параллельные искусства

Пожалуй, это уже не промелькнувшая случайно мысль, а, скорее, результат долгих размышлений. На тему о появлении параллельных видов искусств. В данном конкретном случае - параллельных поэзии и только ей одной.

Скажем так - в целом ряде других искусств параллельные жанры уже известны, хотя и никак толком не выделены. Они ещё не нашли своего определения, как явление, не утвердились, как нечто серьёзное (или не серьёзноe, но достойное внимания), нo и не остались незамеченными. Более того, иногда кажется, что постепенно начинают занимать некоторое важное, если не главенствующее место в умах зрителей, читателей, слушателей. Примером в области изобразительного искусства может послужить инсталляция, в области театрального - флешмоб и т.д.

Почему мне стало интересно подобноe явление в области поэзии... Очевидно потому, что занимаясь написанием стихов уже более десяти лет и не имея специального образования, захотелось (только для себя самого) определить место моих текстов в общем литературном поле. Не давать им оценку, не вычислять, насколько они хороши или плохи, для этого я недостаточно компетентен. А именно понять место, как это ни странно звучит. Толчком к этой заметке (а это просто заметка, не более того) послужил разговор на одной конкурсной площадке, где я в очередной раз признался в моей нелюбви к верлибрам. За что был как бы в шутку обвинён ни больше ни меньше - в расизме. Имена, пароли, явки, как всегда не называю. Это несущественно. В конце концов любое высказывание характеризует в первую очередь высказавшегося.

Итак, параллельные жанры в поэзии не новость. Они существуют давно. Надо сразу учесть, что речь идёт не о новшествах, возникновении новых направлений и тому подобное. Есть культура, а есть множество субкультур и они как-то уживаются в социуме. Дело всего лишь в том, что субкультура (хиппи, панки, готы и иже с ними) всегда занимают периферийное положение. Но не центральное. Оказавшись вне культуры, они быстро доказывают свою несостоятельность и деградируют. Поэтому то, что я называю параллельными жанрами в поэзии, вне классической поэзии существовать не может, для меня это очевидно.

Поскольку, как сказано выше, специального образования у меня нет, то пришлось обратиться к гуглу и посмотреть высказывания более сведущих людей. При этом я бы очень хотел вывести свои рассуждения из области литературоведения и терминологических изысков. Написать заметку как можно более простым и доходчивым языком. Удастся ли мне это, судить читателям.

Моё внимание привлекли три направления (их больше, но эти три самые заметные). Первый из них - это заумь. Можно сказать, что это давно известное направление, достаточно назвать одного Кручёных. Но... Сегодняшняя заумь, это в своём роде - неозаумь. Она использует более широкий и современный инструментарий. Стихи такого рода могут быть как регулярными, так свободными или вообще нерифмованными и неритмизированными. Очень часто - и лишенными объекта. Bсe действия в хаотическом порядке вращаются вокруг неопределённого нечто. Даже если речь идёт от первого лица, то ЛГ второстепенен. Логика и философия действий сумбурна, часто совершенно бессвязна (поток сознания), иногда по-киношному стробоскопична. Используется любая лексика от старославянского до привнесённых слов из других языков и обсценной лексики. Тексты практически всегда динамичны и напористы.

Второе направление - "смысловая интеллектуальная поэзия". Здесь картина несколько иная. Обычно представители этого направления пишут весьма грамотно, обладают широкой эрудицией в самых разных областях, склонны к философским размышлениям. Большинство из них хорошо подкованы и начитаны, легко сыпят терминами и именами авторитетов. Пишут такие авторы также разными стилями, но предпочитают свободный рифмованный стих. Регулярный или верлибр - реже. Авторы, которые подвизаются на этом поле, могут быть очень техничными, подбирать нестандартные рифмы, находить интересные формы. Они избегают всяких "заусениц", лишних слов, их тексты очень плотные. Любой хозяйке известно понятие/выражение - "пирог получился забитым". Эти стихи похожи (не всегда, но часто) на такие пироги. Основная их задача - вместить как можно больше смыслов, дать читателю максимальную возможность интерпретации текста. Но тут возникает одна закaвыка - чаще всего месседж/посыл автора не считывается, он понятен только самому автору и никому больше. Восторги коллег по цеху не вызывают сомнений, но широкому кругу читателей (мы говорим о читателе серьёзном и вдумчивом, со вкусом и чутьём к слову) такие произведения вряд ли будут интересны.

И, наконец, не рифмованный и не ритмический стих. Тут мне придётся быть более подробным, чтобы не быть в очередной раз непонятым. И вынужден добавить несколько цитат.

