Экземпляр Юлии Купор

Вот это я удачно зашла! В то время, как все усердно осуждают фильм "Мастер и Маргарита", я начала читать книгу, которая рассказывает нам о человеке, продавшем душу дьяволу.

И вот какие чувства может испытывать искушённый читатель? Первая мысль: вы что, серьёзно? А чего-нибудь поновее и посвежее у вас нет? Опять вот это всё, сто раз уже прочитанное и проговоренное? Обсуждённое и осуждённое со всех сторон? Нет, ну правда, вы чего?

Вторая мысль: ну, всё-таки "Дом историй", Настя Завозова. Не могла же она так ошибиться. Тут два варианта: либо это явная коммерция на волне бессмертного "МиМ", либо что-то такое в этой книге и правда есть.

«Экземпляр» Юлия Купор

Издание: Москва, 2024 г.
Редактор: Анастасия Завозова
Количество страниц: 432
Обложка: Твердый переплет
Оформление: Матовая пленка, ляссе
Жанр: Готика
Серия: Чердак: готические романы
Возрастной ценз: 18+

О чём?

Буквально в первой главе нам уже ясно, что Костя Григорьев, простой советский парень... Ой, нет, как раз не такой уж простой и совсем не советский. Костя – богатенький сынок откровенного бандюка 90-х Виктора, который сейчас вполне себе успешно ведёт строительный бизнес и вроде бы никого не убивает. Так вот, 30-летний Костя явно попадает не в ту компанию – в свиту Воланда, который выступает на этот раз под именем Векслер.

"Костя до той поры еще сомневался в дьявольском происхождении Векслера, считая его шарлатаном и обманщиком, но теперь, видя, с каким наслаждением тот уничтожает маслины (маслины! Маслины, черт побери! Ну какому человеку в здравом уме и твердой памяти могут понравиться маслины и горький шоколад!), ни секундочки не сомневался в том, кто такой Роберт Векслер."

Причём вся эта чертовщина на этот раз происходит не в столичной Москве, а в захудалом провинциальном Воскресенске, которого нет на картах. Но люди там есть, и даже некоторое количество живых людей, и они успешно взаимодействуют с мёртвыми.

Что хорошо?

Написано отлично. Красиво. Цепляет. Множество культовых цитат из песен, книг и фильмов настолько удачно вплетены в повествование, что порою даже не замечаешь, что это цитата. Очень смешно, кстати, на последних страницах, обыграно поколенческое непонимание, когда отец говорит Косте: мне хотелось бы наконец-то послушать начальника транспортного цеха. А Костя не понимает, не может пройти по этому мостику, увы.

А вот эту отсылку точно все считают:

"Что-то плохое должно было случиться, что-то плохое уже случилось. Говоря литературным языком, Аннушка уже разлила масло, но никто ещё не знал, куда именно".

Важная сцена – со святой водой. Как так получается, что в этом маленьком городке люди не помнят и не говорят о Боге? Почему в тексте Костя постоянно то чертыхается, то произносит "о боги!"? Потому что люди реально не знают о Свете и знать не хотят. Всё, что нужно этим людям – деньги. И поэтому так странно, когда Костя просит совсем другого.

Герои – вот это прямо интересно. Все значимые герои романа на самом деле антигерои. Все они убийцы, самоубийцы и предатели. Все они либо работают на Векслера, либо как-то с ним сосуществуют. По-моему, поправьте, если я не права, у нас очень мало книг, где положительный герой отсутствует. По пальцам пересчитать. "Мёртвые души", "Парфюмер", "Коллекционер", "Бойцовский клуб", "Жёлтый"... И вот теперь "Экземпляр".

"Красота предсказуема, смерть неизбежна, и только боль остается навсегда. Боль и немного музыки. И эта музыка будет вечной…"

Интересно, что мы, несмотря ни на что, Косте сочувствуем, искренне надеемся, что он из этой истории как-то выпутается и найдёт опору в чём-то человеческом, простом и понятном. В этом смысле отлично сделана сцена с Варенькой, к которой Костя обращается за поддержкой, а на деле сам оказывается для Вареньки жилеткой, в которую можно поплакаться.

Вообще все герои нарисованы отлично – к ним (почти!) не возникает вопросов в плане логичности поступков. Все диалоги живые, все описания – к месту. Отлично сделана ночь после продажи души – сцена с детским хором безумно хороша.

Что не так?

Мне категорически не понравилась сцена выяснения отношений Кости с женой Дианой. Всю книгу он её безумно любит и жертвует всем, чем можно и нельзя, даже своей бессмертной душой, ради неё. И вот она просит прощения за реально низкий поступок, искренне раскаивается, и что делает Костя? Почему?

Да, как бы автор хочет нам сказать, что главное качество человеческой души – это милосердие, способность прощать даже врагов. И Костя именно своим непрощением становится в один ряд с остальными последователями Векслера. Но тогда почему же там находится и Женька, который искренне и не раз прощает самого Костю, а убийцей вообще не является?

Пожалуй, это единственная нестыковка, но она сильно портит моё впечатление от книги. Я уж было подумала: о, круто, всё идеально сделано!

Ещё один момент, который меня, мягко говоря, покоробил, это поведение Виктора, Костиного отца. Вот это очень странно: почему родной отец так поступает с сыном? Не буду спойлерить и объяснять суть вопроса, но те, кто читал, поймут, о чём я говорю.

В итоге скажу так: всё же это не большая проза, но качественный коммерческий роман – с занимательным сюжетом, живыми диалогами и яркими героями. Если любите книги в таком жанре, читайте, не пожалеете! Ещё пара цитат напоследок:

"Не то чтобы ей нравились парни, не то чтобы ей нравились девушки — она одинаково недолюбливала всех."
"Костя терпеть не мог лофты, потому что думал, что лофт — это несбывшаяся тоска хипстеров по эстетике батиного гаража".

И, безусловно, любителям бумаги важно услышать: книга прекрасно сделана, можете внимательно посмотреть фото


Рецензии