Написано в 2014-ом году по просьбе одной знакомой

А нужна ли автору критика?.. Даже не критика, а просто оценка знающих людей. Не обязательно филологов-лингвистов, а просто тех, у кого с поэтическим/литературным вкусом всё в порядке. И беспристрастных к тому же. А то любят многие мэтры друг друга обгадить между делом.

Я сам смотрю в основном только технические косяки, остальное стараюсь не трогать. Это как бы личное дело автора и читателя, и не нужно туда лезть. Мне не нужно. Исключения - сопли, розовые слюни, слезодавы, патриофигня с упором на берёзки-рябинки, Русь, веру и прочие ушибы головного мозга. Вот тут меня клинит, могу и нахамить. Но это, как сказано выше, исключение из правил...

Что касается изданий, номинаций, лауреатств, членств... Чего-то ещё - лично мне пофиг. Причем сильно пофиг.
Зачем бренчать жестяными медальками и шуршать клозетными дипломами? Они же никого ни в чем не убедят. Стихи/прозу покажи - это должно убеждать, что ты что-то можешь, умеешь, на что-то способен. Неважно, на каком уровне - читатель будет у всех. На вкус и цвет, как известно...

Бабочки летят на свет, пчелы - на мёд, мухи - на г....о. Ни тех, ни других, ни третьих переубедить НЕВОЗМОЖНО. И не надо пытаться это сделать.


Обещанный разговор по душам о технике стихосложения... Собственно - никаких конкретных рекомендаций, только размышления на тему. Мои личные, которые я никому не навязываю.

Можно сколько угодно спорить о том, какие стихи хорошие/плохие, или правильные/неправильные. Но толку не будет. Есть только один критерий. Для пишущего - а хотел бы я сам написать вот так? Если да - то стихи хорошие. Для тебя хорошие, не обязательно для других. Для читателя - торкнуло, или нет. Торкнуло - хороший стих. Даже если кривой и корявый, даже если полное гуано. Спорить бесполезно, кто и на что летит, я уже объяснял. Точка.

Теперь к делу. Я понимаю только рифмованные стихи: Белые - ещё как-то... но там хоть ритм есть, размер соблюдён. При этом есть верлибры, которые мне нравятся. Очень хорошие стихи.
Нужно понять и принять простую истину - всё уже укра... написано до нас. Ничего нового мы не скажем. Но написать о старом, известном, по-новому можно. Техника на месте не стоит, она совершенствуется. Во всех областях. Почему стихосложение должно быть исключением? Стало быть - форма и содержание - это не разные составляющие, а конгломерат, единое целое на сегодняшний день.

Рифма - тут ВВМ уже всё сказал. но не все услышали/увидели. Маяковский заявил, что стихи надо “делать“. Написал даже статейку - “как делать стихи“. Говоря проще - первая часть - “вдохновение“ от Моцарта, но потом наступает право Сальери - “я музыку разъял, как труп“. Неприятно, но факт.

Итак по Маяковскому - не рифмовать одинаковые части речи в одном падеже и числе. То есть глагольные и прилагательные рифмы, особенно однокоренные, исключать, или сводить к минимуму. Стараться находить новые, небанальные варианты. При этом, если таковые (глагольные) уместны, то уметь ими пользоваться. Даже однокоренными.

со мною вот что происходит,
ко мне мой старый друг не ходит(с)

И попробуй поспорь. Стихи, и точка. Но я ими пользоваться не умею, поэтому избегаю полностью... Или почти полностью.

Второе - рифмуя слова, нужно добиваться максимального совпадения гласных/согласных в ударном слоге. Это не обязательное правило, но оно желательно. Технически это позволяет читать текст, не замечая чтения, как процесса. Слова идут сами, льются.

Третье - “стыки“ слов. Кроме славноизвестных “КАКов“, УЖей, ВШей, есть ещё стыки на согласных, которые не выговоришь, не сломав язык. Есть знаменитые смещения ударений в словах “мОи“, “илИ“, “тОгда“, и т.д. Боритесь с этими мелкими косяками, ибо озлобляют они немилосердно.

Четвёртое - логическая последовательность текста. Избегайте алогизмов. Писать о лете - запорошило снегом - это безобразие. На дереве колосилось? Цвиринчали журавли? Ну вы поняли, не надо этого. Исключения - иносказание, метонимия и т.д. И последовательность - это способность провести нить повествования от начала и до конца текста. Не сбиться, не уйти в сторону.

