За Веру, Царя и отечество...

ВЕРА.

Веру я услышал давно, году так в 87-88... (не помню) во дворце Молодёжи, во Владивостоке. Если кто за хроникой, это к Вите Воронову, это он тогда стал инициатором приезда Фроловой и Евушкиной во Владивосток (кажется они были до этого на Сахалине и в Хабаровске) - не суть.

Я услышал!

И, конечно, сразу влюбился.

Вера и Лена тогда привезли программу "Сны о России". Мы ходили за ними КСПэшным выводком всё записывали и подглядывали - фанатели!

Потом прошло 10 лет.

Мы с Галей заканчивали актёрский курс в ДВГИИ (Институт искусств), когда в нашу краевую драму занесло К. А. Райкина.

Кто видел сольники Константина Аркадьевича, то поймёт - зараза такая…Сплошь обаяние, ни одного варианта пройти мимо.

Не было варианта и у нас. А уж после того, как К.А. выступил перед студентами, похвалил нас и обласкал и пригласил на показы в Москву, так и вовсе.

Мы с Галей (не только мы) заработали денег на билеты (ёлки на 4 курсе приносили...) и рванули себя, как Мюнхаузен за волосы!

К слову сказать, Константин Аркадьевич оказался вероломен. Никто из наших попутчиков не сумел ему показаться...почти.

Я говорю - почти, потому что Галя наехала на администратора с криком: Вы думаете, мы так просто собрались гуртом и от нечего делать сгоняли в Москву, чтобы ткнуться носом в ваше "занят", если бы мэтр не позвал нас сам... и.т.д. Короче, нас с Галей он посмотрел, ну и, конечно - отверг (нахрен в Сатириконе провинциалы...даже не провинциалы, а - перифирийцы...переферЕйцы...)

Мы немного расстроились, но Москва-матушка богата зрелищами и вообще, обратно только через неделю.

Галю привлёк Захаров (Ленком) а я поскакал в музей Маяковского. Елена Антоновна Камбурова вела концерт ВерЛен.

Во втором отделении я кабанчиком метнулся к воротам Ленкома, без разговоров забрал Галю и приволок на концерт - просвещайся!

Галя уже тогда смирилась с моим паровозом (вы на прицепе - шансов нет!)

А вот после концерта... Короче, моя будущая жена всю оставшуюся биографию тыкала мне моей наглостью в лицо.

Дело в том, что я прямо после концерта (а концерт её потряс) рванул за кулисы с криком: Вера, я приехал!

Надо вам объяснять, как, мягко говоря, удивилась Вера?

Она меня впервые видела.

Но я повторяю - шансов нет!

Потом прошло ещё два года. Вода текла, событий ворох, пока я не осознал - во Владивостоке больше делать нечего! Театр. два телевидения, три радио…реклама, даже трамваи к концу девяностых говорили нашими с Галей голосами.

Мне 29 лет, а Англия ещё даже не знает о моём существовании!

В Москву в Москву...

Мы сели в поезд и через неделю вывалились на перрон Ярославского вокзала.

На голове у меня лежало четыре чемодана, в кармане - 50 долларов и я готов был разорвать каждого, кто сказал бы, что мы не в состоянии купить Кремль!

Вот, собственно мы и подкатили к тому с чего я начал - Вера.

Показы актёров в московские театры происходят весной. Мы поспели вовремя. Другое дело, что московские режиссёры отсматривают не всех. (Смотрят только выпускников московских вузов, ЛГИТМИК и Ярославль, но об этом в другой раз).

Я не знал этого правила, то есть был - дурак, а дуракам закон не писан.

Но, разумеется, одним из вожделенных театров, в который я мечтал попасть был "Театр музыки и поэзии Е. Камбуровой". Он тогда находился на Беговой, в небольшом зальчике, туда мы и отправились.

Надо вам рассказывать, что сама Елена Антоновна просмотров не делает? Но нас смотрели...музыканты её команды Синкин и Голиков. Мы показывали "Мишени" и часть из "Серебряных писем". По окончании просмотра, кто-то из мэтров спросил (я не помню кто): А Король, это значит - вы? (Речь шла о песне "О короле Матиуше"). Короче нас забраковали, но...не все!

