Шаманов внук

И был день весь насквозь бел.И хаживали в нем люди разные. Говорили они, наговаривали. Баско баяли , да мягко стлали;.
Говорили ложись-ко ко стеночке
Чтоб волчку не достать, чтоб болести не добыть, а коли есть она- избыть.
А мы семащек накалим. На завалинку-ть посядем.
Да как запоём-ти! Куды там!
Прусаки с  поветей так и прыснут.
Спи-засыпай-ко, милая! Горлинка сизокрылая. Где твой голубок-ти?
Ой,молчим, молчим. Так о чем баить тады? А расскажу тебе казку.
Любишь казки-ти? Хтож не любить?
* * *

Не близко, не далёко в одной деревеньке жил --проживал мужичонка один лядащенькой.
Тощой аки перст. Махонький! А гордой- то какой. Бородёнку задерёт, больши пальцы за кушачишко заправит и похаживат по берегу, паром ожидает . Ожидает вместе с опчеством, а гонор как у купца какого или хозяина парома.
Паром придет, он ещё и запокрикиват на народ, мол- грузись хутчее, не задерживай.  Неженатой был, с маткой проживал.
Надумалась матка помирать. В больших годах уже была , да и сыночку за сорок перевалило. Надумалась да и слегла. Мужичонка струхнул. У него-ти никаво окромя матки и не было . Маменька! -голосит.-Вы чего надумали это. А я как же. Поживите еще маленько, я и женюсь даже. Внука дождитесь!
Матка как услышала про внука, привоспряла маненько . Сходи , грит сыну- на старую болотину, там за болотиной сопка немалая да лесок на ней  . Тама в айха дух шамана сидит. Взял меня твой отец у моего народа уводом. А была я шаманская дочь. Скажи отцу, что помирать мне рано, а смерть пришла.
Мужичонка и спесь позабыл, топор за пояс засунул , котомку с припасом прихватил и потёк куда велено , только куры из-под ног порскают. Бегит,а сам думает: чудит мать, вишь, что придумала, шаманская она дочь,не иначе горячка у неё.
Долго- ли, коротко ли прибежал мужичонка к старой болотине. Лежит болотина, туманом накрылась, как одеялом, и сопит да дышит, как живая. Булькает в ней штой-та. Мужичонка струхнул да и крикнул: "хто тута есть". "Есть-есть" - откликается болотина.Радостно так, слово еду ей доставили. Или сама пришла. И ни дорожки через нее,ни тропинки, ни гати. Походил мужичонка вдоль края, никаких примет, где пройти можно. Срубил себе слегу. Куды ни ткнёт- везде глыбь. Не вступить. А идти надо. Решил перекусить пока туман-то. Развел мужичонка костерок малый, надел на веточку  хлеба кусок да на костре его поджаривает. Дух хлебный потянулся над болотиной, и вот слышит мужичонка хлюп да хлюп по болотине. Не успел и хто там спросить, как из болотины, прямо из тумана глядь- мужичина лезет. Кафтан на нем богатой , да грязноват. Хотел мужичонка по привычке бородёнку задрать  да гаркнуть , да спохватился, вдруг гость к добру. А мужик носом потянул и слёзно хлебца попросил: мол сто лет в болоте сижу, вкус хлебца подзабыл, а тут такая оказия. Угости, мужик, хлебцем Христа ради. Мужик по привычке да натуре поворчал, а хлеба добрую половину незнакомцу отдал. Съел незнакомец хлеб, да спрашиват - куда мужик путь держит. Мужичонка слово за слово и рассказал что в айха ему надо.
Вздохнул болотный житель, встал на ноги и сказал "туши костер и пойдем со мною".
Ну, пошли. Подошли к краю болотины, мужик дунул, туман расступился, глядь- гать через болото лежит, да широкая. И пошли они через болото вдвоем, как сотоварищи. Идут,а болотный мужик наставляеть:
-Придёшь в айха, не голоси, место это особое и шума не любит.Там на сосне чайник висит, спроворь костерок, сделай чай, да место шаману приготовь. И тогда зови его со всем уважением.
