Парадоксы часть 9
«МЫ ЖИВЕМ В МАТРИЦЕ»: ЕСТЬ ЛИ НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВИРТУАЛЬНОСТИ НАШЕГО МИРА
Живем ли мы настоящей жизнью или наш мир — хорошо проработанная симуляция, а мы лишь строчки в компьютерном коде, нули и единицы. С древних времен люди хотят постичь тайны мироздания и загадки Вселенной. Поэтому мысль о том, что мы живем в искусственно созданной реальности давно существует в умах ученых и философов уже несколько тысячелетий. С развитием прогресса количество аргументов, подтверждающих существование человечества в «матрице», только увеличилось. Редакция Royal Cheese рассказывает о том, какие теории на этот счет существуют. ГИПОТЕЗА СИМУЛЯЦИИ, ИЛИ ТЕОРИЯ «МАТРИЦЫ» Гипотеза симуляции — это современная философская идея о том, что реальность, окружающая нас, является хорошо выполненной компьютерной иллюзией. Чтобы она выглядела как можно реалистичнее, программа подстраивается под восприятие человека, формируя разум и сознание, а также создавая все материальные предметы для «натуральности» происходящего. Главной работой в формировании этой теории является научная статья Ника Бострома «Доказательство симуляции», которая была опубликована в 2003 году в научном журнале «Philosophical Quarterly». По мнению философа, доказательство того, что наша реальность искусственно созданная, строится на трех тезисах, один из которых «как минимум является истинным»: Человечество вымрет раньше, чем достигнет «постчеловеческой» фазы. Последующая постчеловеческая цивилизация будет запускать все больше виртуальных реальностей для своей эволюционной истории. Почти определенно, что весь мир – это компьютерная симуляция. В ходе своих размышлений Бостром смог опровергнуть первые два тезиса. Первое — цивилизации, подобной нашей, не существует. Второе — постчеловеческая фаза вполне достижима, если современный вектор науки будет направлен на активное развитие искусственного интеллекта, нанотехнологий и других отраслей, которые не смогут вступить в противоречие с физическими законами. Таким образом, философ добился того, что последний тезис (исходя из положения, что один из суждений является истинным) о жизни человечества в компьютерной симуляции, является наиболее вероятным. СПАСИБО ВОСПРИЯТИЮ ЗА РАЗНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ Человек изучает мир через слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Но какова вероятность того, что мы сейчас не спим, а бодрствуем, а все, что мы ощущаем – это не сон? Этим вопросом задавались многие исследователи. Так, в конце ХХ века, философ Хилари Патнэм описал свой так называемый мысленный эксперимент под названием «мозг в колбе», в котором смог показать иллюзорность нашего восприятия. Суть эксперимента заключалась в следующем: некий ученый мог бы извлечь человеческий мозг из тела и поместить его в колбу, в которой содержался бы питательный раствор, а затем подключил нейроны к компьютеру. Подобно импульсам в теле, электрические толчки имитировали бы их деятельность. Таким образом, компьютер смог бы воссоздать виртуальную реальность, а мозг бы продолжал воспринимать себя живым, а мир – настоящим. Согласно суждениям философа, нельзя достоверно утверждать, что реальность, которую воспринимает человек, является «объективной», поскольку это будет лишь вера в это положение. Но Патнэм не был первым философом, поставившим реальность окружающего мира под вопрос. В средине XVII века знаменитый французский философ Рене Декарт описал похожий эксперимент в книге «Размышления о первои; философии», в которой написал, что все видимое человеком ложно и в природе не существует ничего настоящего. Более древние попытки анализа реальности бытия были предложены Платоном в мифе «О пещере», где пещера олицетворяла чувственный мир человека. И подобно узникам подземелья, люди благодаря органам чувств могут познать истинную реальность. Но этого им никогда не удастся сделать, ведь все, что их окружает – иллюзия. МИР — БОЛЬШАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА В 2002 году философ Барри Дайтон выпустил статью «Потеря невинности: симуляционные сценарии: перспективы и следствия», в которой применил более системный подход к изучению «матрицы», тем самым сделав попытку классифицировать формы виртуальной реальности. Он также попытался обосновать симуляцию, опираясь на те