Аполлон Майков

             Н. А. Некрасову
         по прочтеньи «МУЗЫ»

"С невольным сердца содроганьем
Прослушал Музу я твою,
И перед пламенным признаньем,
Смотри, поэт, я слезы лью!..
Нет, ты дитя больное века!
Пловец без цели, без звезды!
И жаль мне, жаль мне человека
В поэте злобы и вражды!
Нет, если дух твой благородный
Устал, измучен, огорчен,
И точит сердце червь холодный,
И сердце знает только стон,–
Поэт! ты слушался не Музы,
Ты детски слушался людей.
Ты положил на душу узы
Их нужд строптивых и страстей"...
                = = = = = =
Поэт «искусства для искусства» –
Как школьный курс его назвал –
В далёких от «гражданства» чувствах
Пространно раскритиковал
Поэта «гнева и печали»
И предложил других картин
Подбор, где хор пейзажный хвалит
Мир Божий, где крестьянин, сын
Житнёвых нив и кущ зелёных,
Лугов цветущих, быстрых вод,
Окрест внимает не со стоном,
А с песнею, и жизнь идёт
С ним вместе гладкой колеёю
В тонах, чудесных рифм достойных...
   Тут, глядь, – негодование, месть,
Кнут над кровавою спиною.
Парадный утренний подъезд:
Пред спальней тёмною министра
Имуществ (твой, Русь, колорит!),
К дверям свалив горб торб пылистых,
Гурьба посланцев сёл галдит.
О чём, зачем – а сам кто знает?
Швейцар их прёт... Безвинно как!
Меж тем подобных принимает
Такой же чин, такой же "враг"
Народных масс и брат поэта
Картёжный... Толку – мелкий мак
И там! Но, всё ж, – за что гнать этих?
И – как нас вводит в курс свидетель –
Сосед поэт, что в пласть хандрит,
Факт пакостный в окне заметив,
Лечь снова на диван спешит
И в два часа гнев-стих творит,
По всём пройдясь красотной плетью!*
А вот сюжет, не знанный в свете, –
Стенанье волжских бурлаков,
Что баржи тянут в зное летнем
Невольньей транспортной рекой
(Равнять ли с пеньем дев голландских,
В опрятных шляпках под дождём
Людей возящих! Данну лямку
Канальных яхт мы чтим трудом
Приятным)... Рельс чугунный – тоже
Не из болот здесь к солнцу путь
Ведёт, а, лунный сон тревожа,
К себе жмёт мертвецов толпу.
Индустриальных дел ужасных
Злей всех планетных колея:
Ведь край рабов, в котором счастья
Нет и следов, лишь – Горя яд
Как море! Страшные холстины
Страны родной, в грехах глухих
Навек погрязшей и повинной –
Безмерно больших, чем в других,
Давнейше просвещённых странах,
В свой рай зовущих прожигать
Доход с холопьих душ крестьянских
И к их освобожденью звать.
Но – цели нет искать конкретный
Рецепт, трудом его растить,
Умом своим, советом предка,
Что поприжать, что отпустить.
В надрывность – перекос безмерный...
А ведь талант-то – мощный есть!
Огромный, нужный, глядя сверху:
Лишь мрачный ракурс...
...Рядом, здесь –
Поэт «искусства для искусства»...
Пришил Советский строй ярлык.
В чём брак? С протестностью нестык.
Ах, да! К тому ж, расширить узкий
Посмел Савонаролы лик **
За Марксом данные каноны
Марксизма раньше... Вбочь копнуть
От богоборческой иконы –
Взгляд интересный, но чуть-чуть
Не пролетарский, незаконный...
И, значит, – в дальний кут заткнуть!
А ведь логично было б части
Две эти слить... Пусть – в ливнях лет,
Потомков властью! Тёмный цвет
Желчь-словно отразил Некрасов.
Майков? Отличнейший поэт
В раздольной лирике России!
Ведь ясно же: сплестись они
Должны обменной, связной силой,
Друг друга ценно оттенить,
Дополнить!! Их листая вместе,
И только вместе – эх, бы! – мощь
Сих векторов уравновесить,
На что всегда был недосмотр,
А с ним – заряд для потрясений,
Интеллигентских штормных волн,
Бездарно тратящих свой гений
На ценностный страны раскол!
...Поэт «искусства для искусства»...
И Фета ведь прозвали так!
Мол, с мыслями не очень густо –
Ну, просто чувственный чудак!
А – чудаки-то чудаками,
Да, вот, мечтали (что с них взять,
Наивных, но – сказались сами,
И тоже славными стихами ***):
Когда-нить выйти стариками
На тучность нив, забыть слезами
Поливку их (свой вклад!), взирать
На взросший хлеб духовный, руки
Натруженные растирать
И, дело оперев на внуков,
Вновь славить Божью благодать!

* По воспоминаниям А. Панаевой
** «Савонарола» – А. Майков
*** К примеру, «Нива» – А. Майков


Рецензии