Святой Себастьян. Из Рильке

Как другой лежал бы, он стоит,
предан воле, ввысь его стремящей,
в трудной позе матери кормящей,
как венок, в себе самом он свит.

Вырастает новая стрела,
трепеща, из чресел поминутно;
только улыбается он смутно,
потому что плоть его цела.

Он расстрелян и при этом жив,
лишь глаза, невольно загрустив,
отпустить готовы грех напрасный,
издали презрительно простив,
тех, кто вещью жертвует прекрасной.


Рецензии
Не важно - сила веры или воля...
Важнее - сила духа, а не тела...
всё одолела...
Даже смерть... Не просто боли...
На это нужно более, чем смелость...
:::
Знаю-знаю, Владимир Борисович, что вы напишите :))) Да, реакция-ассоциация - не совершенна и не поэтична... и не соответствует никаким поэтическим канонам. Но...
Во-первых, мне сначала пришлось прочесть краткую историческую справку о Святом Себастьяне.
Во-вторых, попытаться разобраться в своих сопереживаниях описанному Рильке и донесённому вами.
Безусловно сама христианская вера (как и любая) - не моё, но сила духа людей, готовых пожертвовать многим... если не всем ради неё - не просто впечатляет и вызывает уважение, а и взывает к... следовать их примеру, что для нашего смутного и подлого времени очень важно.
Вот и всё, что могу сказать.
С уважением!

Вячеслав Цыбулько   22.02.2024 17:24     Заявить о нарушении
"На это нужно более, чем смелость..." - неплохо сказано. Но, по-моему, было бы лучше сказать: на это нужно нечто большее, чем смелость.
Благодарю за отзыв.

Владимир Микушевич   22.02.2024 22:23   Заявить о нарушении
Согласен - точнее по смыслу и по стилистике. Спасибо!

Вячеслав Цыбулько   22.02.2024 23:20   Заявить о нарушении
Откровенно говоря, не понимаю, зачем втискивать интересную мысль в стих, которого она не требует. К стиху следует обращаться лишь тогда, когда невозможно сказать иначе, чем в стихе.

Владимир Микушевич   23.02.2024 14:34   Заявить о нарушении
Если честно, Владимир Борисович, то это и просто, и непросто объяснить.
Во-первых, сам род моей работы, а я занимался программированием и отладкой систем контроля, приучил к "компактному" анализу и мышлению. Именно это, как я понимаю, и сказалось на моём ритмическом мышление, когда вдруг неожиданно начал записывать в рифмованной форме своих размышлений над почитанным.
Во-вторых, само явление подобной реакции на прочитанное возникло поздно (после 50-ти), неожиданно для меня самого, когда я решил начать более интенсивно перечитывать (со зла - бывает и такой повод) поэзию (как выяснилось - до этого я её не знал, а значит и любил... условно). И начал перечитывать со своего любимого Хайяма. Как сами понимаете - это тоже сказалось.
В-третьих, так уж сложилось, но после Хайяма была Анна Андреевна. Меня поразил цикл её четверостиший. Но особенно потряли два четверостишия "Распятие" из "Реквиема". И особенно - второе.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Нужно ли что-то к нему добавлять? Нет! А хоть что-то изъять? Тем более нет!

Понимаю, Владимир Борисович, пояснение и объяснение для такого дилетанта в поэзии, каковым я и являюсь, неубедительное. Но... это стало в некотором роде, не смейтесь, некиим образом типом моего "поэтического" мышления.
Я люблю "нормальные" :))) то есть обычного формата стихи, хотя и не очень склонен к чтению стихотворений необоснованно длинного изложения. Но даже их с удовольствием читаю, если в них есть некая... изюминка - что-то типа длиннот Левитанского. Но сам писать стихотворения в три-шесть четверостиший не очень-то умею и склонен, поэтому это и случается крайне редко.
Верлибр - это вообще не моё! Даже по части чтения. А потому мало кто из верлибристов мне был... стал симпатичен. А уж писать верлибр не буду никогда - чтобы совсем уж не позориться.
Простите за длинное... сумбурное... и нудное объяснение, но... таковы они - исторические факты моих поэтических препочтений и "поэтических" реалий :)))

Вячеслав Цыбулько   23.02.2024 15:57   Заявить о нарушении
Объяснение интересное и безусловно верное в одном: поэзия заключается не в том, чтобы писать стихи, а в том, чтобы читать и перечитывать, только в результате этого может возникнуть настоящее стихотворение. Вы как бы найдёте свою нишу в грандиозном здании поэзии. Хайям, конечно, хорош, но Вам я посоветую читать и перечитывать исключительно русскую поэзию - от Ломоносова до Заболоцкого. Сам я читаю на разных языках, но это моё постоянное чтение. Где родился, там и пригодился (надеюсь).

Владимир Микушевич   23.02.2024 19:46   Заявить о нарушении
Напрасно думаете, Владимир Борисович, что не читал русских поэтов.
Михало Васильевича или Державина не читал - это да. Равно как и других русских поэтов конца 18 века. Но, начиная Пушкина и Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Фета... и далее Анненский, Пастернак, Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ходасевич, Северянин, Иванов, Волошин, Тарковский, Заболотский, Бунин, Набоков, Мартынов, Блок, Гумилёв, Бродский, Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Левитанский, Шаламов и многие другие читались, а многие и перечитывались. Как в общем-то и Рильке. Да, далеко не все они стали моими любимыми поэтами, но это дело вкуса или отсутствия его.
Но мне не чужды и Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй, Фрост, ... Да и хорошая западная поэзия, как и восточная, при том недостатке, что читать её могу лишь в переводе.
Читал даже Эзру Паунда, далеко не всегда понимая его. Как и Тумаса Транстрёмера. Но это скорей мой, а не их недостаток.
Но не такой уж я, Владимир Борисович, нелюбитель русской поэзии :)))

Вячеслав Цыбулько   24.02.2024 00:05   Заявить о нарушении
Всё это прекрасно, но ведь речь идёт о том, чтобы не просто читать, а перечитывать русскую поэзию. И это не так просто, как может показаться. Уверяю Вас, если бы русскую поэзию читали и перечитывали, не произошло бы многое из того страшного, что произошло и происходит.

Владимир Микушевич   24.02.2024 23:23   Заявить о нарушении