Короче, еще короче! - миниатюры

 
          Короче, еще короче!
          четыре, ну восемь строк ...

                Олег Чухонцев



    *  *  *

Тихо умер инвалид.
И квартира опустела.

Без укоров и обид.
И кому какое дело

По вине каких он сил
И с какой такою целью
Тихо плакал, тихо жил,
Тихо умирал за дверью.



    *  *  *

Мы сами себе – мировая война,
Мы сами себе – и гроза, и вина,

Мы сами себе – и отвага, и страх,
Мы сами себе – разруха в умах,

Мы сами себе – Сталинград, Ленинград,
Мы сами себе – ни шагу назад!

Мы сами себе – вражда и беда,
Мы сами себе – не простим никогда.



    *  *  *

Зачем для школьников Онегин?
Зачем же мучить им ребят?
На то, что было в давнем веке
С недоумением глядят.

Как все надумано и странно –
Они глядят и не поймут,
Глядят Евгении, Татьяны,
Самих себя не узнают.



    *  *  *

Когда-то нужно быть глупей
И совершать те глупости,
Те, что, по сущности, мудрей
Любой премудрой мудрости.

И вот стоишь глупец глупцом,
Как будто и не живший,
За то, что был ты мудрецом,
Себя перемудрившим.



    *  *  *

Мы живем тренировочную жизнь,
Мы живем ненастоящую жизнь,
Ах, если бы вдруг мы все собрались
Прожить настоящую жизнь.

Как изменилось бы все сразу вокруг,
Мы потеряли бы свой испуг,
Мы слышали б все и видели все вокруг
И была бы вокруг настоящая жизнь.



    *  *  *

                Начните менять в себе то,
                что вы хотите изменить вокруг.

                Махатма Ганди


Когда весь мир перевернуть
Спешат, чтоб камня не осталось,
Сперва попробуйте чуть-чуть
Переменить в себе хоть малость.

И вознося над миром скальпель,
Вы попытайтесь перед тем
Переменить в себе хоть каплю,
Хоть малость, хоть чуть-чуть совсем.



       В Ипатьевском доме

– Так, значит, мы никуда не поедем? –
Боткин спросил, ничего не поняв.
Эти слова оказались последними,
Их заглушила пуль трескотня.

Бойня была с Николая начата,
И, когда был прикончен последний враг,
Дольше всего добивали мальчика,
Все еще ползающего кое-как.



    *  *  *

Дети это судьи, прокуроры,
Страшные в глазах их приговоры.

Нам солидным, важным и всезнающим –
Глаз невыносимые пожарища.

Нам, приговоренным к высшей мере:
Уменьшаться в собственном размере.



      14 декабря

Где она наша свобода,
Где она наша заря?!

Вихрь двадцать пятого года,
Четырнадцатого декабря.

Бьют барабаны бойко,
Шпоры блестят, звеня ...

А он все тянется горький
След рокового дня ...



    *  *  *

Спит поле мертвое от зноя.
Палящий диск идет в зенит.
Что здесь напомнит про былое?
Палящий диск. И поле спит.

Но в снах его стучат копыта
И стали блеск, и визг мечей,
И войско падает разбито,
И крови теплится ручей.



    *  *  *

Ведь он нам оставил законы,
Пути в золотые сады.
А мы только ищем по склонам
От стертых сандалий следы.



    *  *  *

Как просто словом искалечить,
В себе самом перечеркнуть
Исконный облик человечий
И человеческую суть.

И, слов своих не выбирая,
Мы тем становимся сродни,
Кто, в гневе доходя до края,
Кричал на площади: Распни!



    *  *  *

Интеллигенты в первом поколенье,
И сын,
И внук,
И, может быть, потом
Какой-нибудь потомок в отдаленье
Окажется когда-то
Во втором.



    *  *  *

В абсолютном вакууме мы живем,
Никакой нет разницы – кричишь или молчишь.
Сколько не пытайся, а все нипочем.
В абсолютном вакууме – абсолютная тишь.

Лавина информации все больше с каждым днем,
От речей захлебывается интернет,
Только словно в вакууме, в вакууме пустом
Никакой нет разницы – есть ты или нет.



    *  *  *

Политики стали безмерно чисты
И всею душой полюбили посты,
Живут они с нами со всеми
В ПОСТправды, ПОСТсовести время.



    *  *  *

Люби, чиновник, свой народ!
За то, что нищ и беззащитен.
За то, что пьет он, не взыщите,
Ведь дорог он и тем, что пьет.

Люби, чиновник, свой народ!
За то, что слова он не скажет,
Не упрекнет и не накажет,
Метлой поганой не сметет.



      Наукообраз

                на бывшего министра науки и высшего образования


Уж так тому и быть, наверно:
Сапожник ходит с пяткой голой,
Гаремом управляет евнух,
Наукой, высшей школой олух.



     Беспощадная мышь

             басня


Да как-то выглядишь ты странно! –
Сказала мышь про великана.



     Мания контроля

Молчишь ...
Ты все молчишь опять ...

Нас не обманет тишь!
Тебе придется отвечать
За все, о чем молчишь!

Молчи уж, ладно ...

Но о том,
Что страшно мне назвать,
Тебе ни разу и потом
Не разрешу молчать!



    *  *  *

Мы вновь живем в эпоху Просвещенья,
Пройдя сквозь столько войн и революций.

Какой-то мэр, а может губернатор,
Как некогда барон, а может герцог,
Сидит, задумавшись о просвещенье
Холопов, челяди и прочего скота.



    *  *  *

Кто мы?
Где мы?
Как нас звать?

Вы проснулись?
Спать!



    *  *  *

Скоморошая судьба –
Батоги да голытьба.

Смейтесь, бейтесь бубенцы.
Здесь поэты не жильцы.



    *  *  *

Поэтов не бывает много,
И мало им дается лет,
И, кажется, идет своей дорогой
Один единственный поэт.



     Спешите любить

Беспечный мальчик,
Через миг
Уже не мальчик,
А старик.
Спешите же любить друг друга
В тот промежуток краткий – жизнь!

Снимаем!
Птички унеслись,
А снимки осыпает вьюга ...



    *  *  *

И понимаем слишком поздно,
Что все проходит слишком быстро.
А может, таем мы как звезды
На небе утреннем и чистом.

И может, мы не умираем,
А только лишь на время гаснем,
И вечный свет наш не сгораем,
И вспыхнет вновь еще прекрасней.



     Человек

Человек – сосуд такой,
Что не удержать обид:
То красив он, да пустой;
То наполнен, да разбит.



     Простота

Ах, как просто! Легко! Значит вложено
Столько было терпенья и ловкости.
Простота это самое сложное.
Ничего тяжелее нет легкости.



     Зачем стихи

От прозы жизни дремлют люди,
Исконную теряя суть –
В стихах волна, она нас будит
И сердцу не дает уснуть.

_________________

У большинства детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) низкочастотные тета-волны, возникающие в передней части головного мозга, превалируют над высокочастотными бета-волнами.
Представьте, что вы ведете машину. Наступила глубокая ночь, вы отчаянно боретесь со сном: опускаете боковое стекло, чтобы проветриться, включаете радио погромче, распеваете во весь голос ... Чего вы только не делаете, чтобы прогнать сонливость. Так и гиперактивный ребенок – он борется с погружающими в дрему тета-волнами. Вот почему больным, страдающим СДВГ, часто прописывают именно стимулирующие препараты, например риталин, который действует на них парадоксальным образом – успокаивает.

Гэвин Претор-Пинин. Занимательное волноведение. (из беседы с нейротерапевтом Мелиссой Фокс)


Рецензии