Пятое. Не врите. Тут нема дурных, вам не поверят. Даже фантазия должна быть достоверной. Если пишете о том, чего лично не знаете, не пережили, не видели - не врите! Полистайте книги, почитайте хотя бы википедию. Нечего быть ленивыми. Соберите данные, овладейте предметом, и уж тогда... Да и то, осторожненько. Заметят враньё - не простят, а то ещё и... Не будем о грустном, да,

Последнее... Есть такое понятие как “эффект присутствия“. Это не просто “картинка появилась“, а текст тебя затянул. Тебе кажется, что написано о тебе и для тебя. А ты и не знал... Добивайтесь этого, ищите свой способ, свой голос, который уведёт читателя. Читатель должен “идти на звук“. Разумеется, не любой, а ваш читатель. Всем не угодишь, да и не надо. Помните правило - кто и на что летит. Выберите для себя - кому вы пишете, какой аудитории. И не ждите, что к вам придёт кто-то другой. А лучше - вообще ничего не ждите, просто пишите. Не ведитесь на похвалу, или на ругань. Пишите, и воздастся... Или не воздастся. Но это уже не важно...


Рецензии
Здравствуйте, Лев.

Прочла с интересом, хотя Вы говорите больше о технической стороне и вкусовщине.

Я вот всё больше верю в то, что стихи-то делать можно, а поэзию – нет.
Она сама кого угодно сделает)
Можно загонять её в привычные рамки/шаблоны, ловить на ритм/рифму, но она сама
решает, какую форму принять – через сознание и речь конкретного автора.
Тут главное – прислушиваться к себе и ни на кого не равняться.

Для меня лично – там, где заканчиваются стандартные заготовки, шаблоны и формулы,
начинается самое интересное – познание себя и вселенной через ничем не скованное творчество.

Марсэр   21.02.2024 17:41     Заявить о нарушении
здравствуйте, Марсэр.

конечно, я больше о технической стороне... но и не только о ней. и, разумеется, поэзия бывает очень разной, я об этом не раз упоминал. и всё же, стихи, это попытка эстетизации речи, а поэзия - и мышления, и сознания через речь, так мне кажется. в целом же мои заметки - не призыв к действию, просто мысли вслух, не более того. кстати, Ваши стихи (я их читаю понемногу) вполне классические по стилю.
жалею, что недостаточно знаю украинский, писал бы на нём больше(. но так уж сложилось... поэтому лишь иногда.

Винил   21.02.2024 18:11   Заявить о нарушении
Ваше определение поэзии вовсе не противоречит высказанному мной.
Безусловно, поэзия, поэтическая речь эстетизируют сознание –
и читающего, и пишущего.
И да, я высказала то, к чему стремлюсь, но не достигла пока –
от традиционализма, классических форм русскоязычной поэзии недалеко ушла.

Не знала, что заходите ко мне, спасибо за интерес)

Просить Вас писать больше на украинском не могу, просто радуюсь,
когда публикуете что-то на родном мне языке.

Марсэр   21.02.2024 18:46   Заявить о нарушении
украинская поэзия отличается, но она тоже вполне традиционна. и украинская поэтическая традиция очень мне нравится, более напевная, более связанная с народными звучаниями.

к Вам захожу. и к Оль Костюченко, и ещё ко многим).

а на мове будет ещё... не часто, но будет.

Винил   21.02.2024 19:17   Заявить о нарушении
сама структура украинской речи, фонетика – более напевные, много гласных, открытых слогов – так и просятся длить и петь.
Лагідна мова.



Марсэр   21.02.2024 19:39   Заявить о нарушении
то так. я не специалист, но (для себя) уверен, что, скажем, Энеида Котляревского или Лисова писня Леси Украинки - шедевры славянской литературы и поэзии. знал людей, которые не владея мовой, всё равно специально читали эти вещи. але моя мова нажаль недосконала...

Винил   21.02.2024 19:49   Заявить о нарушении
Моя теж недосконала, Леве)
Але ж ми носимо її в собі, колисаємо..
Дуже болить, коли твори українських письменників, нашу скарбничку, намагаються принизити, знецінити. Тому радію кожному прояву цікавості до україської культури і спробам іноземців вивчати мову.

Чекатиму на Ваші нові вірші, далі буде...)

Марсэр   21.02.2024 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.