Страшный суд
- Иосиф Бродский
СТРАШНЫЙ СУД МИКЕЛАНДЖЕЛО
Если бы люди знали, как тяжело мне было научиться моему мастерству, оно не показалось бы им таким так уж прекрасным.
— Микеланджело Буонарроти
Капеллы нет боле известной
И лучшей нет, где мысли взлёт!
Творил там гений. Ему место
Нашлось, где Страшный Суд идёт.
Вторым пришествием Христа
Явилась тема этой фрески.
Судьба там каждого ясна -
По Данте все оценки резки.
Художник там изобразил
Не только Библии сказание,
Он там людей изобразил
Для тех, кто знал, - на узнавание!
Христос - он больше Аполлон -
Титан, не мученик похоже.
Такому греки на поклон
За тысячу лет молились тоже.
Судья - Христос! Он списан был
С лица Томаззо Кавальери -
Учеником любимым слыл...
Другие может не посмели б. (1)
А рядом мать его стоит,
Не может видеть наказаний.
Его поклонницы в ней лик -
Аристократки всей Италии (2)
Внизу святой Варфоломей
Он держит кожу, что содрали -
А это критик и злодей -
В нём Аретино узнавали (3)
Та кожа содрана живьём -
В нём Микеланджело узнали?
Так мастер чувствовал приём
Всех критиков. - Они содрали.
Там справа Пётр святой стоит
Ключи от церкви возвращает -
Узнайте - это Павел Три -
Фарнези, если кто не знает. (4)
Внизу встаёт из под земли
Монах - недавний "аятолла".
В то время все узнать могли,
Не кто иной - Сованорола! (5)
Ругали фреску все, кто мог!
Смущала нагота людская…
Сейчас сокровище! Итог
История правильно решает!
(1) По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.
(2) Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» в лице Девы Марии изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.
(3) При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.
(4) Павел III (лат. Paulus PP III; в миру Алессандро Фарнезе, итал. Alessandro Farnese; 29 февраля 1468 — 10 ноября 1549) — Папа Римский с 13 октября1534 года по 10 ноября 1549 года.
(5) Джироламо Сованорола, религиозный проповедник итальянского происхождения.
Джироламо Савонарола, http://stihi.ru/2019/04/24/8128
Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Сованоролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.
ШТАНОПИСЕЦ
У Микеланджело фигуры
Всегда везде обнажены.
Как греки он ценил натуру,
Но ведь вокруг его ханжи.
Один из пап, как инквизитор,
Не мог бесстыдства допустить -
Пусть Страшный Суд, душа раскрыта,
Но тело надо бы прикрыть.
Особенно святым негоже
Стоять в чём мама родила,
Чтоб видел их Иисус (О Боже!)
"Закрой чем хочешь!”, все дела.
Художник был известен нравом
И папу вежливо послал…
Но да Вольтера, как ни странно
Всё кое где подрисовал. (1)
Там складочка, а там листочек
Всё аккуратно, но беда
Увидел две фигуры “в позе”
Весьма двусмысленной тогда.
Святые Влас, Екатерина
В любовный метятся экстаз…
Вот им одежда! Вот картина!
Так обошлось на этот раз.
За это славный живописец
И благодарность получил
И звание: “Папский штанописец”
Таким его запомнил мир.
(1) Даниеле да Вольтерра был учеником Микеланджело и вошёл в историю как ”Il Braghettone`, что означает “штанописец” или “исподошник”.
(2) На иллюстрации “полностью одеты” Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, http://stihi.ru/2018/11/10/110
ЗА ВСЁ ОТВЕЧАЮТ ЛИЧНО
Война превращает в диких зверей людей, рождённых, чтобы жить братьями.
- Вольтер
Толпе всегда нужна идея,
Неважно, правда или ложь.
Ей нужен вождь, за ним все блея
Пойдут и в пропасть, и под нож.
Идеи истинность не важно,
Звучать должна лишь хорошо.
Гипноз, психоз… в толпе не страшно -
Найти виновных не дано.
Когда лишь за себя в ответе,
Тогда и истина нужна,
Чтоб жить по совести, в совете
И детям посмотреть в глаза.
На суд последний беспристрастный
Приходят лично, не толпой.
На том суде всё станет ясно -
Не всё оправдано войной.
СУДИМЫ ПО ДЕЛАМ
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
- Мф 7:1,2
Для тех, кто верит, те согласны -
"Судимы будем по делам,"
Все пожелания - напрасны,
Лишь дело, что свершил ты сам.
То, что хотел, намеревался,
Надеялся - в счёт не берём.
Что на словах ты лишь пытался
Не увеличит ваш заём.
Коль по делам идёт расплата
И лишь по ним есть приговор
Возможно ль оценить когда-то
И на судью направить взор.
Его дела нам всем известны
Их множество, но среди них
Потоп всемирный, а не местный
Под общий коллективный крик.
