Фрагмент. И забыла бы, но не хочется

..... Картины раннего детства. Наш дом выкупили под детсткий сад и больше мы никогда туда не возвращались. Может потому, что родина старшего поколения на западе.
На Кубани январь другой. В шубке жарко , да и не было никаких шуб у детей. Только я страдала от сибирского тепла. К обуви липнет чернозем...В школу провожали братья Костины. Без всяких комплексов ,быстро освоилась и увлекла одноклассников своими развлечениями.
У тети было много книг по внекласснои работе. Оттуда танцы, песни, игры... Весна наступала быстро и солнечно. Подсыхало медленно. Туманов весенних ,таких необычных в моей короткой истории не было. Утром,по дороге в школу, мы иногда шли по пояс в белом облаке, густом, как "в Храме Воздуха" в горах.
И забыла бы, но не хочется. Пусть эта фантастическая красотв остается во мне. Про весенний воздух не получается рассказать. Слов не хватает. Он полон цветением, солнцем, теплом, духом земли.
      В этом году встречались с одноклассниками. По дороге к морю и обратно. Валя встретила прямо с самолета, пришли домой.
   Краснодар уже не историческое пристанище казачества, а современный красивый, чистый город. Говорили много, до полного изнеможения. Позади много лет и все события прошли мимо меня. Про себя думала - как много еды, роскошные блюда на столе...Зачем. Хватило бы бутерброда и эспрессо...
   Но в дверь позвонили. Тишина, шепот. Поворачиваюсь и вижу торсиан (т е вначале торс, а потом Он или Она). В данном случае торс это не туловище, а то, что перед ним. Мальчишки и девчонки, обремененные временем,  видоизмененные. Смеемся, обнимаемся...Так вот зачем кулинарные чудеса. Что произошло в жизни каждого интересно, как преодолевали тоже...Но я не ожидала, что во мне будет столько тепла. Это тепло из детства, из классов, из школьных парт.... Листаются страницы назад. Мысленно вижу тех, что были когда то . Вспоминаем старый казачий парк. Деревьям по 250 лет. Качались, скрипели, "говорили" с нами. Под ними - пионерские сборы, костры, танцы.... Прошло время и деревья спилили. Вырвали душу. Стало больно. Новые деревья для других людей, и это другая история.

Теперь речь о возрождении... На несколько лет, когда близкий человек между жизнью и смертью, забываешь о том, что есть другая жизнь. Или жизнь, которая всегда радовала прежде...Каждый человек, с которым говорим привнес свое. Одни наблюдали,кто то с любопытством ждал что же дальше...
Кто то приходил со своими историями. Это и есть другая жизнь которая  помогает. И вот сейчас вспоминаем
Точно знаю, что кому то отдельные моменты нашей судьбы интересны.

Пусть пролетели юности года
И не блистать уж мне улыбкой
белоснежной.
Ну а душа........а что душа?
Она все так же остается нежной.
Все так же любит яркие цветы
Весенние прогулки под луной...
( Изобелла)