Добрёл мужичонка сквозь лесок к поляне где айха стоит. Смотрит, стоят наособицу четыре сосны и стволы у них гладкие да белые, словно и не сосны то, а берёзы . Стоят на четыре угла, не далеко- не близко, а так, чтобы промеж их на крепких арканах колодину подвесить.И медный чайник- вот он.  Высоко на сучке висит. И родник из-под камня течет. Взял мужичонка ветку с рогулькой, добыл чайник, набрал сухостоя да травок, разжёг костерок и чайник приладил. А пока вода закипала прикатил к костру подходящий камень, застелил армяком, обложил мягким мхом, ещё и; горсть земляники в лопух собрал. Запек на костре хлеба, заварил чай, достал кружку из своего узелка, чаю налил, выдохнул, зажмурился, поклонился в пояс и сказал так мягко, как только мог:"Дедушко шаман, пожалуй со мною чаю отпить и хлеба отведать."
Затихла поначалу роща-те, аж птицы как вымерли. а потом ветер каак дунул,с сосен иглы посыпались,да за шиворот мужичонке. Колко!  Пока он крутился да  иглы вытряхал, глядь,а на камне старый старик сидит. Весь белый, борода длинная волос к волосу, шапка чудная высокая войлочная вся расшитая и глаза чёрные,как смола.
Глянул он этими глазами на мужичонку, усмехнулся и говорит:так это ты сын Айлы, мой внук? Подивился мужичонка. Алёной мать его отродясь кликали, да спохватился, да и про иголки забыл и стал гостя угощать. А как выпил шаман чай, да хлеба поел и ягоды щепоть , передал ему слова матери.
Посмотрел на него старик, посмехнулся да спрашивает: "Ты из-под рубахи-то все иголки повытряс? (А мужичонка сидит весь как на иголках- колется же!)И не вытряхивай. Как домой придёшь стань на чистый рушник,да тихонько добудь все иглы из-под рубахи и завяжи их в узел для сохранности. Сила в них великая. Они не этого мира. Бросишь в чай щепоть-глоток больного поднимет, два-от смерти избавит. Колоть будет - терпи. Раньше дома достанешь-вся сила пропадет".
Сказал так и на ноги встал . Завязал мужичонка кушак покрепче и тоже встал.
Старик руку вперёд вытянул и из его рукава выскочила белочка.
Мужичонка и удивляться уже устал,а шаман говорит:"Она тебе назад дорогу укажет и жить с тобой будет. Прощай внук,прощай Касим,да дочери моей кланяйся.Скажи-простил я её". И пропал,как не было.
Проморгался мужичонка, котомку свою поднял,чайник на место приладил,а белочка скачет перед ним, цокает, в глаза заглядывает.
Пошёл за нею мужичонка,а болота вроде как и нет вовсе- посуху прошли. Бежит впереди белочка, бежит да оглядывается. А мужичонка идет и думу думает: мать Айлой назвал, меня Касимом. Чудны дела твои,Господи. Добрели до дому уже впотьмах. Взошёл мужичонка на крыльцо,сапоги снял, ноги распортянил и водой дождевой из бсчонка обмыл, а то как же на чистый рушник вставать . И -в избу. Белка-шасть! за за ним. Смотрит,а мать лежит белая,как полотно, шепчет "дождалась",обмирает вся. Мужичонка мигом дровину в печь на угли кинул,чайник на печь поставил,расстелил на полу чистый рушник и шагнул на него и кушак развязал.
И показалось мужичонке что белый свет стал чёрен и кости у него затрещали,аж дыхание остановилось и вихрь и огонь вокруг. А когда очнулся от морока-стоит он босой и в чем мать родила на полотенце,под ногами у него сухие сосновые иглы,на печи чайник бормочет, а у его ног чернокосая девушка в белой рубахе копошится-  иглы собирает в ладошку . Да ещё и ворчит на него: "С полотенца сойди,Касим, я в узел иглы свяжу.".
Сделал Касим шаг на пол и ,как был-нагой на лавку сел. Девушка иглы заварила в чашку отлила, подула и пошла матушку поить .А Касим смотрел на это, смотрел и уснул.
Утром ни свет ни заря проснулся, глядь матушка его спит и румянец на щеках ее, рядом ,сидя, прикорнула молоденькая девушка невысокая и ладная. Провел рукой по лицу: не блазнится ли, а бороды- то и нет! Кинулся - одежи нет на ём, полез в скрыню, взял отцовскую рубаху да еле надел- плечи шире отцовских, с чего бы?
 Вышел на крыльцо наклонился над бочкой с дождевой водой. Отразился в ней парень молодой, плечистый,  черноволосый  , скуластый.
Касим, значит - усмехнулся. Пойду с женой знакомиться.

