй октавы.
На стене собора, обращённой к звоннице, висел маленький, но звучный колокол «Ясак» массой 60 фунтов (24 кг) которым давали звонарям знак о начале звона. Благодаря отцу Аристарху, в XIX веке колокол попал на звонницу вместе с Ионафановским колоколом. «Ясак» завершил звукоряд Ростовской звонницы, став третьим колоколом с нотой «до» в подборе («до» третьей октавы). Используется только в нескольких звонах. Основная роль колоколу отведена в Ионафановском звоне.
Представлены следующие этюды Павла Корина к неоконченной картине «Русь уходящая»: по краям «Митрополит Сергий. 1937 г.», «Отец Алексий из Палеха. 1931 г.»; по середине поверху «Архимандрит (Отец Никита). 1936 г.», «Трое 1933-35 гг.», «Иеромонах Пимен ( Извеков ), епископ Антонин (Грановский)», понизу «Отец и сын Чураковы», «Нищий», «Слепой».
Свидетельство о публикации №124022805427