Два берега Майи Кристалинской

Известно, что так называемая «хрущевская оттепель» ощущением вдруг возникшей свободы побудила советскую техническую интеллигенцию к художественному творчеству, дополняющему профессиональную самореализацию инженеров и ученых: вспыхнуло бардовское движение, а многочисленные («вне союзные», в смысле не принятые в «закрытые» творческие профсоюзы) самодеятельные композиторы, поэты, певцы стали получать публичное признание и потеснили «профессионалов» сначала  в отзывчивых сердцах советского слушателя и зрителя, а потом и на сценах. И пусть профессиональный уровень большинства самодеятельных исполнителей с точки зрения исполнительской техники, да и что греха таить, элементарной музыкальной грамотности, не всегда соответствовал установленным стандартам, ценность движения заключалась прежде всего в искренности исполнения, а публике, «изголодавшейся» по этой душевности, безусловно импонировала духовная близость с «народными» авторами и артистами. 
Среди этой когорты замечательных исполнителей нельзя не упомянуть имя Майи Владимировны Кристалинской, которая родилась 24 февраля 1932 года в Москве в семье людей творческих. Её отец — Владимир Григорьевич Кристалинский, выходец из Черниговской губернии, окончил Александровское реальное училище в Могилёве. Мать — Валентина Яковлевна Кристалинская —  родилась в Павлодаре. После свадьбы пара переехала в Москву, где Владимир Григорьевич окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС), печатался в газете «Пионерская правда», писал книги для детей.
В школьные годы Майя, как большинство советских детей приобщилась к музыке — пела в детском хоре Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил брат Исаака Дунаевского — Семён.
После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт, где, как и большинство инициативных студентов, участвовала в художественной самодеятельности. После окончания института по распределению работала в Новосибирске на авиационном заводе имени В. П. Чкалова, однако вскоре по переводу вернулась в Москву в КБ А. Яковлева, продолжая петь в самодеятельном ансамбле «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского, который стал лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году.
Жизнь Майи Владимировны в 50-ых была похожа на быстротечную реку между двух берегов — выбор между инженерной профессией по диплому и призванием к песне оказался не столь многотрудным и мучительным — победила эстрада!      
С исполнения в 1960-м году песни «Два берега» для кинофильма «Жажда» началось признание Майи Кристалинской в качестве певицы, и последовавшая вслед за этим всесоюзная популярность: приглашение в джаз-оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, выступления с ансамблем Евгения Рохлина.
В 1964 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Майя Кристалинская», а в 1965 году вышла первая «большая» пластинка — «Поёт Майя Кристалинская». Тиражи пластинок Кристалинской постоянно «допечатывались», но при этом все равно моментально раскупались. Майя Кристалинская стала первой исполнительницей песни «Нежность» композитора Александры Пахмутовой, записав её в 1966 году. Чермен Касаев (музыкальный редактор ВР и ЦТ), присутствовавший тогда в студии звукозаписи, в документальном фильме «Опустела без тебя земля…», вспоминал, что у Кристалинской при прослушивании уже записанной фонограммы текли слёзы: «Вот такие росинки… утренняя летняя роса…» — так трогала её песня «Нежность», которая на долгие годы стала визитной карточкой певицы. В 1966 году, согласно опросам телезрителей, Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.
В 1970 году новым председателем Гостелерадио СССР стал С. Г.Лапин, деятельность которого на этом посту, освещают, как правило, достаточно объективно, но однобоко: да, при нём был сформирован так называемый негласный «чёрный список» и существенно сократилось эфирное время многих известных певцов и певиц еврейского происхождения: Вадима Мулермана, Эмиля Горовца, Аиды Ведищевой, Нины Бродской, Ларисы Мондрус, Майи Кристалинской. Но для всесторонней оценки ситуации, необходимо воспринимать логику действий и характер принимаемых решений Лапина, как исполнительного партийного функционера в конкретных исторических советских реалиях. При этом ситуация не была такой безнадежной, какой ее предпочитают представлять «либеральные» критики советского искусства, о чем объективно свидетельствуют многочисленные архивные документы 70-ых (многочисленные афиши выступлений, программы, дипломы фестивалей, фотографии, записи, пластинки) — «список» не был запретом на профессию: все артисты, по-прежнему, продолжали работать и выступать на творческих вечерах композиторов Э. Колмановского, А. Пахмутовой, Я. Френкеля, Л. Ошанина, Т. Хренникова, Б. Терентьева, М. Фрадкина в сопровождении, том числе оркестра ЦТ и ВР под управлением Юрия Силантьева, однако в передачах Центрального телевидения, обладающего широкой всесоюзной аудиторий, они стали появляться значительно реже. Майя Кристалинская работала солисткой «Москонцерта», а в 1972 году с песней «Полынь» приняла участие в ежегодном телевизионном фестивале «Песня года». В 1974 году Кристалинской было присвоено почётное звание «Заслуженной артистки РСФСР». В 1975 году с песней «Судьба» Кристалинская снова участвует в фестивале «Песня года». В начале 80-ых Майя Кристалинская, в связи с ухудшающимся состоянием здоровья, перестала выходить на сцену и принялась за перевод с немецкого языка книги любимой Марлен Дитрих «Размышления», которая была опубликована уже после смерти Кристалинской.
19 июня 1985 года, на 54-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни, Майя Кристалинская ушла из жизни. Певица похоронена в Москве на Новом Донском кладбище. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».
Вспомним, уважаемый Читатель, добрым словом Майю Владимировну Кристалинскую и послушаем задушевные бессмертные песни в ее исполнении.


Рецензии