Эпоха мракобесия часть 66

Эпоха мракобесия часть 66

Сюзанна Симард: О необыкновенных способностях деревьев
Сюзанна Симард, эколог из Университета Британской Колумбии долгие годы посветила изучению деревьев и пришла к выводу, что деревья - это социальные существа, которые обмениваются питательными веществами, помогают друг другу и сообщают о насекомых-вредителях и других экологических угрозах.
Предыдущие экологи фокусировались на том, что происходит над землей, но Симар использовала радиоактивные изотопы углерода, чтобы проследить, как деревья обмениваются ресурсами и информацией друг с другом через сложную взаимосвязанную сеть микоризных грибов, которые колонизируют корни деревьев.
Она нашла доказательства того, что деревья распознают своих сородичей и отдают им львиную долю своих питательных веществ, особенно когда саженцы наиболее уязвимы.
Первая книга Симард - "В поисках материнского дерева: Открывая мудрость леса" была выпущена издательством Knopf на этой неделе. В ней она утверждает, что леса - это не коллекции изолированных организмов, а сети постоянно развивающихся взаимоотношений.
Сюзанна Симард
По ее словам, люди разрушали эти сети на протяжении многих лет, применяя такие разрушительные методы, как сплошные рубки и контролируемые пожары. Теперь из-за них изменение климата происходит быстрее, чем деревья могут адаптироваться, что приводит к вымиранию видов и резкому увеличению количества вредителей, таких как короеды, которые опустошают леса на западе Северной Америки.
Симард говорит, что люди могут предпринять множество действий, чтобы помочь лесам - крупнейшему в мире наземному поглотителю углерода - восстановиться и тем самым замедлить глобальное изменение климата. Среди ее самых нетрадиционных идей - ключевая роль древних гигантов, которые она называет "материнскими деревьями", в экосистеме и необходимость их ревностной защиты.
Симард в интервью рассказала о том, что привело ее к таким выводам:
Проводя время в лесу, как я это делала в детстве в сельской местности Британской Колумбии, вы знаете, что все переплетается и пересекается, все растет рядом друг с другом. Для меня это всегда было невероятно взаимосвязанное место, хотя в детстве я не смогла бы этого сформулировать.
Сегодня в Британской Колумбии лесорубы жертвуют березами и широколиственными деревьями, которые, по их мнению, конкурируют за солнце и питательные вещества с елями, которые они заготавливают. Я обнаружила, что березы на самом деле питают саженцы пихты, поддерживая их жизнь.
Меня послали выяснить, почему некоторые ели на лесопосадках растут не так хорошо, как здоровые молодые ели в естественном лесу. Мы обнаружили, что в естественном лесу, чем больше березы затеняли саженцы пихты Дугласа, тем больше углерода в виде фотосинтетических сахаров березы поставляли им через микоризную сеть под землей.
В березах также много азота, который, в свою очередь, поддерживает бактерии, выполняющие всю работу по круговороту питательных веществ и созданию антибиотиков и других химических веществ в почве, которые противостоят патогенам и помогают создать сбалансированную экосистему.
Береза поставляет в почву углерод и азот, выделяемые корнями и микоризой, и это дает энергию для роста бактерий в почве. Один из видов бактерий, растущих в ризосфере корней березы, - флуоресцентная псевдомонада. Я провела лабораторные исследования и выяснила, что эта бактерия, помещенная в среду с Armillaria ostoyae, патогенным грибком, поражающим ель и в меньшей степени березу, подавляет рост грибка.
Я также обнаружила, что березы дают сахаристые вещества елям летом через микоризные сети, а ели в ответ посылают пищу березам весной и осенью, когда у берез нет листьев.
Разве это не здорово? У некоторых ученых это вызвало затруднения: Зачем дереву посылать фотосинтетические сахара другому виду? А для меня это было так очевидно. Они все помогают друг другу, чтобы создать здоровое сообщество, которое приносит пользу всем.
Лесные сообщества в некоторых отношениях более эффективны, чем наше собственное общество.
Их отношения способствуют разнообразию. Исследования показывают, что биоразнообразие ведет к стабильности - оно ведет к устойчивости, и легко понять, почему. Виды сотрудничают. Это синергетическая система. Одно растение обладает высокой способностью к фотосинтезу, и оно подпитывает все эти почвенные бактерии, которые фиксируют азот.
Затем появляется другое глубоко укоренившееся растение, которое опускается вниз и приносит воду, которой оно делится с азотфиксирующим растением, поскольку азотфиксирующему растению требуется много воды для осуществления своей деятельности. И вдруг продуктивность всей экосистемы резко возрастает. Потому что виды помогают друг другу.