Первая из них от моего оппонента в разговоре/споре/другие варианты о верлибре - "верлибр формально - это, согласно, скажем, Гаспарову и мн. другим авторитетам в данном деле, именно проза - особо расположенная". Наверное, я буду глупо выглядеть, если попытаюсь опровергнуть слова такого авторитета, как Гаспаров. Но вопрос - если верлибр, это проза, расположенная особым образом, то почему её называют стихами или поэзией? Нет ли тут некоторого несоответствия? В сети я нашел статью или обзор... не знаю, как это точно назвать - Проверка поэзии верлибром. Кому интересно, рекомендую к прочтению. Вот одна из цитат -

«Кажущаяся простота верлибра привлекает многих, но реальных достижений мало. Обычно на выходе — рубленая проза с необязательными строчками. А главное в верлибре, на мой взгляд, — ритмический рисунок».

Андрей Щетников

Вот ещё одна -

«90 процентов верлибристов — просто жулики! Они выдают за верлибр то, что таковым не является. Верлибр — высшая степень поэтического мастерства. Это сознательный уход от логичной структуры. Но при этом должно быть столь сильное метафорическое высказывание, чтобы неритмизованный текст воспринимался как некая красивая игра ума. Это удается не всем и не всегда».

Даниэль Орлов

И вот прочитав эти высказывания, я понял, почему я "не люблю верлибр" и в чем моё несогласие с определением Гаспарова... Верлибр - это стихи. Но именно этот жанр даёт неограниченные возможности называть стихами/поэзией чуть ли не любой текст. И всё же возьму на себя смелость утверждать, что верлибр, это никак не проза... Достаточно прочитать верлибры Блока или Гумилёва, или других классиков, чтобы убедиться, что это стихи. Совершенно точно стихи, поэзия. И что подавляющее число современных верлибров таковыми попросту не являются. ИМХО, конечно, извините. Нужно понять, что стихи в традиционном смысле пишутся в рифму и обладают размером. На первый взгляд, человек, который берётся написать верлибр, облегчает себе задачу - не надо ломать голову подбором рифмующихся пар, не надо следить за ритмом. Но встречный вопрос - а написать стихи (подчеркиваю - стихи), не пользуясь привычным набором "инструментов", это просто? Вряд ли... Всё же основным критерием остаются старые добрые вещи - хороший язык, логическая последовательность, общая гармония текста и прочее, и прочее, и прочее. Словом - всё тоже, что и в рифмованном стихе.

Иначе получаются те самые параллельные жанры, те самые инсталляции и флешмобы от поэзии. Тем, кто считает такое положение дел вполне естественным перепечатаю пару заметок -

В 2011 году в музее немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства, застрахованное на 800 000 евро. Произведение под названием «Когда начинает капать с потолка» представляло собой таз, содержащий как бы осадок от капавшего с потолка. Уборщица увидела грязный таз и тщательно вытерла его, тем самым совершив один из самых мощных художественных актов в истории современного искусства. Показав, что хоть бы оно стоило и 800 000 евро — а ведь на самом деле обыкновенная грязь.

В феврале 2014 года история повторилась в Италии. В музее города Бари уборщица выбросила пару экспонатов из мятой бумаги, а также смела со стола крошки печенья, которые, как потом выяснилось, были частью инсталляции стоимостью в 10 000 евро.

История повторилась в третий раз. И снова в Италии. В городе Больцано уборщица музея увидела инсталляцию «Где мы будем танцевать сегодня вечером?», представляющую собой разбросанные по полу бутылки из под шампанского, окурки и конфетти. И, разумеется, выбросила всё это из помещения.

Такова цена параллельности, уж не взыщите. Сиюминутность и забвение.

И, наконец, верлибр Гумилёва Мои читатели. В моём понимании - несомненные стихи, настоящая поэзия.

Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, весёлой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелит взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю,
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.

PS. Никакой полемики по поводу написанного я вести не буду. Если кто-то захочет прокомментировать, высказать своё мнение/видение, буду рад. Но спорить не намерен, прошу прощения заранее. Это, как всегда, только личное, глубоко субъективное мнение. Очень поверхностное и общее. Писать серьёзную статью на эту тему я не хочу да и не смогу - не настолько образован. Никаких претензий на истину в последней инстанции, ничего подобного.

Всем прочитавшим - моя благодарность и уважение.

Л.


Рецензии
Верлибр - это никак не проза, несмотря на
отсутствие рифмы, у него свой ритм и мелодия:

*
Февральское солнце
Разливает горячее золото
на снег,
Смеясь в хрустальных
Леденцах лёгкого морозца.

Словно на металлофоне
Перебирает лучами сосульки,
Играя звонкие
мелодии
Приближающейся
весны!

Такой долгожданной,
Скучающим
по теплу
сердцем…
*_

Всех благ Вам, счастья и удачи! Настя.

Анастасия Малиновская   29.02.2024 00:54     Заявить о нарушении
спасибо, Анастасия.

Винил   29.02.2024 01:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.