Вор в законе как криминальный епископ
Лил дождь. Сидя под тентом у закрытого кафе мы по очереди бросаем монету и пишем белый стих. У меня - орел, у товарища - решка.
Решка: Акробат траектории из подземелья в поднебесье.
В нем весь я.
Орел: Просветление это спорт.
Потная электричка, вращающаяся до тошноты карусель.
Кто там машинист, кто приводит машину в движение?
Тот самый пассажир, который громче всех кричит: «Хватит»!
Орел: Грустит Спасатель стоя на дне.
Город он в карты продул Сатане.
Сатанов обрамляют Медоборы - окаменелый коралловый риф Сарматского моря. Рядом с городом самая высокая вершина рифа - Богит. На ней стоял известный на весь мир четырех ликий идол Святовита. Потом христиане его утопили в Збруче. В знойное лето 1848-го. река сильно обмелела, пограничники увидели в ней какую -то шапку. Она оказалась каменная, да еще и с идолом в придачу. Тянули его из реки шесть волов . Сейчас Святовит хранится в Кракове.
От местных можно услышать о негативных биополях , типа даже деревья не хотят расти возле капища и слишком частые молнии над Боготом. Может быть, от сюда и происходит название города. От тетеньки показавшей нам дорогу к санаторию Товтры, мы слышали другую версию . Яко бы турки назвали город Шайтанив за его непокорность и уже Шайтанов потом превратился в Сатанов.
Город возник как польская застава, в 1651-м казаки в союзе с татарами разрушили Сатанов. Через два года мещане сами открывают замковые врата казацким отрядам. Однако польская католическая шляхта не захотела сдаться и православные казаки их вырезали. Вскоре коронный гетман Мартын Калиновский вернул город Речи Посполитой. Он приказал казнить каждого десятого православного, невзирая на возраст и пол. После чего велел установить памятный знак — скорбного Иисуса. ”Даже Господь приуныл, увидев вашу измену королю!” — поучал гетман местных холопов. Но народ считал, что это памятник не Иисусу , а самому пану Калиновскому, проигравшему Сатанов в карты другому магнату. В 1679 году сюда снова пришли татары и вырезали почти весь город.
Дождь поутих и мы выходим из под тента кафе и идем искать синагогу . Она заброшена, поросла по стенам берёзками, но всё ещё крепка. Мы влазим в неё через окно-бойницу и оказываемся в большом помещении с облупленными стенами и мусором на полу. На одной из стен виден пустой ковчег - выемка в стене, где хранилась тора. Она украшена затейливым каменным декором. Корона символизирует Всевышнего, львы — еврейский народ. Колонны - разрушенный иерусалимский храм.
В Сатанове каждая из общин (русская, польская, еврейская или армянская) отвечала за свой участок городских укреплений. Центром еврейского участка, да и всего юго-западного направления, была синагога, с крыши которой обстреливались подступы к городу. Иудейская община обязывалась за свой счет содержать на стенах крепостной синагоги пушечную батарею .
В 1793 году Сатанов вошел в состав Российской империи в 1831 году его крепость была разобрана российскими войсками за участие в польском восстании. После чего Сатанов стал тайной столицей профессиональных нищих и мелких мошенников западной части империи. Здесь они хранили свой общак, здесь короновали своих авторитетов. Нити, этой системы протянулись от Винницы до Харькова, от Варшавы до Одессы . Там был свой кодекс и иерархия. Говорят, чтобы вступить в сатанивское братство нищих нужно было учиться шесть лет и сдавать сложные экзамены.
Из подобных малых и великих артелей нищих и воров пройдя молот революций и наковальню сталинских лагерей выковался институт «воров в законе» - привилегированных преступников со своею специфической негативной к официозу духовностью, но при этом являющийся неотъемлемой частью самого официоза.
Считается, что первым вором в законе стал Мойша Винницкий за раскосые глаза прозванный Япончик. В годы первой русской революции он был членом отряда еврейской самообороны защищавшего еврейские кварталы Одессы от черносотенцев.
В 1906 году вступил в ряды анархистов-коммунистов «Молодая воля» . Главной её целью было свержение самодержавия и сбор средств на революцию. Их стали собирать грабя буржуев. Когда Мойша подорвал бомбой городового, его приговорили к 12 годам тюрьмы. Он сидел вместе со знаменитым Григорием Котовским, в тюрьме Япончик получил своё образование и увлёкся японским кодексом чести самураев Бусидо. В 1917 году Мойша вышел по амнистии и стал главным идейным бандитом Одессы. У Япончика был свой кодекс налётчика: не грабить бедняков, врачей, адвокатов и актеров.
Почему же он стал вором в законе, что это вообще значит вор в законе? Всё просто , поскольку Япончик был врагом буржуев, то когда пришли красные он присоединился к ним, из его бандитов был создан полк. Так оставаясь по сути налётчиком и продолжая свой промысел Япончик одновременно был командиром Красной армии, то есть находился в законе. Но после того как красные победили они убили Мойшу, а его полк разбежался. После случая с Япончиком в воровском мире появилось жесткое правило, для авторитетов - не сотрудничать с властью, не служить в армии. А затем и не иметь семью как у монахов. Что бы не было соблазнов и возможности для шантажа.
Задача вора в законе соблюдать воровскую честь, надзирать за происходящим в воровском мире, решать конфликты, хранить общак и давать советы как правильно себя вести. Что похоже на обязанности епископа.
Епископом, что означает “смотрящий” , называли главу христианской общины. Христиане то же в начале своей истории были вне закона в Римской империи, а потом стали её главными надзирателями. Звание епископа существует в Ветхом Завете и епископом в первом послании апостола Петра называется сам Иисус Христос — «блюститель душ наших». Вот такие совпадения с историей криминальных авторитетов России, которая начиналось в сатановской синагоге оборонного типа с “профсоюза” нищих и воров. Не случайно же воровская феня состоит в основном из словечек на идиш.
Свидетельство о публикации №124021704326