Это очень важная концепция, о которой нам всем необходимо узнать и принять. Это та концепция, которая от нас ускользает. Сотрудничество не менее важно, чем конкуренция, если не более важно.
Нам пора пересмотреть наши взгляды на то, как устроена природа.
Чарльз Дарвин также понимал важность сотрудничества. Он знал, что растения живут вместе в сообществах, и писал об этом. Просто эта теория не получила такого же распространения, как его теория конкуренции, основанная на естественном отборе.
Сегодня мы смотрим на такие вещи, как геном человека, и понимаем, что большая часть нашей ДНК имеет вирусное или бактериальное происхождение. Теперь мы знаем, что мы сами являемся консорциумом видов, которые эволюционировали вместе. Это становится все более популярным мышлением. Аналогичным образом, леса - это многовидовые организации. Культуры аборигенов знали об этих связях и взаимодействиях и о том, насколько сложными они были. У людей не всегда был такой редукционистский подход. Это развитие западной науки привело нас к этому.
Западная наука слишком много внимания уделяет индивидуальному организму и недостаточно - функционированию более крупного сообщества.
Многим ученым привыкшим к "общепринятым теориям" не нравится то, что я использую термин "разумные" для описания деревьев. Но я утверждаю, что все намного сложнее и, что в экосистеме в целом есть "интеллект".
Это происходит оттого, что я использую человеческий термин "разумные" для описания высокоразвитой системы, которая работает и имеет структуры, очень похожие на наш мозг. Это не мозг, но у них есть все характеристики интеллекта: поведение, реакция, восприятие, обучение, хранение памяти. И то, что передается по этим сетям, - это [химические вещества], такие как глутамат, который является аминокислотой и служит нейромедиатором в нашем мозге. Я называю эту систему "интеллектуальной", потому что это самое подходящее слово, которое я могу найти в английском языке для описания того, что я вижу.
Некоторые ученые оспаривают использование мной таких слов, как "память". Я действительно считаю, что деревья действительно "помнят" то, что с ними произошло.
Память о прошлых событиях хранится в кольцах деревьев и в ДНК семян. Ширина и плотность древесных колец, а также естественное обилие определенных изотопов хранят воспоминания об условиях произрастания в предыдущие годы, например, был ли это влажный или сухой год, были ли поблизости деревья, или они исчезли, создав больше места для быстрого роста деревьев. В семенах ДНК эволюционирует посредством мутаций, а также эпигенетики, отражающей генетическую адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды.
Будучи учеными, мы получаем очень сильную подготовку. Она может быть довольно жесткой. Существуют очень жесткие экспериментальные схемы. Я не могла просто пойти и понаблюдать за чем-то - они бы не опубликовали мою работу. Я должна была использовать эти экспериментальные схемы - и я их использовала. Но мои наблюдения всегда были так важны для меня, чтобы задавать вопросы, которые я задавала. Они всегда исходили из того, как я росла, как я видела лес, что я наблюдала.
Моя последняя исследовательская работа называется "Проект материнских деревьев". Что такое "материнские деревья"?
Материнские деревья - это самые большие и старые деревья в лесу. Они являются клеем, который скрепляет лес. В них сохранились гены предыдущих климатов; они являются домом для стольких существ, столь велико биоразнообразие. Благодаря своей огромной способности к фотосинтезу, они обеспечивают пищей всю почвенную сеть жизни. Они удерживают углерод в почве и надземной части, а также поддерживают водоток. Эти древние деревья помогают лесам восстанавливаться после нарушений. Мы не можем позволить себе потерять их.
Проект "Материнское дерево" пытается применить эти концепции в реальных лесах, чтобы мы могли начать управлять лесами для обеспечения их устойчивости, биоразнообразия и здоровья, понимая, что мы фактически поставили их на грань разрушения из-за изменения климата и чрезмерной вырубки. В настоящее время мы работаем в девяти лесах, которые простираются на 900 километров от границы США и Канады до Форт-Сент-Джеймс, что примерно на полпути в Британской Колумбии.
У меня нет времени на уныние. Когда я начала изучать эти лесные системы, я поняла, что благодаря тому, как они устроены, они могут восстанавливаться очень быстро. Вы можете довести их до коллапса, но они обладают огромной буферной способностью. Я имею в виду, что природа гениальна, верно?
