Т60. Жиль де Брюн. Шорт-лист эксперта
Ведущая конкурса Елена Чалиева.
Итак, выбор и комментарии эксперта (имена авторов вписала ведущая).
Здравствуйте, дорогие авторы!
Прежде всего благодарю за этот прекрасный конкурс основателя площадки Льва Щукина и нашу замечательную ведущую Елену Чалиеву.
Поэзия – явление не до конца разгаданное, существующее не только на уровне логического познания мира, но и в области чувств, эмоций. И в этом смысле стихотворения о любви – особенно сложная категория, поскольку трудно добавить что-то концептуально новое к миллионам ранее написанных строк. Но каждый стихотворец уникален, а оттого и каждое поэтическое высказывание – особое и особенное. Именно поэтому некоторые авторы принципиально не участвуют в конкурсах, объясняя это тем, что устраивать соревнование между неповторимыми и несравнимыми произведениями – сущностно неэтичное и неправильное занятие. Но я никогда не разделял эту точку зрения. Полагаю, что участие в литературных конкурсах позволяет авторам получить ценную обратную связь с читателями, посмотреть на свои произведения в сравнении с другими. Особенно наглядны результаты анонимных конкурсов: в них на арбитров не влияет авторитет известных имён и дружеские пристрастия. В этот раз я сделал свой выбор после прочтения анонимного лонг-листа, а вот комментарии писал, уже зная, кто есть кто.
В завершении напомню, что любые конкурсы – всего лишь игра, их результаты нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Только время покажет, какие стихи окажутся достойны стать событием и остаться в памяти. Поэтому не стоит слишком гордиться конкурсными успехами, и совершенно точно нельзя огорчаться турнирным неудачам. Жизнь продолжается, и поэзия жива. Порадуемся же этому.
Желаю всем авторам мира, здоровья, успехов, счастья.
И новых замечательных стихов, конечно.
Мой шорт-лист:
5.«Ах, если бы тогда…» (Надежда Новицкая 2)
Буйство стихии и природные катаклизмы описаны зримо и впечатляюще. Вот разве что не уверен, что якоря крепятся именно на форштевне (автор легко может уточнить этот технический нюанс). Но не стихия здесь главная героиня. Искреннее любовное чувство всегда вызывает уважение, а любовь в сочетании с бессильным сожалением – вызывает ещё и сопереживание. Могла, но не сделала. Решилась – и ошиблась. Но ведь работа над ошибками невозможна, если ошибки не осознали, если их не признали. Мне очень хочется верить, что у лиргероя и лиргероини всё закончилось счастливо.
7.«Когда ты уезжаешь» (Евгения Белто)
Трогательное стихотворение. Оно наполнено любовью. Стать добрым сном, уютным и умиротворяющим звуком, ароматом любимых духов, невидимой феей (даже если в волшебных фей не верят), тёплым ветром – всё это такое нежное, самоотверженное, но вместе с тем и немного наивное желание. Именно поэтому им так сильно и проникаешься. И, отдельно, должен отметить добрый и жизнеутверждающий финал: «все тревоги и странствия позади, мы вернулись домой».
8.«Присядь к огню» (Эса Милл)
Первая строфа показалась мне несколько стереотипной, возможно, тому виной расхожее «душой к душе». Но «вечное приданое» уже понравилось: многозначный образ, простор для читательской фантазии. И в спор про виноватых мужчин сразу поверилось, и в лукавые уроки. А рифма «тепло теперь – оттепель», несомненно, украсила финал.
11.«карабасовое» (Лариса Лыжнева)
Ещё одно стихотворение с ярким финалом. Хороший слог, интересные рифмы, гармоничное и осмысленное построение поэтического текста. Прочитал и порадовался. Обязательно сохраню себе на память.
15.«В библиотеке» (Ольга Королева)
Понравилась история: она простая, но совершенно достоверная, в неё сразу и безоговорочно верится. Женские чувства без прикрас и жеманства – что может быть уместнее в стихотворении о любви? И ещё очень понравились милые детали: отпечатки солнечного света на паркете, кокон свитера, покатившийся и пойманный карандаш… Немного насторожили остатки сна на запястьях (?), разбитые и сразу тающие льдины в сердце (?), и рифма «круг – юг» (для финальной строфы не очень хорошо). Но в целом – вполне хорошее стихотворение.
А теперь – несколько слов о стихотворениях, которые в шорт-лист не вошли, но запомнились.
4.«Коктейль из чувств...» (Inoplaneteanka)
Две начальные строфы порадовали. Написано, как мне показалось, нарочито резко, даже хлёстко, но эта экспрессия тексту только на пользу. А вот третья строфа похожа на открытку к празднику: «здоровья, как грится, счастья, успехов, живи да радуйся». Утверждение про двойственность любви никак не аргументировано, а фраза про коктейль из чувств – она словно бы вообще не отсюда, ведь в первых восьми строках про любовь не сказано ни слова.
9.«воробьёвы горы» (Саша Сикирина)
Минимализм – не порок, но такие стихотворения требуют особой точности в каждой детали. Эти восемь строк оставили во мне необычное волнующее послевкусие, для экспромта с дедлайном в две минуты это было бы прекрасно. Но в данном конкретном случае рифмы «рекой – рукой» и «ожог – дружок» существенно понизили градус восторга. Хотелось бы даже в коротенькой зарисовке с поездом над рекой увидеть более тонкую авторскую работу.
14.«Девочка» (Гончарова Людмила)
Образ девочки «не-сейчас, мне-пора» раскрыт интересно и нестандартно. Поспорил бы в этом контексте насчёт «цель номер раз», но не стану, ибо автору виднее, конечно. А вот концовка здесь явно провисает: рифма «рыбак-дурак», неуместное «кажись», непрояснённое «пойман в итоге сам» – всё это помешало мне зачислить стихотворение в шорт.
16.«Ностальгическое» (Татьяна Шадуя)
И вот, казалось бы, снова про «грустить да плакать» - февраль есть февраль, ничего не поделать. Но в холоде зимы и пустоте вагона нашлось место для радости. Вроде бы просто открытка, но сколько чувств разбудила она в героине. И адрес, адрес! Ищите и обретёте, любовь всегда где-то рядом. А почему не в шорт? Потому что: знакомая – до боли, дождь – моросящий, открытка – всё верно, почтовая, а в финале рифма «гордиться – заблудиться». Но в остальном стихотворение понравилось.
19.«Снег» (Алексей Сладков)
Самое загадочное для меня стихотворение в конкурсной программе. Перечитал его несколько раз, но так и не смог понять. Снег в тексте живописен и нагляден, за снег автору моё почтение. И ещё хочу отметить шикарное «зацеловал портрет провинциальный», а также две последние строчки (они замечательные!). Про женщину из стихотворения можно понять… примерно ничего. Отложила ноты, скрестила ноги, ещё раз отложила ноты в третьей строфе (и пюпитр в этот раз тоже отложила) – и это вся двигательная активность героини? Не заскучал бы дворник на посту… Впрочем, если обойтись без неуместной иронии (всё же здесь у нас стихи о настоящей любви), то читателю (даже если он подписался потрудиться экспертом) всё-таки важно понять, о чём этот рассказ, и почему всё в нём так, а не иначе.
---------------------
Gilles de Brunes
Свидетельство о публикации №124022306987
Надежда Новицкая 2 25.02.2024 03:47 Заявить о нарушении