же доводы, что и его коллега Бострома. В результате популярности исследований Бострома и Дайтона, сторонники теории, сошлись во мнении, что окружающий нас мир является игрой на подобии The Sims. При этом в ней каждый человек является главным персонажем. А создателями симулятора являются цивилизации, которые обгоняют человечество в развитии. Несмотря на разные доказательства существования «матрицы», американский философ Нед Блок уверен, что наша реальность – это не продукт создания более развитых цивилизаций. По мнению исследователя, сознание человека сымитировать невозможно, так как квантовые компьютеры еще не в состоянии «выполнять вычисления намного быстрее и эффективнее, чем традиционные». ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТРИЦЫ: МНЕНИЕ НАУКИ Существует несколько теорий, которые подтверждают существование виртуальной реальности. Большинство из них берут свое начало из квантовой механики. 1. ДВУХЩЕЛЕВОЙ ОПЫТ Этот эксперимент смог продемонстрировать, что свет и материя могут обладать характеристиками не только классических волн, но и частиц. Первый эксперимент, натолкнувший ученых на эту мысль, был проведен Томасом Юнгом в 1801 году. Тогда он взял источник света, лучи которого направлялись на непрозрачный фон с некрупной прорезью. Это нужно было для того, чтобы создать «пучок» света или так называемый монохроматический свет. Далее этот «пучок» света должен был попадать на второй экран с двумя щелями, размер которых соответствовал длине волны первого фона. В результате такой конструкции образовалась два луча света с разными колебаниями волны. Впоследствии два этих источника накладывались друг на друга и образовывали череду светлых и темных полос. Этот опыт положил начало исследованию корпускулярно-волнового дуализма. Сегодня уже достоверно подтверждено, что одна и та же частица может быть изучена не только как физический объект, но и как волна, что только подтверждает версию «матричной» Вселенной. 2. ЭКСПЕРИМЕНТ С ОТЛОЖЕННЫМ ВЫБОРОМ В упрощенном варианте суть эксперимента примерно такая: микрочастицы все так же пропускаются сквозь барьер с двумя отверстиями. Однако на Журнал о жизни, сыре и промежуточных состояниях - RoyalCheese.ru этот раз физики смогли провести наблюдение тогда, когда частицы уже прошли сквозь отверстия, но еще не ударились о проекционный экран. Представь, что ты стоишь перед экраном с закрытыми глазами, а сквозь отверстия проходят микрочастицы в виде волн, но в последнюю секунду перед их ударом об экран ты решил открыть глаза. И вот тут произошло нечто удивительное. В этот момент электроны становятся частицами, такими, какими они были при запуске из электронной пушки. Электроны в этот момент будто бы вернулись в прошлое и не проходили через две щели, а только через одну. Как будто они и не проявляли свои волновые свойства. Это объясняет, почему среди физиков-теоретиков сегодня редко можно найти ученого, который не верит в то, что мы все живем в одной большой симуляции. Эксперименты физиков просто с трудом укладываются в голове, а вопрос дальнейшего экспериментального доказательства только вопрос времени и большего технического прогресса. 3. МНОГОМИРОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Второе название этой гипотезы — интерпретация Эверетта, которая предполагает существование нескольких «параллельных Вселенных», в которых могут происходить одни и те же физические или химические явления. По мнению Хью Эверетта, идеи многомерной интерпретации состоят в следующем: первая – это то, что состояние всей Вселенной подчинено уравнению Шрёдингера, описывающему изменения во времени и пространстве. В результате это состояние никогда не сможет испытать непредопределенного заранее коллапса. Вторая идея заключена в том, что, возможно, все вселенское состояние является не единой структурой, а совокупностью разных параллельных вселенных, которые на самом деле не взаимодействуют между собой. 