И шагнул в избу.


Рецензии
ага, значит! добрый день.
маленькая я когда была
и жила там, где родилась,
у бабушки, тут недалеко,
где озеро глубокое, но долгое,
так вот тоже злое слово было -
пруссак. я тогда слов не много знала,
томатных вообще не знала. так и спрашивала:
- а что это за слова такие - томатные?
а ещё злыми словами были:
дурак (но это не бабушка) - "ваши действия неуместны, уважаемый братец, будьте так любезны - сойдите с мозоли, перестаньте толкаться, не жуйте мою заколку и т.п."
щас прыбью (и это тоже не бабушка)
што ты, як турак?! - а вот это реально неумека означало, а не просто ошибся.
и што ты, як немец - "сколько можно объяснять, вот же - всё понятно, смотри - все так делают, повторяй"
и "если не будете слов понимать, то пойдёте в угол" и что-то ещё про горох, но гороха никогда не было - а вот это бабушка.

но поскольку бабушка никогда тараканов дома не держала, то "пруссак" - существовало где-то.. там, и ни с какими жуками не ассоциировалось, а только немного с фильмом про Ломоносова о делах до сотворения мира.

позже я, разумеется, больше всякого узнала,
но только лет в сорок мне родственники рассказали, что я получается - на 1/16-ю немка и конкретно прусска ) вероятно, стеснялись.
и эта 1/16 была... волнительна. места такие. но как раз тогда отчётливо стало понятно, что пруссаки и пруссы - это и вообще не жуки никакие, а люди такие. вот такое смех и горе у бела моря.

*

поэтому сказочку эту поправлять придётся точно - раз ещё в присказке такое.
имена людей, жён и мужей, вообще дело сложное - хитрования не любит.

*

а так да - некоторыми местами очень даже сказочно.
та айха, кстати, ещё в краях есть, запущены места.

Юля Жинь   27.03.2024 16:55     Заявить о нарушении
А там две С? Пойду Т9 отшлепаю)))) он не в курсе что я не о людях , а о тварях мелких, поправлю конечно.
А вам - огромное спасибо! Обожаю такие живые рецензии!)))

Тинн   27.03.2024 17:02   Заявить о нарушении
не-не-не ) при чём тут калькулятор.
а как и когда появилось слово прус?

Юля Жинь   27.03.2024 17:35   Заявить о нарушении
выковыривать, так выковыривать )

Юля Жинь   27.03.2024 17:37   Заявить о нарушении
За усы полагаю так называли. Ключевое-ус. А не "рус" конечно. Ну и не уроженцы Пруссии

Тинн   27.03.2024 18:08   Заявить о нарушении
Наименование в просторечии «прусак» происходит от ошибочного мнения, что этот вид насекомых попал в Россию из Пруссии. В то же время в Германии и Чехии этих насекомых называли «русскими» (нем. Russen, чеш. Rus), полагая, что они были завезены из России.

вид действительно завозной, но с азиатскими товарами, - со своей теплолюбивой родины, почему их и можно из избы вымораживать, когда ниже -5.

и недавно - в 18 в., как раз тогда не только торговые перевозки активизировались, но и всяческие войны за всевозможные наследства и разделы в Европе - с участием и российских, и прусских войск.

несомненно ассоциации с усами повлияли ) но
и у тех, и у других они... трудноразличимы

арабское же слово "таракан", которое в русский язык пришло через тюркские языки и уже оочень давно - означает "беглец, убегающий".

надеюсь, не очень вам надоедаю.
просто.. ко всяким националистическим распрям и всему, что их сопровождает, в т.ч. через подсознание - плохо отношусь. вредно это.

Юля Жинь   27.03.2024 19:38   Заявить о нарушении
В там где я жила когда родилась прусаками звали только рыжих особей, причем они не жили в домах, преимущественно были полудикие и жили в сараях или амбарах. Никакого отсыла к Пруссии. Да и прусак, потому что "при усах". Никто не связывал и иной интерпретацией. А немцы у нас свои жили, много семей, никто их не обижал. Свои потому что

Тинн   27.03.2024 20:05   Заявить о нарушении
знаете, что напоминает - как молодые люди сейчас говорят про мат - нормальная речь, мол, никого это не волнует.
разумеется, это не та степень и не на ту тему, хотя... разве нет сейчас проблем и с межнациональными отношениями, и с семейными?

это работа подсознания и сознания такие.
не уважаете в подсознании - такие дела.

Юля Жинь   28.03.2024 01:02   Заявить о нарушении
Хотите,я вас улыбну?
Моя пра гоняла Прусаков подоженным полынным веником и говорила :
прусси довгия усси тпрусь на вас
шоп вам нохи повывертало, пузи вспучило приди на вас чума и моровая язва, тьху- на вас, нечистые!

Тинн   28.03.2024 18:18   Заявить о нарушении
бабушки тоже люди.
они бывают разные.

Юля Жинь   28.03.2024 18:20   Заявить о нарушении
не знаю, как эта моя бабушка с этим вопросом справлялась, но у неё тараканов не было. она в 1945-м году стала воспитательницей сиротского дома в БССР, ей было тогда 16 лет. когда она меня воспитывала, пока родители учились, то уже была заведующей детским садиком в нашем райцентре. я там в группе сажала детей за парты и играла с ними в школу )
муж говорит, я очень на неё похожа по характеру )
и с чего бы это? )

Юля Жинь   28.03.2024 18:37   Заявить о нарушении
В домах их и не было. Стены белили известью. Они этого не любят.

Тинн   28.03.2024 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.