     Не забылись, но миновали трагические дни. Друзья напомнили где надо проводить отдых, восстанавливать силы. Они то хорошо знали - что именно надо. Самая малость. Чтобы вернулось прошлое. Оно такое красивое и теплое! Настолько , что страшновато встречаться. Встреча все таки состоялась. По настоящему. Море, горы + то, что к ним. Вспомнилось все. Именно здесь мы когда то останавливались, разбивали палатки, восторгались рассветами по утрам, провожали закат, "держали солнце на ладони", радовались, загорали, сгорали и лечились, костры разводили, переживали, пели и говорили, смеялись.....
   Звездные южные ночи, это не так, как везде. Костры гасли, а мы не расходились. Молчали, смотрели в небо. Кто то острил, кто то вздыхал, кто то что то искал в темноте, кто то хихикал.... Все равно. Главное то, что мы - были. Всего этого очень много. Купались в роскоши, но не понимали своего счастья. Думали, что чего то не хватает. Под гитару любили петь....
   И вот в нужный момент все опять вернулось. Сама себе не поверила. На территории пионерского лагеря ( Краснодарского НИИ ) встретили, разместили. У подножья горы. Хочу передать атмосферу. Не получается. Среди островов бед, горя ,напряжения, когда черным дымом улетает все, на что потрачена жизнь, появляется Нечто. Оно пугает. На опыте знаю, что когда много лет без перемен тянется черная полоса, т е идет "избиение младенцев", то теряется способность " радоваться на свадьбах и плакать на похоронах". Диагноз - эмоциональная усталость.
   Хочу заметить - события начались от момента, когда я побывала в Израиле. Иерусалим, исторические места, Мервое море, Стена плача, Храм Гроба Господня..... Но жизненные силы были утрачены немного раньше. Возможно поездка спасла от чего то еще большего. Ощущение покоя ( что не всегда бывает хорошо и настораживает ) можно сравнить и есть с чем. Когда приезжала к дедушке и бабушке без сил и желании, то бросала на них детей, чемоданы и закрывалась в их спальне... Бабушкина кровать исцеляла. Помню, как то она заглянула, c улыбкой сказала: " Вера, детка, ты спишь уже 12 часов..."
***
    Одноклассникам Армавирским. От меня. ..."просторный полупустой зал с огромным окном и роялем перед ним. Окно арочного вида... ... женщина сидела в левом от входа углу зала за черным роялем".
***Все так, как описывает автор. Мы учились с ним в одно время, в одной школе. Но у нас был другой учитель танцев. Невысокий, седой, подвижный, как ртуть. Алексей Павлович Кондачков. Искрометнаые подачи с выразительным слогом " иста-иста-иста - та", батман, пять танцевальных позиций... Он внимательно окидывал взглядом танцоров и иногда корректировал : резко проводил вдоль позвоночника раскрытой ладонью и мы втягивали в себя все, что есть выпуклого в теле ))) Вытягивались как струны. Смотрели на себя в зеркала у станков. Одной рукой держались, а второи плавно описывали рисунок танца....
    Иногда тихонько пробирались в класс, где звучал 7-й вальс Шопена и танцевала хрупкая , взрослая девушка в белом . Балет нас восхищал. Мы могли 2-3 часа заниматься и нас наполняла энергия танца.
  Балетный тренаж выполняли с удовольствием. Танцевали радостно. Выступали с волнением. Если у вас есть фото, воспоминания, то пишите и  продолжим
 *** А пока отрывок рассказа В Шнайдер (из нашей школы, теперь преподает в университете В Краснодаре ) .
   "Амавирским детям 1960-1970.
Наша школа располагалась буквально в одном квартале от Армавирского приборостроительного завода, известного в обиходе как АПЗ или Армалит. ..... мы стали его подшефными. .....Армалит был старым заводом, возникшим ещё в XIX в. ... искрящийся поток расплавленного металла (плавильные печи были в АПЗ),..... В общем, впечатлений о самом заводе у меня осталось немного, чего нельзя сказать о его доме культуры. Начиная с четвертого класса, мнгогие ученики нашей школы посещали занятия в хоре или танцевальном кружке, которые действовали в ДК АПЗ.... ...свободное время могло быть занято чем-то очень важным. Кружок по изучению азбуки Морзе,...чем-то важным не считались. И даже если ты посещал музыкальную или художественную школу, то это надо ещё посмотреть, что ты там за художник или баянист. А то давай, развивай свои творческие наклонности в ДК АПЗ. Можно было ходить в спортивную секцию... ..... у меня уже был опыт танцора. Когда мне было 8 лет, мать решила отдать меня на балет. Представляете, в Армавире в начале 70-х годов была такая возможность. Вероятнее всего, только что открывшийся и совсем ещё новенький, как говорится, пахнущий свежей краской городской дворец культуры каким-то образом заполучил молодого преподавателя балетного мастерства. ...класс находился (а может и находится) на втором этаже в самом дальнем крыле от главного входа. ... огромный, он был весь в зеркалах, а вдоль трех стен тянулись танцевальные станки – два ряда деревянных поручней. ... Из всей группы я запомнил только моего товарища по несчастью и ещё одну девочку. У неё было артистическое имя, которое, наверное, хорошо подходило бы будущей звезде балета – Сабина. Изо всех сцен, на которые мне когда-либо приходилось выходить, я почему-то лучше всего запоминал их пол. Чаще всего он был дощатый и старый. Прожекторы светили в лицо, зрителей было не видно, и мы с успехом танцевали свой номер. Вскоре после этого я покинул балетный кружок, не выдержав своего одиночества. Таким образом, к четвертому классу я уже знал, что такое батман, релеве и пять танцевальных позиций. Так я оказался на танцах. ... ДК АПЗ. Ещё в начальной школе мы ходили в этот клуб на новогодние елки. Здание казалось мне необъятным, оно сохраняло величие тех времен, когда его посещали звезды Ла Скала и сам основатель цирковой династии Дуровых. До того, когда открылся городской дворец культуры, именно здесь был самый вместительный в городе концертный зал. Елку устанавливали именно в нем, сдвинув к стенкам тройки деревянных кресел ... ... Добираться от дома до клуба было далеко. Для этого мне нужно было перейти ефремовский скверик и на остановке, прямо напротив 10-ой школы, сесть на автобус. Мне подходили 9-ый и 15-ый маршруты. «Девятки» были ЛАЗами с круглыми выпученными фарами, округлым же корпусом и двумя четырехсекционными дверями вполне прямоугольной формы. «Пятнадцатые», насколько мне помнится, были представлены автобусами модели «Икарус», уже не такими округлыми и выпученными как ЛАЗы, но еще далекими от тех, которые и сегодня заполняют значительную часть междугородных маршрутов. Те Икарусы были белого цвета с красной продольной полосой посредине корпуса. Чаще всего я ездил на «девятке». Платил свои пять копеек за проезд, и если была возможность, садился у окна. Присвистнув и прихлопнув дверями, автобус трогался. Водитель объявлял следующую остановку: «Табачная фабрика». За окном оставались мрачные двухэтажные «армалитовские» дома, представлявшие в те годы царство коммунальных квартир, внушавших мне примерно такие же чувства, как и сам Армалит. Потом мы проезжали стадион, затем довольно уютный квартал маленьких одноэтажных домиков и останавливались на «табачке», мало изменившейся не то чтобы за последние 30-40 лет... На улице Кирова автобус сворачивал налево и останавливался на остановке «Сквер Пушкина», напротив соответствующего сквера. Далее «девятка» ныряла в тоннель и начинался «город». Автобус огибал справа центральную площадь, пересекал улицу Ленина, оставляя позади магазин «Петушок» и пельменную, а затем останавливался возле парикмахерской «Локон». Здесь мне надо было выходить. Чаще всего я был совершенно один. И почему-то мне кажется, что все время была поздняя осень. Я брел вниз по улице Кирова до Комсомольской, потом сворачивал, и в итоге достигал ДК АПЗ.
По парадной лестнице с длинными пролетами в обрамлении выкрашенных белой краской гипсовых перил я поднимался на самый верх. На третьем этаже справа был вход в танцевальный зал. Точнее, сначала был вход в темный узкий коридор, с одной стороны которого была раздевалка. ... По центру лестничной площадки третьего этажа была большая двухстворчатая дверь. Однажды я приоткрыл её и увидел просторный полупустой зал с огромным окном в противоположном конце и роялем перед ним" ......
В этом тексте много нашего детства, памяти о городе, о том каким он был. Поэтому фрагмент из книги нельзя не включить
в повествование.
               