Детей невинных и младенцев,
Животных всех - один удел.
Не знаю иль спросить уместно:
За что им этот беспредел?
В Синае древние пророки
Вступали с Ним порою в спор.
Такие странные уроки
Судить по делу - приговор.
СУД ОСИРИСА
Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.
- Альбер Камю
Цивилизацией древнейшей
Египет был и неспроста -
Впервые там у всех умерших
Была бессмертная душа.
Были законы и запреты,
Что можно ими что нельзя.
И пред Осирисом ответы
Держать. Он грозный судия.
Отчёт умершего - основа:
Как жил, что делал, где грешил.
Ругал отца иль фараона,
Иль воровал, иль много пил.
Прелюбодействовал быть может,
А может трусил или лгал.
Никто судье солгать не может
Как жил, что думал, кем ты стал.
Затем идёт научный опыт:
Кладётся сердце на весы
А мерой веса нет другого,
Там страуса перо лежит.
И если сердце перевесит
Под тяжестью грехов своих,
Там «пожиратель» есть на месте
И сердце слопает он в миг.
На бегемота он похожий,
Так начинается путь в ад...
На сердце вашем тяжесть тоже?
Осирис будет очень рад.
СЛЕПА БОГИНЯ ПРАВОСУДИЯ
Ради чувства собственной невиновности, ради чувства своей правоты, люди врут сами себе и верят в собственную ложь.
- В. Катаев
Должны судить по древним меркам,
Предположения, где всегда
Все невиновны пред законом -
Без доказательств - нет суда.
Слепа богиня правосудия,
А может даже глуховата,
Ее рукой вершились судьбы
Не тех, не только виноватых.
Как много их кто пострадали
Невинно. Это не исправить.
А кто судил их важно, чинно -
Вздохнуть их даже не заставить.
Но в той стране в далеком детстве
Я помню, что слезам не веря,
Родные Органы без сердца
Ходили ночью, как на зверя.
И никогда не ошибались
Без угрызений и сомнений
Призы, медали получали
Посадки планов выполнения.
Слепа Фемида, а напрасно
Очки надеть ей в наказание
Увидеть кто судил так праздно...
От Правосудия лишь название.
СУДНЫЙ ДЕНЬ
Судный Лень в еврейской религии - Йом-Киппур - «День искупления», «Судный день») — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния.
Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
Когда приходит “Судный День*
Мне судьбы видятся иные:
Их осудили на смерть всех -
Виновных в том, что лишь другие.
Услышал как-то я сравнение
И поразился правоте:
"Еврей - он вроде канарейки,
Живущей в шахте, в темноте.
Она живет, пока живется,
Но газ проник под шахты свод -
Ей первой умереть придется,
Ну а затем - другой народ".
Наверное не зря нашивки
Звезды Давида на груди
Как канарейки в клетке бились
И знали - вряд ли им уйти.
И канарейкой задохнулись
Вдохнув "циклона" едкий смрад...
Мои родные не вернулись...
Но тем другим настал закат.
Все те, историю кто знает
Те согласятся - да, правы.
Все, кто евреев изгоняет
От них остались лишь следы.
Следы былой и бурной славы,
Следы побед, былых границ.
Не слышен медный гром литавры,
Не виден блеск их колесниц.
От них остались лишь предания
В Завете Ветхом об одних,
В учебниках, несущих знания,
В былинах, сказках о других.
А есть которые не знают,
Что их конец уж за углом,
Былым величием бряцают,
И восхваляют свой дурдом.
Но Судный День придет для всех,
Для нас, для них. Без веры, с верой,
И чьи-то слезы, чей-то грех
Судья оценит полной мерой.
ВСТАТЬ! СУД ИДЁТ
Жизнь как вода, вел я всегда
Жизнь бесшабашную.
Все ерунда, кроме суда
Самого страшного.
- Владимир Высоцкий
- “Встать, Суд идет”!
Вот судный день,
Для нас он раз в году бывает,
На нас Его ложится тень,
О том как жить напоминает.
Как прожит год, кого обидел,
Нарочно или невзначай -
Но так, чтоб это каждый видел,
Проси прощения, вспоминай.
Нам нужно вспомнить каждый грех,
Просить прощения и молиться,
За каждый шаг, где оступился,
Чтоб Он простил тебя и всех.
Учили нас, нет - в нас вбивали,
Что все и все вокруг до нас
Вдохнули опиума газ,
А мы дурмана избежали.
Теперь, когда нашла наука,
Что взрыв большой создал весь свет,
А в Торе тот же был завет,
И может Суд - такая же штука.
И говорят, что в этот день
Бог Книгу Жизни открывает
И изучить нас всех не лень,
И в “быть-не-быть” игру играет.
Народом Книги нас зовут,
И в Книгу смотрит наш Всевышний.
Пришли мы все сейчас на Суд,
Решает Он:
“А кто здесь лишний”?