Но разница сейчас в том, что в условиях изменения климата нам придется немного помочь природе. Мы должны быть уверены, что материнские деревья будут там, чтобы помочь следующему поколению. Нам придется переместить некоторые генотипы, адаптированные к более теплому климату, в более северные или высоко расположенные леса, которые быстро нагреваются. Скорость изменения климата намного выше, чем скорость, с которой деревья могут мигрировать самостоятельно или адаптироваться.
Хотя регенерация из адаптированных к местным условиям семян является наилучшим вариантом, мы так быстро изменили климат, что лесам потребуется помощь для выживания и воспроизводства. Мы должны помочь в миграции семян, уже адаптированных к более теплому климату. Мы должны стать активными проводниками перемен - продуктивными агентами, а не эксплуататорами.

Три научных факта, ломающих представление о нашей реальности
Когда мы говорим о физике, то, прежде всего, понимаем, что говорим о природе или происхождении вещей. Ведь «фюзис» по-гречески означает «природа».  Например, мы говорим «природа материи», это значит, что речь идет о происхождении материи, ее структуре, развитии. Поэтому под «физикой сознания» мы тоже будем понимать происхождение сознания, его структуру и развитие.
          1. Введение или три научных факта, отрицающих существующее представление о реальности          2. Принципы самоорганизации материи
          3. Хронооболочки
          4. Причинно-следственная связь: живое - из живого, разумное  - из разумного
          5. Формы сознания
          6. Заключение. Эволюция сознания
Научные исследования последних лет показали, что концепция сознания предполагает совсем иную физическую реальность, очень далекую о той, что предлагает нам классическая физика. Мне хотелось бы остановиться на трех научных фактах, которые в корне меняют наше представление о реальности.
Первый факт касается голографичности сознания, о которой впервые заговорили в 60-х годах прошлого века. Хотя еще в 40-х годах, изучая природу памяти и ее местонахождение в мозге, молодой ученый нейрохирург К.Прибрам обнаружил, что конкретная память не локализуется в определенных участках мозга, а распределена по всему мозгу, как единое целое. К такому выводу Прибрам пришел, основываясь на многочисленных опытных данных нейропсихолога К.Лэшли.
Лэшли занимался тем, что обучал крыс выполнять серию задач - например, выискивать наперегонки кратчайший путь в лабиринте. Затем он удалял различные участки мозга крыс и заново подвергал их испытанию. Его целью было локализовать и удалить тот участок мозга, в котором хранилась память о способности бежать по лабиринту. К своему удивлению, Лэшли обнаружил, что вне зависимости от того, какие участки мозга были удалены, память в целом нельзя было устранить. Обычно лишь была нарушена моторика крыс, так что они едва ковыляли по лабиринту, но даже при удалении значительной части мозга их память оставалась нетронутой.
Подтверждение этой способности пришло также и из наблюдений за людьми. Все пациенты, у которых мозг был частично удален по медицинским показаниям, никогда не жаловались на потерю конкретной памяти. Удаление значительной части мозга может привести к тому, что память пациента станет расплывчатой, но никто не терял после операции избирательную, так называемую селективную память.
Со временем оказалось, что память – это не единственная функция мозга, в основе которой лежит голографический принцип. Следующее открытие Лэшли заключалось в том, что зрительные центры мозга обнаруживают удивительную сопротивляемость хирургическому вмешательству. Даже после удаления у крыс 90% зрительного отдела коры головного мозга (часть мозга, которая принимает и обрабатывает видимое глазом) они были в состоянии выполнять задачи, требующие сложных зрительных операций. Таким образом, было доказано, что зрение также обладает голографичностью. Дальше оказалось, что и слух обладает голографичностью и т.д. В общем, исследования Прибрама и Эшли доказали, что в основе работы мозга лежит принцип голографии.
Ко второму научному факту, который также вносит существенное искажение в существующую научную картину мира, относится обнаруженная субъективность научных наблюдений.  О том, что существует корпускулярно-волновой дуализм, современный человек знает еще со школы. В школьной программе есть тема, в которой рассказывается, что электрон и фотон в разных опытах ведут себя по-разному: в одних случаях, как частица, в других – как волна. Так объясняется корпускулярно-волновой дуализм, а далее делается обобщающий вывод, что все элементарные частицы могут быть и частицами, и волнами. Точно так же, как свет, гамма-лучи, рентгеновские лучи могут превращаться из волны в частицу.  Только в школьной программе не говорится о том, что физиками обнаружен еще один крайне интересный факт: частица в опыте проявляет себя как корпускула только тогда, когда ее отслеживает наблюдатель. Т.е. кванты проявляются как частицы, только когда мы смотрим на них. Например, когда электрон не наблюдаем, он всегда проявляет себя как волна,  и это подтверждено экспериментами.
