Капустник

                Капустник
      Капустник на последнем пятом курсе Ле, без сомнения, явился пиком ее литературного творчества консерваторского периода и вершиной актерского мастерства Коротова. Ле написала пьесу в стихах по мотивам итальянского сериала "Спрут," популярного в тот период, собрав в одну артистическую команду свой ближний круг.
     Главный герой Бабс (Коротов) - глава известного мафиозного клана современной Италии, романтик в душе; его антипод - немолодая, но все еще активная особа по имени Джуди (Ле), глава сицилийской мафии и шефиня "Коза Ностры;" Андриано  (Бурдак ) - уличный певец, мечтающий о карьере, внебрачный сын адвоката Терозини; красотка Сильвия Феруччо ( Светка Экс) - певичка местного кабаре и одновременно девочка по вызову;  Кутейкин (Алик Г.) - официант в баре; Корадо Котаньо (Ведро) - комиссар полиции.
     В пьесе был лихо закрученный сюжет с мафиозными разборками, с борьбой за зоны влияния, продажной любовью и убийством. Кроме того, каждый герой при своем первом появлении исполнял куплеты, в которых обозначал главное кредо своей жизни. Потому спектакль был своего рода мюзиклом, по-другому и не могло быть в консерватории. Это не был привычный капустник, обычно рождающийся спонтанно на нескольких репетициях, скорее даже сборищах студентов, и являющийся результатом совместного коллективного творчества. Нет, это была полноценная пьеса на час времени: с выписанными характерами, монологами, диалогами, музыкальными номерами, театральным светом, декорациями и костюмами.   Все это, конечно, требовало систематичных и довольно длительных репетиций. И ребята со всем пылом молодости окунулись в этот привлекательный процесс.
     Для начала каждый из актеров выявил основные черты своего героя, нарисовав не только внешний облик, но и характер. Каждый из участников не просто учил текст, а продумывал малейшие детали во внешности и поведении своего персонажа. После отдельно репетировались сцены с диалогами, а также музыкальные номера, тщательно подбирался костюм и реквизит.
     В результате, репетиции затянулись на два месяца, как в самом настоящем театре. Репетировали до позднего вечера, иногда и ночью. Атмосфера была неповторимой, никогда позже Ле не ощущала такого радостного и вдохновляющего подъема, такого беззаботного и веселого куража. Бесконечный треп Коротова, мрачноватый сарказм Бурдакова, неприкрытый флирт соблазнительной Светки Экс, чистосердечность Ведра - все это создавало совершенно уникальную, восхитительно-легкую непринужденную обстановку, полную смеха, шуток, искреннего душевного общения. В пьесе было несколько ярких сцен, цементирующих все действо. Ле ввела в спектакль даже постельную сцену между Бабсом и Сильвией, что было вполне в духе времени: фривольный, недвусмысленный текст за ширмой, из-за которой видны были только ноги персонажей - это было, конечно, достаточно смело, на грани, которая все-таки не была нарушена, потому сцена не скатилась в обыкновенную пошлость.
     Кульминацией всего спектакля была сцена драки между двумя мафиозными главарями - Бабсом и Джуди, в результате которой они убивали комиссара Корадо случайным выстрелом. Драка была постановочной, ее ставил трубач Юра К., занимавшийся рукопашным боем. Каждый вечер в красном уголке общаги на где-то раздобытых матах он с упоением тренировал Ле и Коротова, натаскивая их на разные рукопашные приемы. Оба ходили с синяками по всему телу, но Бабс уже так виртуозно прыгал через Джуди, что со стороны казалось, что это она незаметным, легким движением перекидывает через себя этого парня высоченного роста. Чтобы усилить визуальный эффект от драки, решили использовать прерывистый свет, как на дискотеках, что превратило драку в совершенно незабываемое зрелище. По сценарию герои должны бороться за пистолет, переходящий от одного персонажа к другому, в конце они падали на землю, продолжая эту борьбу, раздавался случайный выстрел, и из-за кулисы вываливался комиссар Котаньо, который все это время следил за ними и в результате таким нелепым образом находил свою смерть. После такой неожиданной развязки Джуди и Бабс примирялись, понимая, что мафия бессмертна, и вдвоем пели свои заключительные куплеты.
     Юра К. настолько увлекся постановочной дракой, что предложил использовать стартовый пистолет, который он раздобыл в военной части, где играл в оркестре. Нужно было еще научиться стрелять из него, поскольку выстрел производился довольно сложным манером, спусковой крючок был очень тугим и требовал определенной силы. Несколько раз ребятам удалось порепетировать этот злосчастный выстрел. Договорились, что выстрелов будет два, первый просто в воздух, второй в направлении кулисы, откуда на сцену и выпадет убитый комиссар. Оба выстрела будут сделаны тогда, когда дерущиеся персонажи ухватятся за пистолет таким образом, что рука Коротова будет поверх руки Ле, и они вдвоем выстрелят.
     На репетиции все прошло как по нотам, но на самом спектакле случилась небольшая неувязочка. Швырнув Бабса через плечо грациозным движением, что вызвало бурную реакцию в зале, Джуди направила на него пистолет, началась драка под зловещую ритмичную музыку и рваный с перебоями свет. Публика буквально взревела от восторга, когда парочка упала на землю: Джуди навзничь, а Бабс - сверху. Раздался оглушительный выстрел - первый. Это было так неожиданно для зрителей, что даже наступила секундная тишина. И в этот момент случилось непредвиденное. После первого выстрела в пылу борьбы - уже нешуточной, не сценичной - Коротов вдруг выбил пистолет из рук Ле, тот хряснулся о пол сцены и разлетелся на мелкие детали. Партнеры непонимающе, почти с ужасом уставились друг на друга. Коротов, продолжая лежать на распластанной Ле, тихо проговорил: "Все, п..ец, приплыли... " Не зная, как выходить из такой ситуации, Ле продолжала изображать физическую борьбу, но ей делать это было довольно сложно, дружок намертво пригвоздил ее к полу.
     Все это продолжалось какие-то мгновения, показавшиеся артистам вечностью. На сцену прямо из зала вдруг выскочил Юра К. с воплем: "Простите, пожалуйста, недоразумение вышло!" И сделав какой-то нелепый, по всей видимости, извиняющийся жест залу, начал суетливо собирать разлетевшиеся детали пистолета. Коротов тихо, но твердо, с ненавистью произнес: "Уйди, сука!" Юру как будто ветром сдуло. Мизансцена оставалось прежней: Бабс уже почти в исступлении лежал на Джуди, рядом валялись детали разбитого вдрызг оружия, зал изнемогал от хохота. Из-за кулисы раздался просительный возглас все еще не убитого комиссара Котаньо: "Стреляйте!" На что Бабс быстро и резко отреагировал: "Падай!" И под нескончаемую уже истерику зрительного зала из-за кулисы, наконец, выпал незадачливый комиссар Котаньо, получивший свою смерть, видимо, от разрыва сердца. А после Бабс и Джуди, дождавшиеся необходимой развязки, исполнили свои куплеты-кредо, основная мысль которых была такова: мафия бессмертна, а мы с тобой повязаны судьбой надолго, навсегда.