  "Ах война, что ты подлая сделала". Наша танцевальная композиця. За исполнение дали первое место и наградили поездкой в Пятигорск, Кисловодск.
Время юности (перешли в 10 класс).
Горы, Храм воздуха, Храм солнца....холодное утро и мы продрогли
Грелись горячим кофе,болтали,смеялись. Алька Тимаков как всегда острил...
В 2014 г я случайно нашла эту кафешку. Старое строение есть, а времени нашего нет. Оно ушло.

Когда то давно молча мы восхищались
Спешили, бежали, глазами встречались
В сердце, и в память мгновенья закрались
Да так и надолго, надолго остались

Мы сели за руль, по дорогам помчались
Мгновения с прошлым вдвоем оказались
Мы были уверены,с ними расстались
Они же невидимо следом погнались

И вот как то зрелой осенней порою
Кружилось и в танце настигло стрелою
Что названо было давно красотою
Теперь удивило веселой игрою

Афоризмы, цветы, саксофоны и танцы
Романсы, стихи, фильмы лучшие шансы
Вспомнить что было тонким ньюансом
Впечатлением и прошедшим сеансом.

Предлагаю отдать то, что должным зовется
Ведь не думали мы, что теплом отзовется
Что бальзамом на нас через время прольется
Неразрывная связь. С нами все остается.

март 2018 г 

Мадам «Дипрэ», весной неуловима
Тихо идет на музыку, неукротима
Не музыкальной партии созвучна,
Ее невыразима прихоть. Скучно

Вот саксофон поет - вяло танцует
Услышит флейту – печалию воркует
Аккордеон Парижа ее ввергает в шок
Веселия не любит и электроток

От ионики.Многоголосьем клавиш
Труб, клавиатур «Дипрэ» отравишь,
Королем по имени «Орган» заставишь
Унывать. И словом дело не поправишь.

Но. С каждой мыслью надо переспать.
Ложишься на спину в удобную кровать
Лунный свет тебя укроет колыбельной
Балладою весеннею капельной…
 
Рассветом синим, посмотрев в окно
Увидишь вдруг «Дипрэ» ушла давно
Оставив на столе зеленые перчатки
Тоски вчерашней отпечатки