Представьте, что у вас в руке шар, который становится шаром для боулинга только при том условии, что вы на него смотрите. Если посыпать тальком дорожку и запустить такой «квантованный» шар по направлению к кеглям, то он оставлял бы прямой след только в тех местах, когда вы на него смотрели. Но когда вы моргали, то есть не смотрели на шар, он переставал бы чертить прямую линию и оставлял бы широкий след волны, как, например, на море.
Один из основателей квантовой физики Нильс Бор, указывая на этот факт, говорил, что если элементарные частицы существуют только в присутствии наблюдателя, тогда бессмысленно говорить о существовании, свойствах и характеристиках частиц до их наблюдения. Естественно, что такое заявление в значительной степени подрывает авторитет науки, поскольку она основывается на свойствах явлений «объективного мира», т.е. независимых от наблюдателя. Но если теперь оказалось, что свойства материи зависят от самого акта наблюдения, то непонятно, что тогда ожидает впереди всю науку.
Третий научный факт, на котором хотелось бы остановиться относится к эксперименту, проведенному в 1982 году в Парижском университете исследовательской группой под руководством физика Алена Аспекта. Ален и его группа обнаружили, что в определенных условиях сдвоенные пары фотонов могут коррелировать свой угол поляризации с углом своего двойника. Это означает, что частицы способны мгновенно сообщаться друг с другом независимо от расстояния между ними, будь то между ними 10 метров или 10 миллиардов километров. Каким-то образом каждая частица всегда знает, что делает другая. Из этого эксперимента следует один из двух выводов:
1. неверен постулат Эйнштейна о предельной скорости распространения взаимодействия, равной скорости света,
2. элементарные частицы не являются отдельными объектами, а принадлежат некому единому целому, соответствующему более глубокому уровню реальности.
На основании сделанного Аспектом открытия физик лондонского университета Дэвид Бом предположил, что объективной реальности не существует, что, несмотря на ее очевидную плотность, Вселенная в своей основе это гигантская, роскошно детализированная голограмма.
Согласно Бому, явное сверхсветовое взаимодействие между частицами свидетельствует о том, что существует скрытый от нас более глубокий уровень реальности с более высокой размерностью, чем наша. Он считает, что мы видим частицы раздельными потому, что мы видим лишь часть действительности. Частицы - не отдельные «части», а грани более глубокого единства, которое в конечном итоге голографично и невидимо. И поскольку все в физической реальности состоит из этих «фантомов», наблюдаемая нами вселенная сама по себе есть проекция, голограмма. Если очевидная разделенность частиц - это иллюзия, значит, на более глубоком уровне все предметы в мире могут быть бесконечно взаимосвязаны. Все взаимопроникает со всем, и хотя человеческой натуре свойственно разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все такие разделения искусственны, а природа в конечном итоге предстает неразрывной паутиной единого неделимого целого. Открытие А. Аспекта показало, что мы должны быть готовы рассматривать радикально новые подходы для понимания реальности.
Таким образом, обнаруженная в исследованиях голографичность сознания смыкается с голографической моделью мира, она как бы является следствием того, что сам мир устроен в виде гигантской голограммы. Поэтому для того чтобы обосновать происхождение сознания, нужно создать такую модель мира, которая объясняет голографичность всего мироздания.
Принципы самоорганизации материи
Концепцию мироздания, которая способна объяснить голографичность Вселенной, можно построить на основании самоорганизации систем. О том, что самоорганизация материи происходит повсеместно, говорить не приходится, это очевидно. Хотя полагается, что если в природе повсюду наблюдается самоорганизация, стало быть, это такое свойство самой материи. В этом случае обычно говорят, что материи «имманентно присущ» механизм самоорганизации. Механизм этот не объясняется и уж тем более не доказывается.
Однако можно сформулировать основные принципы самоорганизации материи, которые являются самодостаточными для самоорганизации любой системы. Именно с построения самой теории самоорганизации систем имеет смысл вообще говорить о возникновении и образовании Вселенной и всего того, что в ней существует. Такая теория (более точно – концепция) самоорганизации включает в себя десять основных принципов. Сами по себе принципы являются всеобъемлющими настолько, что их с полным основанием можем относить к самым основным законам Вселенной, к суперзаконам или суперпринципам. Т.к. на их основе может быть логично объяснен механизм всех процессов или явлений во Вселенной, включая и сознание.
Поэтому прежде, чем мы начнем говорить о сознании, очень коротко сформулируем десять принципов самоорганизации систем или материи, что, в общем, одно и то же, расположив их по тройкам (или триадам) принципов.
