Патриотизм 24
С точки зрения психологической науки патриотизм - социальное чувство, связанное с коллективными чувствам и социальным поведением людей. Это именно коллективное чувство, возникающее в совместном поведении людей и накопленных в культуре традициях, то есть опыте прежних поколений - невозможно быть патриотом, живя изолированно от общества, не разделяя стремления и чувства других людей. Важен патриотизм не виртуальный показной, демонстративный — а реальный действенный
2. Вы согласны с утверждением, что культурный человек- патриот?
Это разные измерения личности, для цельной личности патриотизм и высокий уровень культуры прямо связаны друг с другом. Для личностей противоречивых и парадоксальных, незрелых и инфантильных - иначе.
Для подлинного патриотизма важна цельность личности и культура преодоления внутренних противоречий, культура уверенности и спокойствия, умения держать себя в руках и преодолевать противоречия. В сегодняшнем обществе живет человек парадоксальный, и преодоление внутренних конфликтов и парадоксов для него возможно при совмещении 3 направлений развития себя:
1) Уважение других, порядочность, доброта
;;;;;;;2)Патриотизм как действенная любовь к родине. Умение не только гордиться страной, но и действовать ей на благо
3. Патриотизм-любовь к своей Родине -это часть идентичности человека, как тогда объяснить негативное отношение некоторых релокантов к стране, где они выросли?
Релоканты могут не идентифицировать себя со страной, где они выросли - напротив, стремиться от нее сепарироваться..
Представления о патриотизме стали меняться в последние десятилетия, во времена глобализации. Люди стали отчётливее делиться на группы по отношению к выбору мест для жизни и отношению к культуре. Одни - глобалы, или космополиты - кочевники нового времени. Они активно перемещаются по миру, мигрируют. порой порой ими движет охота к постоянной перемене мест, по принципу: "Сегодня здесь, а завтра там". Другие же живут более оседло, для них важно постоянство мест обитания
В целом предпочитают постоянство, стабильность и устойчивость в жизни. В том числе сохраняют устойчивую связь с малой родиной, к которой привыкли с детства, а также культурой и традициями родной страны.
5. Как вырастить патриота в семье?
Научить любить себя гармонично — не эгоистично и не нарциссично.
Научить думать и о себе — и о других совместно.
Приучить чувствовать себя именно в семье, как в ячейке совместности — и вести себя соответственно
Для воспитания ребенка в правильном русле важно с первых лет формировать у него привязанность (аттачмент), благодаря которому семья становится островком безопасности, защищенности, освобождения от проблем. У многих людей сегодня есть нарушение привязанности, вплоть до медицинского диагноза — у них не получается создавать устойчивые отношения.
Конечно, научить ребенка можно в первую очередь личным примером. И не должно быть при этом противоречий — говорить одно, а делать другое. Иначе может сработать реверсивная психология — если ребенка заставлять, он может явно или скрыто поступать наоборот.
Важно еще знание истории своей страны - не формально, как заучивание дат, а системно и на примере семьи, рода.
6. Как научить взрослое население быть патриотами? И привить мысль, что Родина — она одна? И нам нужно работать и делать ее лучше?
Важно учить взрослых людей зрелости и совместности исходя из их личных интересов, из понимания, что это нужно им самим. Для этого думать о себе и других и понимать взаимосвязь себя, других и общества в целом.
Психологически важно личностно-ориентированное представление о патриотизме. Исходя из которого патриотизм нужен самому человеку (не только государству), если это действительно психологически взрослый и ответственный человек, или зрелая личность. Отсутствие патриотизма понимается как проявление инфантилизма. Его преодоление подразумевает повышение психологической культуры человека и общества в целом.
Некультурный человек лишен патриотизма, будучи человеком незрелым.
Для зрелой личности важна совместность, коммунитаризм как коллективное чувство объединения. Это во времена испытаний важно для коллективного выживания.
В социальной психологии описана реакция группирования, базовый подсознательный механизм выживания "свой -
чужой". Патриотизм на уровне биологии поведения происходит из стремления держаться «своих» ради выживания, для этого необходимо объединение
7. Что вы думаете о результатах исследования, которое провел институт психологи и выделил 3 типа патриотизма: идеологический, проблемный и конформный. И не кажется ли вам, что у многих россиян преобладает именно конформный патриотизм?
Патриотизм, или любовь к родине, бывает разных видов. Идеологический патриотизм - реальный, но нередко преувеличенный, демонстративный. Реальный патриотизм в психологии именуется "проблемным", поскольку направлен на решение практических проблем человека и отечества в их взаимосвязи. Конформный патриотизм - подражательный, он исходит из стремления "быть как все". Действительный патриотизм связан с самоидентификацией и существует не только на сознательном уровне, но и на подсознательном, когда человек воспринимает себя шире узких границ собственного тела. И проявляется не только декларативно, на словах - но и на деле, при соприкосновении с реальными трудностями в процессе их преодоления.
Сандомирский Марк Евгеньевич, д.пс.н., к.м.н.
Свидетельство о публикации №124022804674