Вы тоже не были в Риме?
- Так вы не были в Риме? - наш профессор всплеснул руками и нервной походкой направился обратно к кафедре. Мы сидели на лекции по Южному Возрождению (а Северное я не очень люблю), в любимчиках у профессора был Вазари, которого он знал чуть ли не наизусть, а мы даже не были в Риме.
Я медленно опускала голову, - как и остальные девчата, не побывавшие там, - чувствуя, еще немного, и провалюсь от стыда в тартарары или скорее в какой-нибудь последний круг ада, как и описывал красочно Данте.
На ближайших каникулах, я конечно, отправилась в Рим (и, соответственно, в Ватикан) через Верону, Пизу, Флоренцию и на обратном пути заехав в Венецию, - потому как никогда не знаешь, чего в следующем семестре спросит профессор и на какой теме всплеснет руками.
Своего рода “золотое кольцо”, но по Италии. Впечатлений море, туристов тьма, голова не успевает переваривать. В общем, голопом по Европам, но побывала в Риме.
* * *
В следующем семестре другой профессор выставил нам текст на экране на итальянском языке и сказал: переводите.
Ага, сейчас… Где там были наши тартарары? Молчание в зале.
- Вы, что, по-итальянски не читаете?
- Ну, мы как бы читаем, но не переводим…
- У вас же был латинский! - значит, знаете итальянский…
Действительно, искусствоведов не допускали до экзаменов, если у них не было латины.
В общем, мы уже знали, чем заняться на следующих каникулах.
* * *
А на лекции по древнеримской истории профессор нам сказал, цитаты в работе должны быть на латинском языке, а на немецком он их не потерпит. А в списке использованной литературы должны быть несколько источников на иностранных языках.
Я думала, мой мозг сам себя съест, пока писала реферат…
А потом был другой реферат, - к лекции по истории архитектуры, - я пришла к доценту обсудить тему, он с моей темой согласился, при условии, если я буду сидеть в архивах и сама копать. То есть, нужно было отправиться в Дорнах, - вот тебе задание на следующие каникулы.
Но до Швейцарии я уже не доехала, потому как нам ввели плату за обучение и начались массовые демонстрации протеста*.
А если мы будем платить за обучение, на какие деньги ездить по Римам, Ватиканам и Парижам, а также по Мадридам, Венам и Санкт-Петербургам?
*Эту историю с платным обучением через несколько лет замяли. Но на самом деле обучение никогда не бывает бесплатным.
Гаудеамус игитур
В общем, мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, и мне было понятно посмеивание русских студентов над нами: как так можно учиться гуманитарию по 6 - 8 лет.
Ну, некоторые не торопились выпускаться, потому что ведь это так интересно - учиться…
Да и сама система magister studium располагала к долгой учебе, после нас ее заменили в ходе реформы высшего образования на бэчелор и мастер.
Магистер означал обучению нескольким специальностям, у меня их было три в трех разных институтах в разных концах города и в каждом институте свое расписание.
Трудно было из трех расписаний сделать себе одно и везде успеть.
Я помню, на одну лекцию по истории все время опаздывала, места в зале были заняты, когда приходила, места на подоконниках тоже. Приходилось сидеть на полу за стульями вместе с парнями, которые играли в игрушки, пока шла лекция. Когда до нас доходил лист - отметиться о присутствии, - они расписывались, а потом на корячках вместе с ноутом выползали из зала, так, чтоб профессор не увидел.
Не всегда хватало мест и на семинарах, нужно было записываться заранее, вставать в очередь и ждать семестр, чтоб получить место. Помимо этого я еще ходила в другие институты на лекции, которые меня интересовали. Наш профессор по истории архитектуры сказал, он сразу после гимназии уехал учиться в Париж, потому что именно там мог реализовать свое научное любопытство.
Разрывались не только мы, одна профессорша по литературе исчезала из зала за 15 минут до конца лекции, потому что ей нужно было в Кельн на другую лекцию, вот так она и телепалась между двумя городами весь семестр.
Наши профессора тогда еще были старой закалки, с благородной осанкой в старинных пиджаках, свято верившие в науку и отдавшие ей жизни, и от студентов они требовали того же. Это был своеобразный вызов - их высокие требования, а кто принимал их вызов, становился только сильнее. Они не только давали знания, но и формировали личность, и вокруг них царила особая атмосфера.
Сегодняшний бэчелор и мастер структурировал учебу и многое упростил, чудаковатые профессора куда-то исчезли, а с ними и целая эпоха. Университет все больше напоминает фабрику по производству специалистов и с каждым годом становится все виртуальнее и дистанционнее))))
https://www.youtube.com/watch?v=0Aq2hXcpkiI&t=156s
Свидетельство о публикации №124021908093