***
Порой безо всякой видимой причины человеку бывает грустно. Дома все здоровы, и нет проблем на работе. Цветёт жасмин, щебечут птицы, и вечер обещает фантастический закат — но грустит венец природы. Словно забыл что-то и никак не может вспомнить... Грусть она где? В крови у того, кто грустит, — или, как микроб, в воздухе, и ею все дышат? Когда человек двигается, грустить тяжело. Гораздо легче грустится лёжа на спине, глядя в небо. Или лёжа на животе и глядя на муравьёв в траве. Рубишь дрова — не грустится. Бросил рубить, сел, вытер пот со лба — опять грустишь. Один человек мне сказал, что грусть родилась от чувства потери. Такой потери, про которую ты забыл. То есть ты сам не знаешь, что потерял, однако же грустишь и не понимаешь, с какой стати. Допустим, ты потерял ключи от дома. Разве ты будешь грустить и, тем более, петь протяжные песни? Нет. Сто раз нет. Ты будешь ругаться последними словами, искать виноватых (жену, к примеру), будешь смотреть под ноги, словно ты — грибник, а кругом — лес. Ты будешь зол и активен. А всё потому, что предмет потери известен. А вот потеряли мы рай. Потеряли начисто и безнадёжно. То есть так, что если искать самим, то не знаешь даже в какую сторону бежать. Но ищут, когда знают, что потеряли. А мы забыли об этой потере. Мозгами забыли, но душой помним. У нас душа временами на собаку похожа. Скулит что-то нечленораздельное, тоску нагоняет, а понять ничего нельзя. Вот откуда грусть в человеке. Делаю вывод, что грустят все, хотя опыт этот вывод стремится опровергнуть. Я всё ищу вчерашний день и натыкаюсь на стройные колонны оптимистов, которым тепло на свете от полного забвения своей главной потери. Я думал, что у них есть тайна, что они так бодры оттого, что и дверцу нашли, и ключик от дверцы у них в кармане. Разговаривал, спрашивал. Оказалось, никто ничего не знает. Даже не понимают, о чем я спрашиваю. Некоторые, те, что посмышлёнее, гневно кричали: «Гони его! Он нам сейчас дурацкими вопросами совесть разбередит и душу наизнанку вывернет! А у нас футбол сегодня, финал Кубка чемпионов». Если бы у нас, как в Средние века, была культура публичных диспутов, я бы предложил открытый диспут на тему всечеловеческой грусти. Вселенской грусти. «Вселенская грусть — двигатель прогресса». Или «Попытка забыться и развлечься как источник науки и искусства». Было бы интересно.

*** Грусть это не тоска и тем более не уныние. Это не смертный грех. Наоборот, смертным грехом пахнет оптимизм. В восьми случаях из десяти можно подозревать, что оптимист украл что-то, или избежал наказания, или придумал какую-то хитрую пакость. Оптимизмом дышит гимн Люфтваффе, тот самый, где «вместо сердца — пламенный мотор». Наоборот, все влюблённые, то есть те, кто не хочет смотреть на мир сверху вниз и сбрасывать бомбы, грустят. Влюблённые, конечно, пляшут под дождём, скачут через заборы, ночуют под окнами. Но ещё они непременно грустят. Грустит весенним вечером девушка, ощущая себя пустой и бесполезной. Соловей щебечет, черёмуха с акацией дурманят ум роскошью запахов, а она грустит. Она чувствует, что когда-то родит новую жизнь. Но когда, когда? И как это будет? И где тот, кому можно склонить голову на плечо? И вот природа расцветает и веселится, а человек, тот, ради кого сотворена природа, грустит и томится. Грустит и томится юноша. Кровь в его венах — что кипяток в батареях. Но зачем он здесь? И почему Луна такая близкая, но рукой её не достать? Юноша тоже чувствует, что какая-то девушка должна родить новую жизнь. Но он не знает, какая именно, и не понимает ещё до конца, при чём тут он. А природа продолжает свою хамскую весеннюю радость. Это всё равно, как если бы царь во дворце грустил, а вся челядь, все пажи, все стражники и поварята были безумно счастливы. *** Раньше думали, что человек велик потому, что сумел делать самолёты. Теперь такую глупость может повторить только человек с врождённым психическим дефектом. Человек велик потому, что ему всего мира мало. А раз ему его мало, раз не для этого мира только создан человек, то ему остаётся утешаться стихами и песнями. Человек велик потому, что он грустит о рае и поёт песни. А самолёты нынче и беспилотные есть. Они компьютерами управляются. Но никакой компьютер не споёт «Не для меня придёт весна», и никакой компьютер, услышав песню, не прослезится. Физику понимают не все. Не все могут разобрать и собрать автомат Калашникова. Не все могут плавать под водой с аквалангом. Но влюблялись все, и грустили все. Значит, это и есть отличительная черта существа человеческого. И само человечество есть великая семья существ, потерявших рай, грустящих по этому поводу и не понимающих причин своей грусти.

