Чайковский. Времена года. Опыт стихосложения

   тексты читаем тут - http://stihi.ru/avtor/dimamasht1&book=13

   Когда мы пишем свои стихи, то используем определённую ритмику и созвучия. Регулярные созвучия в конце строк называются рифмами, но рифмы могут находиться и внутри строк (внутренние рифмы). Из созвучий эти рифмы выделяются своей большей очевидностью и регулярностью.
   Что касается ритмики, то она может быть как вполне строгой, соответствующей тому или иному стихотворному размеру, так и уходить от общепринятого размера в сторону свободного стиха.

   Ритмика вольного стиха не имеет внешних определений, но она следует тем художественным задачам, которые ставит перед собой автор.
   И вот тут-то мы и можем обратиться к теме этой статьи, поставив задачу, не просто написать стихотворение, навеянное музыкой, но и постараться передать ритмику и интонации музыки довольно близко к звучанию того, что мы принимаем за оригинал.

   По сути дела речь идёт о переложении звучания музыкального произведения на вербальное звучание поэтического языка.
   Возможно ли такое переложение, и насколько успешным оно может быть?

   Заметим, что переложение стихов на музыку в форме романса или песни это распространённая практика, так же, как и обратный процесс – переделка текста песни. С другой стороны инструментальная музыка, не связанная с конкретным текстом, обычно бывает сложна, и по своей ритмике, и по интонациям, и снабдить её адекватным ей текстом бывает очень непросто.

   Тем не менее, опыт показывает, что подобное переложение музыкальных произведений возможно. Опять же, что называть переложением.
   Вовсе не обязательно в полном объёме сопровождать текстом всю музыку. Можно взять характерные её темы или фразы, пассажи, уловить их ритмику и интонацию и попробовать на их основе создать некий сюжет, желательно зрительно представимый, и на этой основе, примерно так же, как живописец пишет с натуры свой этюд, создать словесную картину средствами поэтического языка.

   Процесс этот даёт автору некоторые преференции, помогающие разнообразить своё творчество.
   Музыкальные формы весьма прихотливы и разнообразны как по части ритмики, так и по мелодике. В частности, переакцентовка, то есть, перестановка ударений, в музыке явление очень распространённое. Вместе с тем и гармония, и ритмика музыкального произведения устанавливаются не абы как, а по тем законам, которым интуитивно или осознанно следует композитор.
   Очевидно, что и для поэзии эти законы вполне годятся и, следовательно, следуя музыке, поэт может находить совершенно новые и оригинальные формы организации поэтического текста. Этот аспект представляется мне очень продуктивным.

   Второе. Сама поэзия, как некий внутренний дух, вполне может быть заимствована из музыкальных произведений в виде интонации, которая и в музыке, и в поэзии легко может быть замечена и переложена из одной формы художественного материала в другую. За примерами далеко ходить не нужно – возьмите творчество Чюрлёниса или Мусоргского с его «Картинками с выставки».

   Наконец, внимательно вслушивание в музыку, с опорой на собственный опыт и собственные жизненные переживания, позволяет находить темы и сюжетные ходы, освещая их в соответствующем эмоциональном ракурсе. В этом смысле музыка тонизирует автора, направляя его воображение по нужному руслу, и держит в этом направлении, не позволяя отклоняться в сторону.

   Небольшой опыт того переложения, о котором я рассказываю, у меня уже был:
музыкальный набросок - http://stihi.ru/2023/03/05/5515  среди высоких трав - http://stihi.ru/2024/01/18/4041
   И я решил продолжить свои опыты в этом направлении. Что получилось, вы можете судить сами. Стихи цикла «Времена года», как и эта статья, находятся в разделе с таким же названием - http://stihi.ru/avtor/dimamasht1&book=13

   По своему стилю и по степени близости к музыкальной ритмике стихи получились очень разными. Получилось даже два шуточных варианта.
   Но во всех случаях я старался следовать общему правилу – не описывать музыку общими словами, как-то: «взволнованные трели», «нежное адажио» и проч., а находить конкретный зрительный ряд, то есть, ряд зрительно представимых картинок, которые можно изобразить словами, и находить сюжетные ходы, интересные для читателя – а не то, что по большей части он сам ожидает услышать. Нет ничего хуже, чем творить по шаблону.

   Благодарю за внимание и интересного Вам чтения. Если не помните музыки, то постарайтесь прослушать её по ссылкам, которые я даю.

___________
18.02.2024


Рецензии
Услышать звуки тишины,
Их превратить в симфонии созвучий
Таланты композитору даны
С желаньем страстным людям то озвучить.

Впитает сердцем их поэт,
Как ритм, созвучный впечатленьям года,
Творит словами чувств ответ,
И тоже ожидая глас народа...

Отличный жанр, Геннадий, реакция на музыку внутренними ритмическими ощущениями поэта, выливающимися в словесные симфонии, предполагающими не менее таланта...

