Лена и Море - памяти Елены Семёновой

= 1 =

Море - его ощущение, его вкус, его фактура - так и остались  - как фотоэпиграф, заставка, фон за портретом блогера Елены Семёновой в одной из популярных соцсетей... Поэт, эссеист, журналист... Перформативная, позитивная, задорная... Концертная!.. Однажды Лена попросила меня выступить на своём авторском вечере. Вечер был посвящён морю, её любимой стихии… Насколько помню, название общее было "В мире морском…". Но как раз в этот момент я никак не мог - должен был выступать как член жюри одного из литературных фестивалей совсем в другом районе Москвы… Конечно, я откликнулся и послал свой письменный отзыв на подборку Елены, который она зачитала на своём вечере… Общий позитивный настрой поэтики Елены даже подвигнул меня чуть похулиганить, поиграть с именем в завершение:

<< Тема моря избрана поэтом не просто так… Это знаковая тема для автора, восходящая, на мой взгляд, к теме поэтики телесности и конечно же к единству всего живого, которое объединяется морской стихией, это всегда разнообразие форм (как собственно и у автора), тут и песенность, и проза (точнее, стихотворения в прозе), тут и возвышение, и простой нарратив, и даже Интегральный стих, теорию которого я пытаюсь разрабатывать, и это всегда - яркая динамика, движение, это зыбкость, нюансы, малозаметные даже самому автору (я спрашивал Лену об этом!), это интуитивно - природно! - по-морскому! - проявленные в текстах нюансы - к тому же известно что состав крови, лимфа крови, подобна составу морской воды… откуда мы все и родились…

Цитирую стихи Елены Семёновой.

"Сцена, словно из итальянского синема.
Феллини там, или Антониони.
Я в белой тунике и серебристых сандалиях,
Загорелая, выхожу на пляж. (…)"

Или вот это -

"Я календарь перелистнула поздно,
На ветках покачнулись звёзды -
Соски дриад. (…)"

Или, например, вот какое колыхание волн, если просто взять сами слова в тему со сменой ударения:

вОлны - волнА
мОре - морЯ(А)

Округлость буквы О, её графическая цикличность, и открытость А, возможно, крик, как после удара волны, противопоставление 2-х ярких звуков, двух состояний, и это я замечаю в стихотворении "Ассоль" - одно из моих любимых у Елены Семёновой, название АссОль - А - О!.. И неожиданный подход к известной теме. А в рифмах ударное О настойчиво переходит в ударную А. Цитирую почти одни рифмы (выделено мною):

АССОЛЬ

Чайная ложка сОли,
Чайная ложка сОды,
… йОда -
… от бОли,
… эпизОды
… гОда.

Это синдром АссОли -
Женщин такой порОды
… мОда.
… и т.д. Но вот тут О переходит в А очень настойчиво -

В бухте залива сОнной
… канАты,
… сказАли,
… влюблё(О)нный
В море увёл фрегАты
С алыми парусАми.

И т.д.

Даже название вечера - хотя и банальное, в чём нет ничего криминального, - но оно таки избранное АВТОРОМ, поэтом - обратите внимание - это внутренняя рифма, кто не заметил, диссонансная, разноударная - "В мире морском…" Не буду дальше утомлять своими изысканиями, просто призываю ПРИслушаться к поэтике Елены Семёновой, к её стихам… насладиться ими… всем их разнообразием, всеми нюансами…Удачного вечера!..

И в завершение напрашивается риторический вопрос (если он ещё не звучал): Лена Семёнова, почему ты не МАРИНА Семёнова?..>>

(декабрь 2021)


= (1-а - интерлюдия) =

"Ассоль и Медузы"

(силлаботоника /VS/ интегральность)


АССОЛЬ

Чайная ложка соли,
Чайная ложка соды,
Несколько капель йода -
Станут средством от боли,
Впрочем, её эпизоды
Скроет громада года.

Это синдром Ассоли -
Женщин такой породы
Не принимает мода.
Пахнут аэрозоли,
Предполагаются роды,
Губы сводит свобода.

В бухте залива сонной
Ветер качнет канаты,
Нынче соседи сказали,
Что капитан влюблённый
В море увёл фрегаты
С алыми парусами.

Лишь за бортом кипела,
Ткнувшись о нос причала
Пена морского вала,
И, растворяясь, пела,
Между камней шипела
И тоску врачевала...


МЕДУЗЫ

Медузы были разные.
Одна, которую я взяла в руки,
Ощутимая и дрожащая,
Заполнила мои ладони, как студень,
Другая, повисшая в небе,
Предательски запрозрачневела,
И вскоре рассеялась…

На берегу Лисьей бухты был яркий
Солнечный день.