*** Грусть — это смутная память и не менее смутное предчувствие. Это — бездна, раскрывшаяся в душе и ничем, кроме Бога, не могущая наполниться. О душа, грустящая об утраченном блаженстве! С кем мне сравнить тебя? Сравню тебя с царевной Несмеяной. Почему бы нет? Будем говорить о великом на детском языке. Не будем бояться приоткрывать завесу над тайнами при помощи шуток и прибауток. Будем вести себя как шуты, то есть как самые грустные на свете люди, которые кажутся всем самыми весёлыми. Царевна Несмеяна плакала во дворце. Сложность была в том, что ей самой была неизвестна причина плача. «Диагноза нет — лечить нельзя», — говорили немецкие доктора. А царевна всё плакала и плакала, так что под её троном вздулся паркет, а в углах девичьей стала отсыревать штукатурка. Царь-отец был человек прогрессивный. Он верил в силу таблеток и мечтал о межпланетных странствиях. «Смотри, доченька. Я тебе новую мобилку купил. В ней три гигабайта памяти». А она ещё пуще слезами заливается. «Пойдём, доченька, ко мне в палаты. Посмотрим новый фильм Стивена Спилберга». А она ещё сильнее воет, и слёзы текут без всякого намёка на исчерпаемость ресурса. Дальше эта сказка по-разному сказывается. Но главная линия — везде одна и та же. Всё новомодное, всё блестящее, дорогое, заморское усиливало неразгаданные страдания царевны. Так она и убила бы себя страданием, так бы и потеряла зрение от слёз, если бы не любовь к человеку, которого, по причине обычности и невзрачности, никто и замечать не хотел. Он её развеселил, он её утешил, он ей слёзки вытер и к жизни вернул. Он стал ей другом и мужем навсегда. Это, друзья мои, образ Христа, проникший в сказку. Это намёк на Христа, Которого не видят те, кто от повседневной мишуры ослеп, и Которого по причине Его простоты и смирения не принимают всерьёз мудрецы века сего. Ну а плачущая царевна, вестимо, это — душа наша, которая ревёт безутешно и страдает, якобы беспричинно, пока Небесный Жених в простой одежде не посмотрит на неё мудро и ласково. Вот оно как.

Протоиерей Андрей Ткачев
10 марта 2018

Люди болеют и очень серьезно
Время пришло ? Нет.
Так сказать невозможно
Странно молчать. Надо в колокол бить

Помнить о близких. О себе не забыть.
Не сдаваться, не надо. Никого не винить
Надо думать, бороться, надо верить, любить
Надо помнить, что жизнь – это уникум Бога
Торопиться не надо. Впереди есть дорога.

Встань! Возьми себя в руки! Не до слабости нам
И проиди до конца по горам, по волнам
Все исполни свое , выбрось мысли в огонь
Самый нежный цветок возьми в руки, в ладонь

Утром ранним проснись. Сделай вдох, улыбнись
Жизнь – вода. Набери , проглоти. Прикоснись –
И почувствуй себя. Помолись, поклонись и вернись
Здесь ошибки не будет . Здесь будет лишь жизнь…

*** 

И пусть порадуется человек
Он много видел на веку, но век
Короток. Жизнь берет разбег
И вот уж 80. И на уме ковчег.

Он думает и удивляется,
Как быстро бегал ,обгоняя
Воспоминаньям улыбается
Всему. От края и до края

Но как бежит с какого то момента
Жизнь.Не знал он прежде. Отрезок
Времени становится фрагментом,
Панно незабываемым из фресок.

Пусть в этих фресках  музыка, стихи.
Штрихи любви земнои, грехи
Ошибки, радости , волненья
Пусть не окажутся в руках забвенья

Пусть мало, но душам несут успокоенье
И вместе с ним глубокое прозренье
Подарят трепет, изумленье. И просветление.
Да. И просветление.

апрель 2018               

Отправилась в долгое плавание среди тех, от кого  надо было бежать с закрытыми глазами.  Я и не поняла совсем, что началась самая настоящая Школа.  Сбежать ? Но это уже случалось.  Что  если повторение приидет во второи, в третии и т д раз ?  Тем не менее попытки были. Побег пресекался, обстоятельства окружали  всерьез.  И все таки - зачем  так долго оставалась на этом Корабле ? Зачем для меня  тотальные ограничения ? В голове не было даже вопросов. Какая уж тут зрелость для ситуации. Не было такого. Было много переживаемого, но только  не решаемого. Оказывается в Школе применяется много  разных методик. Одни проходят обучение  теорией, другие - практикой. Третьи тем и другим. Мои Путь выбрался сам собой. В соответствии с возникающими проблемами. По ходу дела .Тем временем Корабль шел и шел без остановок. Берега проплывали мимо, острова тоже. На этом Корабле не было выхода. Только вход. Видимо поэтому на долгие годы забыла , будто, о друзьях. А они были.  Жизнь на Корабле создавала  цепочку повторяющихся событий, одного и того же бесконечное количество раз. В повседневной суете  не приходило в голову , что можно и нужно сопротивляться.  Суета - это инструмент мощный. Затягивает и создается впечатление, что все дела крайне необходимы. Ошибка. Можно бросить все и просто подумать. Что происходит ? Стоит ли ставить крест , приносить в жертву , мучительно ждать завершения, избавления.... Но вот однажды  Корабль все таки  наскочил на подводные рифы.... Кто знает - что могло произоити дальше, не случись  Кораблекрушения ?  Тем не менее, выход  образовался. Путем естественно/неестественным. Часы жизни показывали "время позднее". И Событие избавительным назвать трудно. Скорее одни события, испытания, задания  заменялись другими... Часы  тикают, стрелки идут не назад, а вперед.   Стало понятно, что Остановка будет только в одном случае. Этот Случай имеет название - Глобальный Переход. Так вот. Корабль потерпел крушение. Он выполнил  свою Работу. И как говорит Тренер : "Переходим к следующему  этапу".  Вспоминается фраза, что если  дружба длится более 7 лет, то скорее всего она навсегда. Можно по разному играть со Смыслом  этого высказывания. Я приняла прочитанное, переложила на жизнь и все получилось. Согласилась с тем, что на долгие годы ушли из поля  нашего зрения и я , и мои друзья . Зато в какой то момент  одна единственная Клавиша  издала звук и на него  пришли. Пришли те, кто   четыре года  каждое утро  присылали Улыбки и Пожелания, а по вечерам открывали Закат , ночную перспективу с мыслями и снами.  Еще один важный вывод - все необходимое приходит вовремя.

