Когда весна придёт
27 февраля 1909 года в крестьянской семье Андрея Александровича и Марии Ивановны Мокроусовых, живших в посёлке Канавино — ныне в черте Нижнего Новгорода — родился сын Борис. В метрической книге владимирской церкви Нижнего Новгорода, которая хранится в Госархиве Нижегородской области, имеется запись под номером 49 о его рождении: «Рожден 14 февраля (прим. 27 февраля по новому стилю), крещен 16 февраля именем Борис, родители — отец, крестьянин Балахнинского уезда Мысовской волости деревни Красная Горка Андрей Александрович Мокроусов и жена его Мария Ивановна — православные».
Боря Мокроусов самостоятельно научился играть в школьной самодеятельности, освоив сначала струнные — балалайку, мандолину, гитару, — а в 13 лет по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал ещё школьником. С 1924 года подросток подрабатывал тапёром в клубе железнодорожников. В 1925 году Борис Мокроусов принимает окончательное решение посвятить себя музыке, которую остро чувствовал и без которой жить уже не мог, и поступил в Нижегородский музыкальный техникум. По окончании техникума в 1929 году перед Борисом встал вопрос о продолжении музыкального образования.
К середине 20-х годов при высших учебных заведениях СССР начали открываться рабфаки, куда направляли молодых рабочих и крестьян, по тем или иным причинам не успевших получить специального образования, но проявивших незаурядные способности. Борис Мокроусов получил путевку на учебу в рабфаке при Московской консерватории.
«Он был любознательным, пытливым, — вспоминал о своем друге Борис Михайлович Терентьев. — Много читал, изучал клавиры и партитуры. Очень любил играть на рояле. Было что-то нежное, «женственное» в том, как Борис прикасался к клавишам... Мокроусов любил все русское — классическую живопись, литературу, поэзию, к которой подходил более «потребительски» — критично и придирчиво отбирая то, что могло послужить основой для его собственного творчества... В суждениях часто бывал резок. Такое впечатление возникало от того, что Мокроусов говорил прямо, без обиняков, то, что думает, — правду. А она нередко бывает горькой, особенно тогда, когда речь заходит о творчестве, о том или ином сочинении композитора. Эту откровенность высказывания не всегда верно понимали и принимали. За критику многие товарищи по перу Мокроусова недолюбливали. И, может быть, это делало Бориса Андреевича человеком замкнутым, малообщительным, трудно сходившимся с людьми. К тому же в собственном творчестве он, сколько мог, был беспощадно требователен к себе».
В консерватории Борис Мокроусов занимался у известных советских композиторов-педагогов, теоретиков, музыкально-общественных деятелей: А. Александрова, В. Белого, Г. Литинского, Н. Мясковского. В студенческие годы он начал композиторскую деятельность: сочинил симфонические сюиты, оркестровые концерты, сонаты и даже музыкальную комедию «Дружная горка» (совместно с композитором В. Энке; 1934).
В 1936 году Борис Мокроусов заканчивает консерваторию по классу композиции Николая Яковлевича Мясковского и начинает самостоятельный творческий путь, обращаясь к произведениям крупной формы и сочиняя музыку для кинофильмов: 1953 — «Свадьба с приданым», 1956 — «Весна на Заречной улице», 1957 — «Наши соседи», 1957 — «Координаты неизвестны», 1959 — «Особый подход», 1965 — «Стряпуха», 1966 — «Неуловимые мстители».
Главным, любимейшим жанром композитора становится песня. Созданию ее Мокроусов отдает большую часть времени и творческих сил, и не случайно в этом жанре он достиг наивысших художественных результатов. В 1938 году им была написана первая «мокроусовская» песня, сразу сделавшая его известным. Называлась эта песня «Милый мой живет в Казани» (на стихи В. Соловьева). В 1939 году Бориса Мокроусова призывают в Красную Армию: служить ему пришлось в образцово-показательном оркестре наркомата обороны, где он проводил учебно-воспитательную и творческую работу с молодыми музыкантами. Служба в армии пригодилась ему позднее в работе над созданием цикла замечательных солдатских песен. А тогда он написал яркую и мелодичную музыку к кинофильмам «Халкин Гол» и «Московская орденоносная».
Сама жизнь определила путь Мокроусова в искусстве: выходец из народа, теснейшим образом связанный с его жизнью и его судьбой, Борис Мокроусов стал и навсегда остался певцом русской народной души, носителем ее человечности, духовности, доброты.
В конце 1941 года для документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» он пишет «Песню защитников Москвы». В 1943 году Мокроусов создаёт песню-балладу «Заветный камень». Ярко талант композитора проявился в создании лирических песен. Их отличает задушевность, искренность, высокий вкус. К вершинам песенной лирики можно отнести «Одинокую гармонь», «Песенку фронтовых шоферов», «Сормовскую лирическую», «Когда весна придёт, не знаю», «Хвастать, милая, не стану», «Мы с тобою не дружили», «Хороши весной в саду цветочки». Как правило, Мокроусов сначала сочинял мелодию, и уже потом поэт писал к ней стихи. Композитор сотрудничал с известными поэтами-песенниками: Исаковским, Долматовским, Лисянским, Лабковским, Глейзаровым, Алексеем Фатьяновым.
В 1940-е — 1950-е годы песни Мокроусова были необыкновенно популярны. Произведения композитора исполняли знаменитые исполнители Обухова, Лемешев, Утёсов, Шульженко, Отс, Нечаев, Трошин, Аркадий Райкин, Ив Монтан. Песни звучали на французском, итальянском, польском, финском, китайском, японском, корейском языках.
В 1956 году Мокроусов написал песню «Вологда», которая завоевала широкую популярность лишь в 1976 году после «второго рождения», когда её исполнил ансамбль «Песняры», для которого «Вологда» стала визитной карточкой.
Последней работой композитора стала музыка к фильму «Неуловимые мстители», но сочинить музыку к следующей серии — «Новые приключения неуловимых» — композитор уже не сумел.
Борис Андреевич Мокроусов (1909 —1968) — советский композитор, Лауреат Сталинской премии (1948), Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962 год) — ушел из жизни 27 марта 1968 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Свидетельство о публикации №124022404366