Первая триада принципов самоорганизации определяет образ (или содержание) образующейся системы.
Первый принцип –  принцип самоопределения. Для того чтобы выделиться из некоторого однородного, гомогенного состояния, система должна «обнаружить» в себе некий признак, по которому она сможет выделять себя из окружающей среды.
Второй принцип – принцип дополнительности. Усложнение системы определяется получением еще одного признака, который формируется по принципу «антипризнака», т.е.  его отсутствием, что в свою очередь является еще одним признаком.
Третий принцип – принцип нейтрализации. Усложнение и устойчивость системе даст третий признак, который будет в себя включать оба качества двух предыдущих признаков. Третий принцип говорит о возможности интеграции двух противоположностей и образовании новой, качественно другой целостности, отличающейся от исходной.
Вторая триада принципов самоорганизации определяет форму, в которую воплощается образующаяся система.
Четвертый принцип – это граничные условия существования системы, определяющие троичность систем (подсистема, система, надсистема), как некое целое (три в одном).
Пятый принцип – принцип дифференциации или процесс развития внутрь, другими словами, это процесс квантования. Любая выделенная система способна определять внутри себя новые подсистемы, т.е. в этом процессе воплощаются все перечисленные выше принципы. Каждая новая индивидуальность способна бесконечно квантоваться по установленному признаку, образуя всякий раз новую целостность более мелкого масштаба.
Шестой принцип – принцип интеграции частностей в единое целое, с сохранением всех ранее выделенных противоположностей. В результате целостность приобретает внутреннее дифференцированное содержание, или внутреннюю упорядоченную структуру. Этот принцип эволюции. Новая целостность отличается от исходной тем, что обладает внутренней структурой, гармонией, ее энтропия существенно ниже. Поэтому основными признаками всех эволюционных процессов являются интеграция систем и уменьшение внутренней энтропии системы.
Фактически пятый и шестой принципы декларируют преобразование целостности из континуального (непрерывного) состояния в дискретное и обратно. Совокупность обоих принципов дает нам формулу развития «континуальность – дискретность – континуальность».
Третья триада принципов самоорганизации определяет способ воплощения идеи системы в реальную систему.
Седьмой принцип. Все перечисленные принципы становятся семью новыми признаками систем, устанавливающие связи между системами и подсистемами, которые определяют их новые свойства: три – внутри, три – снаружи, или иначе три низшие структурообразующие функции и три высшие управляющие функции, между которыми существует функция отражения, позволяющая отражать низшие функции в высших.
Восьмой принцип. Совместно с седьмым принципом представляет собой два диалектически связанных закона: закона созидания и закона разрушения, которые, дополняя друг друга, позволяют реализоваться процессам эволюции. Механизм действия восьмого принципа основан на образовании обратных связей, обусловленных законами симметрии и сохранения энергии.
Девятый принцип. Принцип целостности, замкнутости и единства не только всех систем, но и всего мироздания, воплощающийся в виде структуры системы и ее функций, как способ существования любого творения, создаваемого в нашей Вселенной в качестве самоорганизующейся системы.
Теперь о последнем, десятом принципе, который не относится к триаде, а является отдельным самодостаточным принципом, и который как бы включает в себя все предыдущие девять.
Десятый принцип - это принцип реализации системы или точка реализации, когда принципы воплощаются в реальность. Это принцип целостности системы.
Теперь, используя перечисленные принципы, можно объяснить все явления мира. Происхождение сознания будем рассматривать в общем контексте образования Вселенной. Следует сразу оговорить, что сотворение мира нельзя рассматривать на пустом месте. Мир сам по себе не возникает и не рождается. Поэтому мы будем рассматривать наш мир не с точки зрения его зарождения, а с точки зрения его переорганизации или переструктуризации. Это значит, что до того момента, как стал организовываться наш мир, наша Вселенная, ему предшествовало некое исходное состояние или первичная праматерия, из которой образовалось нынешнее мироздание.
Самоорганизация нашего мира началась с первого принципа или принципа самоопределения. Этот первичный признак, с которого началась организация нашей Вселенной, в силу изложенных выше причин можно назвать субъектным признаком. Согласно второму принципу следом «сформировался» еще один признак, или антипризнак, который можно назвать объектным. Таким образом, в мире формируются две реальности: субъективная и объективная. Но забегая вперед, можно сказать, что мы с вами живем в интегральной реальности, когда обе - субъективная и объективная реальности - объединены в единое целое, и объединяет их в себе человеческое сознание.


Рецензии