15.03.2018

"Чувственность… до предела,
Нежность судьбой не растрачена,
Под взглядом… как под прицелом,
Женщина… возраста царственного.

Мудрость в согласии с легкостью
Тело… в ладу с желаньями…
Мысли частенько с колкостью,
Поступки… без оправдания.

Зрелость к лицу ей грешнице,
Опыт ошибок сладостных…
Вверх по серебряной лестнице,
Каблучками чеканит радостно…

Дотянуться бывает немыслимо,
Осуждать, наверно, безнравственно,
Она выбрала право быть лучшею…
Женщина… возраста царственного."

Галина Ахматова
***
Актриса. Спектакля нет, погасли свечи
Пора. И сторож в дверь стучит
Ждет спальня, ванная и встреча
Печально как то и знобит

Я про спектакль забыть не в силах
Он до сих пор во мне звучит
Мне холодно. Вдруг изменилась
Как то остыла. День прожит.

Откуда перемен нелепость
Иду обочиной домой
А за спиной осталась крепость
И думаю : Чьею рукой ?

Построен ревностно заслон
Из слов изящных и порочных
Про грех и чувственность Платона
Из категории заочных…

Одно лишь хорошо теперь
Для всех была открыта дверь
Теперь она из створок двух:
Для "молодых" и для "старух"

Одни для сцены хороши
И с ними можно жить шутя
Другие лучше «прочь с души»
Пусть смоет дождь, пусть улетят
 
21.03.2018

Каникулы детства )

Нас много тех кто места эти любят,
Кто дремавшие чувства разбудят
Кто напомнят о предках, о детстве
О весенних садах «королевских»

Мы прожили кто много, кто мало
Знаем точно нигде не звучало
Как в станичные теплые  ночи,
В парке музыкой нежной Начало

Только вспомнишь и все оживает
Всеми красками память играет
Всех станичная наша радость
Там стирается жизни усталость

12.07.2019 Дядьковская
*** Романтическое и не таковое прошлое. Зато самое любимое... Ты такие классные приветствия шлешь) Там про рыбку есть ... Я вспомнила. Однажды... Ночь после жаркого дня. Окна открыты. Ветерок, шелест листьев. Спим все, утомленные солнцем. И вдруг - голос. Мужскои.  В окно лезет таз и в нем шуршат... Крабы. Спасибо Леше - соседу. Кстати - казак !  Потом раков варили , потом ждали утра, потом долго ели ))))

 «В прошлое надо закрыть Двери! И больше туда не Возвращаться! Ведь, Вас там уже Больше НЕТ!» Это так.…нет и не будет. Прошлое перешло в настоящее. Настоящее строит будущее. Все триедино. А еще говорят, Прошлое идет нам навстречу. Прошлое – это Весна. Начало, рождение, трепет, открытия, жажда жизни, нежность, дыхание чувств, прикосновения, слезы и радость, поражения и победы, разочарования и достижения, воспоминания….- опыт несравнимый ни с чем. Причем, это богатство, клад есть у каждого. Только надо прислушаться, окунуться в прошлое и ты получаешь исцеление. Только в себе и только в своем. Отказываюсь терять, вычеркивать, забывать. Каждого оставляю на своем месте в моей памяти, в моем "архиве"  Небольшая частичка выпадет - теряется полная композиция. Аромат , его шлейф  от волнении, участия , борьбы - все остается  с нами. События из прошлого ( весеннего ) рождают новые темы. В любом контексте говорят о Прошлом. И если случается, что жизнь Весны проходит через потерю близких и родных, через войны, болезни ,через расставания , через горечь и унижения, плен и отчаяние, насилие , цинизм и жестокость, предательство и равнодушие, то Весна ( время жизни, время года ) открывает анфиладу , как дорогу Жизни. Открывается дверь за дверью, будто незримо протянутая рука ведет и выводит безошибочно единственно правильной дорогой. Та Жизнь, что кроется в Весне безгранична. В ней заключены Потоки и Источники, которыми полнится все живое. Можно об этом помнить, можно забыть, но это так ! Оно есть и оно работает! Иначе не было бы жизни.

*** Исход: Цари и Боги
— Что для тебя счастье?
— Ты.
— Что для тебя главное в жизни?
— Ты.
— Когда ты меня покинешь?
— Никогда.
***

Что жизнь ? Театр абсурда ?
"Прекрасное" лишь на мгновенье 
Фантазия, сюжет для драматурга?
Иль мимолетное прикосновение ?