Блажен кто верует, им легче
Идти по жизни - прощены!
Тем, кто неверием отмечен,
Всю жизнь нести свой груз вины.
“О, не суди. Судим не будешь” –
Вот новой Библии завет.
Но мы судимы, верим в Суд мы,
В Суд Высший, выше него нет.
И в этот день, для нас единый,
Мы верим в то, что Он придет,
Что Он один, неповторимый.
- “Встать Суд идет”!
- “Встать Суд идет”!
ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ
В раскаянье своя закономерность: оно приходит с опозданием в вечность.
- Рэй Клуун
Наступит день на грани знаний -
День отпущения грехов,
День завершения покаяний
И день вердикта за весь год.
Как жил, кого и где обидел,
Что нарушал и как грешил,
Кого в сердцах ты ненавидел,
Ну а кого совсем забыл.
День этот Богу посвящённый -
Ни есть, ни пить. Прощать, просить,
Чтобы грехи тобой свершённы
Ты смог бы покаянием смыть.
День очищения, всепрощения,
А иногда: “Тот Самый День”,
Работать нет вам позволения -
Сегодня побеждает лень.
И даже те, кто без религии
Весь год живёт и не тужит,
Сегодня он иначе мыслит
И вспомнит кто он, хоть на миг.
Желаем всем родным и близким,
Друзьям на всех материках -
Хорошей записи в той Книге,
И чтобы лучший год настал.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ХРИСТИАН
Наказание — это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил.
- А. Мень
Изобретение христиан -
Прощение после раскаяния,
Священник, как посредник дан,
Всё рассказать ему с признанием.
А он назначит наказание -
Молитву, взнос или свечу,
И скажет: «не грешите далее,
А я от Бога всё прощу».
И успокоен грешник бывший -
Ведь спасена его душа,
Не сомневается, Всевышний
Считает - плата хороша.
Но то что грех свершил - осталось.
И изменить ничто нельзя.
А покаяние - это малость,
Самообман. Обман себя.
И мафиози, и бандит,
Кто убивал лишь по приказу,
Пусть по ночам спокойно спит,
Но нет прощения им ни разу.
У иудеев и индусов
Расплата за грехи - закон.
И ни молением, ни искусом
Не искупить. Вся жизнь на кон.
У грешника и поколений
Осталась карма иль судьба.
И Страшный Суд. В его решении
Расплата есть за все дела.
Есть вещи, что простить не может
Ни поп, ни царь, ни даже Бог.
И если грешника стыд гложет,
И если всё наоборот.
СУДЬЯМ
Гордитесь вы поступком каждым,
Иль может было что не так?
Надеюсь, что в делах всех важных
Не оступились вы никак.
И подлецов вы не встречали,
Не обходили стороной,
За правду вы горой стояли,
С врагами шли на смертный бой.
Что вам краснеть не приходилось
За слово брошено в сердцах,
Что вы друзей не подводили,
Со всеми были вы в ладах.
Что уважали своих предков,
Что мать вы слушали всегда,
Что дети вас душой и сердцем,
И чтоб раздоры - никогда.
И чтоб в семье все тихо-гладко,
Ну просто тишь и благодать...
Итак, гордитесь каждым шагом?
И лучшего не пожелать?
Ну что ж, теперь вам можно смело
Камнями забросать того,
Кто жил не так, как вам хотелось,
Ведь вы примером для него.
ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ - НАКАЗАНИЕ
Неужели Бог забыл обо всем, что я для него сделал?
- Людовик XIV
За преступление - наказание
Порядком было в древнем мире
Был "глаз за глаз" тогда указом
Записанным в Великой Книге.
Судей мудрее выбирали
Из тех кто пожил и жизнь знает
И миром иногда решали
Услышав всех, кто понимает.
Потом придумали присяжных,
Жюри и всяких адвокатов,
Законов много непонятных
И за услуги брали плату.
И кто в шелках - тот откупался
Ему сходило и убийство,
А кто в заплатах попадался
Тот отвечал за все насильства.
Так убирали неугодных -
Сократ судом был осуждённым,
Вошла и инквизиция в моду,
Ну а у нас решала "тройка".
Всегда боялись "политичных"
Намного больше "уголовных",
Последние давили личность
Ну а вот первые - основы.
Но шли на крест, костёр, на дыбу
Те, кто плевал на все законы
И те, кто правду выше жизни
Ценил, да и невинных много.
ЭПИЛОГ
Не тот поэт, слезой поливший
Бумаги лист вместо чернил,
А тот, кто душу оголивши
Себя к суду приговорил.
Суд посторонних и знакомых,
Суд безразличных и родных,
И тех, кто режет по живому,
И деликатно кто щадит.
Кто задаёт себе вопросы
Ответа на которых нет.
И чей ответ, как для доноса -
Смотри мол, что сказал поэт.
Свидетельство о публикации №124021906351