С уважением,
Александр

Александр Беличенко   07.09.2024 19:51     Заявить о нарушении
Результат для меня оказался неожиданным. В том плане, что стихи получаются разными, и совершенно не похожими друг на друга. Правда, писать очень трудно, одно слово подберёшь не так, и неправильная интонация, как фальшивая нота станет слышна. Вы посмотрите, что Вам больше понравится? Июльский бык оригинален. Октябрь так прямо музыкой и звенит. Вальс в декабре в шуточной манере, как новогодний праздник. Всё оригинальным получилось.

Я, воодушевлённый результатом, понёс Июнь на Литературный Фестиваль Рунета. Ой, они такого не понимают и не принимают. Учёный Кот в местном кафе при обсуждении, чуть с ума не сошёл, как оказалось, он метафоры читать не умеет. В общем, поэзии они в этом не разглядели. Больше всего их напряг "Морской мужик". Где это он там сидит, и что это за "окошечки" в которые он глядит? Решили, что это иллюминаторы на дне лодочки. ))
Ну и ладно.

Геннадий Маков   07.09.2024 20:16   Заявить о нарушении
И музыка, и стих воспринимаются людьми по-своему, сообразно внутренним резонансам сознания. Но их соединение, дающее песню, становится понятным, как правило, всем. Слушая музыку, вспомнить стих, читая стих, узнать музыку - это свойство песни. Значит, в этом жанре: "музыка-стих", на широко известное музыкальное произведение стихи должны бы восприниматься, как НОВАЯ ПЕСНЯ по мотивам этого произведения.
В цикле "Времена года" Пётр Ильич выделил каждый месяц года по его музыкальным признакам, посвящая тому отдельную музыкальную миниатюру с своим, весьма характерным для сезона названием. Представляется, что и стихи бы желательно писать не о чём-то, даже в правильной тональности, а как "Песню января", "Песню февраля" и т. д., обыгрывающую ритмической речью уже поэтические признаки каждого месяца.
По поводу Ваших вопросов.

ОКТЯБРЬ - "Осенняя песнь" (Песнь(!) - Александр).
Предваряют стихи А. К. Толстого
"Осень! Осыпается наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят"
Этим уже задаётся настроение. Перед нотами указание: "Неторопливо, печально и очень певуче" (Andante, doloroso e molto cantabile).
Остаётся написать "Песню Октября".
Ваш октябрь - музыкален. Подходит по настроению. Типа аллитерации. Но название "Астры" (белые) - разве это главная примета октября? Музыка Чайковского навевает, конечно, личные ассоциации, но стоит ли их подряд записывать, как поток сознания, а не структурировать смыслами, чтобы получилось целостное произведение, именно, как "Песня Октября"?
У меня есть "Октябрьское" - http://stihi.ru/2012/10/01/4416 Как считаете, можно это переделать под песенное, по Чайковскому?

ИЮЛЬ - "Песнь косаря" (опять песнь!)
Предваряет цитата из "Песни косаря" А. Кольцова
Указание: умеренно скоро, с движением (allegro moderato con moto)
Ваш стих - пасётся стадо, девушки идут доить, косарь косит луг и косится на девушек, всё не спеша. Скорее расслабленная разморенная жарой пастораль, чем движение (в т. ч. скрытое) в природе под животворящим солнцем. Причём здесь бык ("большой, но ласково мычит"?!), тюль, "золотой покос в травах голубых" - не пойму. Опять поток сознания?

ИЮНЬ - "Баркарола"
Опять песнь, теперь гондольера в Венеции, предваряет цитата из песни.
Указание: медленно и певуче (andante cantabile)
Ваш стих - певучести не ощущаю, каналы в Венеции, конечно, грязные, но песня гондольера, в такт плавному покачиванию гондолы, не о том. Июнь - переход середины года, покачивание лодочки судьбы, любви - вот и "баркарола", а не "морской мужик" Черномор. Трудно понять исток и мотив этой фантазии.

ДЕКАБРЬ - "Святки"
Предваряет отрывок из баллады В. Жуковского "Светлана" (о гадании)
Указание: в ритме вальса (tempo di valzer)
Ваш стих - в чём шутка, не ощущаю, какие-то банальности. О гадании лишь чуть в конце: "Стоптанные башмачки, Валенки и блюдца, можно улыбнуться". Улыбаюсь, но "Песни Декабря" не вижу.

С уважением и спасибой за знакомство с "Временами года" Петра Ильича Чайковского, жена игрой на пианино и консультациями помогала.
Александр

Александр Беличенко   08.09.2024 17:36   Заявить о нарушении
Я Вам спасибо. Я и не хотел общеизвестную интерпретацию повторять. Исполнители в музыку свою интерпретацию вносят. Истоком моих фантазий был мотив, его интонации и соответствие временам года по его месяцам. Ну и отдельные детали использовал.
Дело в том, что музыку я своим внутренним слухом хорошо слышу, и в правильности своей интерпретации её интонаций у меня сомнений сильных нет.

Геннадий Маков   08.09.2024 18:06   Заявить о нарушении