Что с нею входит к нам ?
Дар виденья особого и Красота 
Вот «утренний дают бальзам»
Вот вечер. Мы ворчим по пустякам.

И сколько раз «бальзам» вливают 
Чрез пожеланья присылают
Пример приятный - день рождения
И называют это – поздравлением

Еще название одно – перезагрузка
Меняются программы , мы растем
Иль падаем. Словом одним – живем
Идем по одному или вдвоем

Что за программу получаем и какую
Никто ни коим образом не виноват
Сам заработал на «любовь земную»
Дороги не было,не будет, нет назад

***
Зоя Боровик:
"Есть тёплые люди, как летнее Солнце.
Как ласковый ветер, как моря прилив.
Они согревают до самого донца,
И слово их лечит, как нежный мотив.

Есть тёплые люди, как руки родные,
Как свет из любимого в детстве окна.
Они успокоят в минуты лихие,
Поддержат и скажут, что ты им нужна.

Дай Бог, Вам здоровья, хорошие люди!
В ответ посылаю свою теплоту.
Пусть светом наполнена жизнь ваша будет,
За то, что приносите в мир доброту "

( прислали мне, а я - вам ) 
16.04.2018
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;
...Что из того, что ты уже любила,
Кому-то, вспыхнув, отворяла дверь.
Все это до меня когда-то было,
Когда-то было в прошлом, не теперь.

Мы словно жизнью зажили второю,
Вторым дыханьем, песнею второй.
Ты счастлива, тебе светло со мною,
Как мне тепло и радостно с тобой.

Но почему же все-таки бывает,
Что незаметно, изредка, тайком
Вдруг словно тень на сердце набегает
И остро-остро колет холодком...

О нет, я превосходно понимаю,
Что ты со мною встретилась, любя.
И все-таки я где-то ощущаю,
Что, может быть, порою открываю

То, что уже открыто для тебя.
То вдруг умело галстук мне завяжешь,
Уверенной ли шуткой рассмешишь.
Намеком ли без слов о чем-то скажешь

Иль кулинарным чудом удивишь.
Да, это мне и дорого и мило,
И все-таки покажется порой,
Что все это уже, наверно, было,

Почти вот так же, только не со мной,
А как душа порой кричать готова,
Когда в минуту ласки, как во сне,
Ты вдруг шепнешь мне трепетное слово,

Которое лишь мне, быть может, ново,
Но прежде было сказано не мне.
Вот так же точно, может быть, порою
Нет-нет и твой вдруг потемнеет взгляд,

Хоть ясно, что и я перед тобою
Ни в чем былом отнюдь не виноват.
Когда любовь врывается вторая
В наш мир, горя, кружа и торопя,

Мы в ней не только радость открываем,
Мы все-таки в ней что-то повторяем,
Порой скрывая это от себя.
И даже говорим себе нередко,

Что первая была не так сильна,
И зелена, как тоненькая ветка,
И чуть наивна, и чуть-чуть смешна.
И целый век себе не признаемся,

Что, повстречавшись с новою, другой,
Какой-то частью все же остаемся
С ней, самой первой, чистой и смешной!
Двух равных песен в мире не бывает,

И сколько б звезд ни поманило вновь,
Но лишь одна волшебством обладает.
И, как ни хороша порой вторая,
Все ж берегите первую любовь!
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; Э . Асадов .

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий
***
Эти и еще много много других стихов нам знакомы со школы. К тому же, теперь можно отметить, что они во многом и про нас.

***

   Красоты разными бывают. Лучше кубанских могут быть только кубанские. На этих просторах все начиналось. И до сих пор все живо.Открытое небо, пшеничные поля, огромные ночные звезды, а рядом - высокие горы, водопады, ласковые морские волны, ветры от земли до небес несущие свою силу ....)))) Мы становимся старше , все дорогое и значимое оставляем позади, идем вперед . Мы не знаем - что нас ждет. Но несем в себе  очень мощное тепло, подаренное нам в детстве. И этим теплом вольно или невольно делимся . "... не может человек удержать того, что чувствует..."

ОШО :
"Вы когда-нибудь видели, как приходит ночь? Очень немногие люди осознают даже те вещи, которые случаются каждый день. Вы когда-нибудь видели, как наступает вечер? Полночь и ее песня? Рассвет и его красота? Мы ведем себя почти как слепые. В таком прекрасном мире мы живем в маленьких лужицах своих собственных несчастий. Это так привычно, что даже если кто-нибудь хочет вас вытащить, вы сопротивляетесь. Вы не хотите, чтобы вас вытащили из ваших несчастий, вашего страдания. Вокруг столько радости! Вам нужно только осознать это и стать участником, а не зрителем. Философия — это рассуждение, Дзен — это участие. Участвуйте в уходящей ночи, участвуйте в приходящем вечере, участвуйте в звездах и облаках, сделайте участие вашим жизненным стилем и все ваше существование станет такой радостью, таким экстазом! Вы не могли бы и мечтать о лучшем мире".
***
Мы с одноклассницею загорелой
Учили алгебру и ели спелый
Крыжовник бурый в подъезде влажном,
И я молчал тогда о самом важном.