Рецензии
С автором романа " Несовершенная каденция" я знакома с конца 80-х годов прошлого века.
2 года я жила в общежитии Уральской консерватории в соседней с ней комнате, правда училась я курсом ниже.
Елену Журавкину знала вся консерватория как автора блестящих капустников, которые с нетерпением ждали студенты и преподаватели всех отделений. При этом, Елена не только писала сценарий (как правило, в стихах), но и была режиссёром-постановщиком этих спектаклей-капустников, сама играла в них, продумывала и костюмы, и грим, и освещение, и реквизит этих постановок. Стиль Елены Журавкиной отличался всегда искромётным юмором, не стандартным мышлением, потрясающей фантазией и неисчерпаемыми придумками.
И вот - новый жанр - роман о нашей юности студентов-музыкантов. Жизнь консерваторского студента весьма отлична от бытия студентов других (технических и гуманитарных) ВУЗов , беспечно проводящих время от сессии до сессии. И вот эту специфику и прекрасно раскрывает в своём романе Елена Журавкина. На фоне яркой галереи портретов сокурсников и преподавателей сквозной сюжетной линией проходит лирическая тема взаимоотношений Ле и Мити.
Вообще в современной литературе этот роман - явление необычное, новое, не стандартное. Читается роман на одном дыхании, захватывая чётким следованиям законам музыкально-литературной формы. Замечательный лёгкий слог, прекрасные стихи погружают читателя в неповторимую атмосферу музыкального студенчества конца советской эпохи.

Елена Стрельникова.

Татьяна Воробьева 7   10.03.2024 21:39     Заявить о нарушении