= 2 =

Теперь считаю уместным процитировать важные мысли поэта из личной переписки (23.12.2021), потому что ответ Елены Семёновой показателен и типичен именно в (интуитивной) работе поэта, в частности (и в особенности!) над формой Интегрального стиха (И-стиха). (см.скрин выше)

- Привет, Лена! вопрос - а вот ЭТО ["Медузы". - А.Б.] ты тоже [ранее были у меня вопросы к другим стихотворениям Елены. - А.Б.] сочиняла интуитивно, не думая о структуре, о форме, о рифме?.. и ещё вопрос - ты над ЗВУКОВОЙ аранжировкой думаешь? об аллитерациях и т.п. или тоже на интуиции всё? - неужели ПОТОМ не работаешь, не доводишь? не меняешь слова?.. согласна ли ты с этим стихо[творением] войти в Антологию И-стиха?.. и может, ещё найду у тебя... […]

- Саша, отвечаю! Этот текст я сочинила в 2003 году примерно, сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме. Просто пришёл образ двух медуз - в руке и в небе, и я поняла, что его нужно выразить именно так. Звуковую аранжировку я никогда не продумываю заранее, она выстраивается сама собой в процессе сочинения. Всё интуитивно. Конечно, я работаю над произведением, меняю слова, но ориентируясь не на какой-то образец, а на думалку и на слух. А иногда и думалка отключается. Совершенно не ожидала, что "Медузы" - это интегральный стих. Я вообще к этому стиху очень серьезно не относилась)) Я даже сейчас выкинула его при сокращении [книги, видимо. - А.Б.]. Но в принципе могу вернуть)) Разрешение опубликовать даю!

"…сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме…" …Вдруг вспомнилось, как в своё время Ирина Одоевцева воспроизводила слова молодого Осипа Мандельштама, когда Вячеслав Иванов "…очень хвалил мои стихи: "Прекрасно, прекрасно. Изумительная у Вас оркестровка ямбов, читайте ещё. Мне хочется послушать Ваши анапесты и амфибрахии", а я [Осип Мандельштам] смотрю на него выпучив глаза и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху и не задумывался над тем, ямбы это или что другое. Когда я сказал об этом Вячеславу Иванову, он мне не поверил". А я верю любому поэту, который отвечает на мой вопрос исследователя: "А как вы определяете для себя форму ЭТОГО стихотворения, которое вы написали?.." И далее читайте выше: "Саша, отвечаю…"

"…писал по слуху и не задумывался.." // "…не думая о структуре, о форме…"

И тогда я отвечаю поэтам, что знаю, что это за форма, могу объяснить, если интересно, но - в любом случае - приглашаю в Антологию Интегрального стиха. Такие - очень похожие друг на друга - диалоги были у меня с поэтами на протяжении нескольких лет (начиная с 2017 года, когда, после 31 года(!) раздумий, я сформулировал для себя понятие Интегрального стиха, но это уже другая история и другая тема).

То есть поэт интуитивно, неосознанно, но тем не менее чувствует эту объективную форму синтеза многих компонентов, из которых состоит форма Интегрального стиха (И-стиха), поэт в ЭТОМ стихотворении интуитивно хочет достичь новой гармонии частей, составляющих стих, скроить некую ткань / текстуру / textus, да так, чтобы не было видно "швов", чтобы мысль, звук, музыка вместе с компонентами собственно формы стиха переплелись в единую авторскую форму, будь то униформа, юбка (пусть даже шотландская), свитер, костюм, хитон и так далее, и так далее, из любого века и стиля - вот примерно такой мета-стиль, такая аналогия с кутюрье, возможно, поможет чутче ощутить полифоническую философию и пластичную форму И-стиха.

Итак, как формы презентации мысли стиха, так и "Медузы" у Елены Семёновой "…были разные…" в этом разном по всем своим компонентам стихотворении, преимущественно акцентном по метрике (И-доминанта). Формы остаются разными - формы выражения поэтом своих мыслей, эти инструменты в мастерской поэта… И пусть их будет больше, на выбор!.. И - да не затеряется среди них форма И-стиха.

Главная цель поэта здесь вполне прозрачна - показать поэтику двух "медуз", реальной и метафорической… Мастерски достигнутая цель.

Строка "Предательски запрозрачневела" буквально своими словами - особенно вторым, редким, нарочито длинным, - передаёт иную форму небесной медузы, в отличие от первой, "ощутимой и дрожащей". Первую - реальную - медузу характеризует ассонансная рифма "рУки / стУдень" (ср.тж. "медУзы"), подчёркнутая графикой более длинных строк; иную - вторую медузу характеризует иная рифма, более оригинальная, более изысканная - "В НЕбЕ / запрозрачНЕВЕла", сюжетно отзывающаяся далее словом… "(зАпрозрачневЕЛА) / рАссЕяЛАсь(!)", с дополнительной игрой на З/С в этой рифмопаре. Причём, заметьте, в первых 3-х строках - при первой медузе - "С" нет совсем… Такие фонические нюансы дополнительно расцвечивают форму.

Рядом - медуза плотная, натуральная… В небесах - медуза ажурная, внетелесная… Весьма символично: в целом в жизни Елены Семёновой её поэтика телесности, её "натуризм" органично сочетались с теми внетелесными тропами, которыми пронизана тёплая и в целом радостная её поэтика, которая осталась с нами, в нашей памяти, в текстах и "текстурах" Елены…

19.02.2024,
сороковины...


Рецензии
Хорошее эссе. Лену жалко...

Виноградова Татьяна Евгеньевна   19.02.2024 23:38     Заявить о нарушении
...жалко... благодарю...

Александр Бубнов   20.02.2024 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.