А капли били по карнизам дома,
И был учебник «УЧПЕДГИЗа» новый.
И мы не знали, что жизнь промчится
И эта алгебра не пригодится

Где-то на затерянном острове,
Где лето прячет мокрых стрекоз в траве,
И впереди бесконечная
Жизнь неосознанно вечная.

И пахли волосы дождем и солнцем,
И мы прозрачны были с ней до донца.
Не прибавлялось серьезных знаний
От грома дальнего и плеч касаний.

А красный галстук шел ей даже дома.
Ее отец был секретарь райкома,
Но разве мог он распорядиться,
Чтоб мы друг другу прекратили сниться?

Где-то на затерянном острове,
Где лето прячет мокрых стрекоз в траве,
И впереди бесконечная
Жизнь неосознанно вечная.

На пляже люди весело визжали,
И в этот день они переезжали,
А я был в лагерь тогда отправлен,
И на две смены был весь мир отравлен.

И я вернулся в город, как в пустыню,
И ждал зимы, надеясь, что простыну,
Чтоб объявили для всех печально
Потом по радио официально

Что где-то на затерянном острове,
Где лето прячет мокрых стрекоз в траве,
Но впереди бесконечная
Жизнь неосознанно вечная.

Но, слава Богу, все остались живы,
А то, что мир порой бывает лживым,
Нам стало ясно, и только грустно,
Что все молчали письменно и устно.

И мы не виделись потом ни разу,
И победил, конечно, светлый разум.
Мы с этой жизнью всегда справлялись,
Но где бы ни были, опять встречались

Где-то на затерянном острове,
Где лето прячет мокрых стрекоз в траве,
И впереди бесконечная
Жизнь неосознанно вечная.

 (Автор неизвестен. Но его рассказ из нашей жизни)

***
«И поезд мчит в сибирские морозы» …
Памяти мгновения, ее вспышки, слезы
Открылся взгляд на прозу от рождения
С которого и началось жизни хождение

Холода, морозы отменил январь весенний
В ожиданьи благоуханий, запахов сирени
Теплый Юг встречал, мои меняя ощущения
На новый вкус взросления, чувств, цветения

Акации. В ней соловей насвистывал ночами
Гроздья душистые с ума сводили юных
Весной дожди ,что омывали теплыми губами
Ливней. Забывалось время в пору безумных

Интеллект, кокетство отдыхают. Не архаичны
Любовь и Красота. Еще есть боль, голод ,смерть
Испытания. Над этим не посмеешься, не комично
Оно живет и полнит космическую нашу твердь

Интересов и открытых окон полно, как звезд
Путешествия отныне стали пунктами от А до Б
Не осознанно, почти по детски, не меняя гнезд
С восторгом множились картинки радости в судьбе

А она была щедра ). Иногда порочною, гневливой
Не нам судить – правдивою иль несправедливой
Но точно насыщенной, не скучной и оперативной
Противною казалась, безудержной, активной…
 
Ялта, Евпатория, Феодосия, Судак, Херсон, Одесса
Сочи, Хоста, Абхазия, есть пальмы, эвкалипты и нет леса
Есть море, солнце, камни, песок, закаты и восходы
Где монастыри и путешествия, где горы, пароходы

Краснодар, Москва, Новороссийск и Ленинград
Анапа, Геленджик, Чуфут-Кале, Бахчисарай, музеи
Царицыно, Коломна,Третьяковка и Нескучный сад
Эрмитаж, сады и парки Петергофа, страны , юбилеи

Варна, Румыния , Велико Тырново, Несебр,София
Золото Песков, Варшава, Краков и Кремли России
Шемардино, Шевардинский редут, Старцев Молитвы
Где в 1812 был бой. Пролог всей Бородинской битвы

Земля, что по соседству с Иорданией, Иерусалим
Куда идем незрелыми и зрелыми, без подготовки
Потому, что там Пустыня, Море Мертвое , грешим
Там же Оазис, дветысячилетний кладезь. Окантовка

Мыслей на века. Стали современники свидетелями
Предки очами видели, держали мечь в руках, окову
Брачную супружества имели Владели добродетелями.
Святомудростью, силою победы. Это положено в основу

Богат материал. Мала моя история, но все таки довольно
Про Время, Жизнь, События, Трофеи. Выбор вольный
Что с этим? Что Высшие хотели мне, показав, сказать
Увидеть, как Париж и умереть, или понять и передать…

08.05.2021
P S.   
 Я предпочту подумать и понять, рассказом передать
Семь дюжин красоты. Она нужна, пусть в сердце каждого
Войдет теплом. Красотой, что мир спасает, помолчать...


Рецензии