4. КВАНТОВАЯ ЗАПУТАННОСТЬ И ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Допустим, что частица света, тот самый фотон, имеет своеобразный спин, как будто бы она может вращаться (хотя это не так, и мы приведем этот пример для упрощения понимания). Ученые долго думали, почему же в ходе эксперимента с двумя щелями частицы так мистически себя ведут. И пришли к очень необычному выводу. Пока у события нет наблюдателя, частица находится в состоянии неопределенности и «не поворачивается» в сторону, не имеет определенного спина. Говоря технически, находится в суперпозиции неопределенности. Как только у нее появляется наблюдатель, она становится более сложной с физической точки зрения и начинает материализовываться в конкретном направлении. Такие опыты не оставляют сомнений в том, что живем мы в матрице, правда же? И есть еще один аргумент, связанный с квантовой запутанностью. 5. СВЕРХСВЕТОВАЯ СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ Представим атом цезия, который узлучает 2 фотона в разных направлениях — они взаимосвязаны благодаря закону сохранения энергии, это и называется квантовой запутанностью. Чтобы понять на примере, допустим, если один фотон вращается в одну сторону, то второй обязательно в другую. Причем даже если не проводить наблюдение за вторым, он все равно будет крутиться в определенную сторону. А тот самый второй фотон должен сразу же определиться с направлением, как только определен первый, т.е. когда у него есть наблюдатель. Так вот представь, даже если разнести эти 2 фотона на разные концы Вселенной и установить наблюдение за одним из них, то второй мгновенно получит эту информацию, а значит эта информация может передаваться в десятки и тысячи раз, а то и в квадриллионы раз быстрее скорости света, которая составляет почти 300 000 км в секунду. Это не поддается никакому другому логическому объяснению, кроме как тому, что мы находимся в матрице, а все, что нас окружает в материальном виде, имеет одновременно волновую природу. Энштейн же предполагал, что информация уже заранее была «запрограммирована» в каждом из фотонов, но через почти два десятка лет после его смерти выяснилось, что его версия была ошибочна. Оказалось, что мистики в физике больше, чем где-либо еще. «ПИКСЕЛЬНАЯ» ВСЕЛЕННАЯ РИЧА ТЕРРИЛА Ученый Рич Террил предлагает, что в ближайшем будущем люди научатся создавать обширные симуляции, поскольку уверен, что некий программист из будущего уже смог спроектировать нашу реальность. В подтверждении своих слов, Террил заявил, что Вселенная является «пиксельной», измеряющейся во времени, пространстве и в объеме. А это значит, что она вычислима. И если Вселенную можно рассчитать, то человечество сможет создавать собственную виртуальную реальность с разумными существами. При этом будет доступно моделирование биологических, химических и физических процессов и явлений при помощи квантовых компьютеров и квантовых операций. Осталось только дождаться их изобретения. Тем не менее, ученые поделились на два лагеря, и большинство склоняется к позиции, что наш мир невозможно воссоздать даже в теории, поскольку нельзя просчитать все возможные варианты развития общества, а также с точностью сгенерировать существующие химические и физические явления. СБОЙ В МАТРИЦЕ После показа первых фильмов знаменитой трилогии «Матрица» многие люди стали искать доказательства, что окружающий мир – это иллюзия. Все мистические и паранормальные явления, которые не смогла объяснить наука, были занесены в категорию «сбой в матрице». В нее было занесено дежавю – состояние, при котором человек ощущает, что уже был в каком-то месте или ситуации, но не может этого вспомнить. Например, в фильме «Сбой в матрице», режиссер Родни Ашер продемонстрировал «Эффект Манделы». Впервые о нем заговорили в 2009 году, когда в интернете появились обсуждения смерти президента ЮАР Нельсона Манделы. Тогда многие были уверены, что политик скончался еще в 1980 годах, находясь в тюрьме (хотя реально он умер в 2013-м). При этом, многие люди «вспоминали» выпуски телевизионных новостей, а также статьи в газетах с сообщением о смерти президента. По мнению психологов, этот эффект вызван тем, что человек, вспоминая о каком-либо событии, «трансформирует» его в сознании и тем самым создает ложные воспоминания. Сегодня наука, несмотря на существенный прогресс, еще не способна дать точный ответ на вопрос, являемся ли все мы и наш мир продуктом матрицы. Вероятно, что в будущем, ученые и философы смогут подтвердить свои теории на практике, создав первый аналог матрицы — симуляцию, которая не будет отличаться от реальности. Но это может занять сотни, а возможно и тысячи лет. И наша жизнь в этом случае может кардинально измениться.
Свидетельство о публикации №124022601636