В коридоре к нам подошла...Вера Евушкина. Как выяснилось - она подслушивала и в отличие от музыкантов, впечатлилась материалом по Цветаевой.

- Музыку ты писал? - спросила Вера.

- Я.

-А можете со мной поработать, завтра у Вити Луферова в "Перекрёстке"? Одно отделение я, другое - вы?

Для меня это было подарком небес. Во-первых сама Вера, во вторых - Луферов, да ещё и а "Перекрёстке". Вы бы отказались? Ну вот!

Луферова так близко я видел впервые, но делал вид, что подобные встречи мне не в новинку.

К слову, концерт мы отработали. Архипыч щедро высыпал денег (как мне показалось) вообще-то про деньги я тогда не думал, тем более, что львиная часть их тут же ушла на оплату банкета, после чего Вера широким жестом пригласила нас с Галей к себе домой. Было похоже на сказку.

Так мы с Верой и задружились, как оказалось - на долгие годы.

Веруша сейчас, по большей части, живёт в Липовке - это такая заколдованная деревня в Рязанской области. Много молится. Во время болезни Галочки она созванивалась со мной ежедневно. Может быть, если бы не её переживания я бы сломался за эти полгода. Слава Богу за всё! И спасибо тебе Вера, за наше становление в Москве и неотступное внимание все эти годы.

Да!

Когда я ей рассказал о наглости с моей стороны, во время наших первых встреч, она очень удивилась - лопоухого пацана с телячьими объятиями в музее Маяковского она не помнила.

- Тогда много вас таких было...

По Вере воздаётся!

ЦАРЬ.

У Веры Евушкиной мы задержались, примерно на…месяц.

Нет, мы, конечно жили в разных местах. Снимали комнатки, пока работали в театре «Модерн», но однажды Вера сказала: Ребята, мне в Липовку надо, а у меня собака - Муха, за ней уход и присмотр нужен. Взять с собой не могу, может поживёте у меня, собаку покормите. Платить не надо, только коммуналку.

Соблазн был велик! Тем более, что у Веры стоял телефон (сотовые тогда были в дефиците) а мы как раз устраивались на дюжину радиоточек - писать рекламу и звонили нам часто.

Поручив нас собаке (или собаку нам) Вера рванула в Липовку, а перед отъездом обронила: Ко мне тут друзья заглянут - поэты, вам будет о чём говорить.

-Какие поэты? - вскинулся я.

-Такие! Саша Радковский с Людой Чумакиной.

Я про Радковского и Чумакину не знал.

-Вот и познакомитесь. Саша, вообще - последний поэт Серебряного века, его Тарковский благословил. Можно сказать - царь поэзии!

Вера всегда была щедра на комплименты, но…царь?

Неделю спустя «царь с царицей» появились. Страшно удивившись отсутствию Веры Евушкиной, были вынуждены с нами познакомиться. Саша с Людой жили в Подмосковье, ну не тащиться же обратно, тем более, что с собой они приволокли царские напитки с царской закуской.

Царская трапеза сближает. Где-то через час я почувствовал себя в дворянском звании, пошли «за второй». Через 5-7- часов мы с Галей вполне ощутили себя особами приближёнными к императору и не расставались с этой удивительнейшей парой поэтов 21 год , вплоть до смерти Саши (Людочка после смерти мужа уехала к маме в Белгород, она и сейчас там, храни её, Господи от арт-налётов).

На Сашины стихи я впоследствии написал с десяток песен, Галя декламировала использовала для чтения. Через Сашу с Людой мы познакомились с массой народа. Царство поэзии оказалось слегка потёртым, но довольно крепким сообществом в джинсе и вельвете. Казалось нити времени проникают в нас вместе с магическими именами: Симонов, Тарковский, Ласкина, Рихтерман… Всё тут, на расстоянии вытянутой руки и тени Таганки и голоса Ахматовой, Цветаевой, Бродского…

Саши нет. Он ушёл тихо, практически от того же от чего ушла Галя. В последний путь его провожали родные, Людочка и мы с Галей.

Дети сидели в машине и грелись. Стоял страшный холод. 6 февраля 2021 года. Люда болела КОВИДом и боялась сесть к нам в машину, чтобы не заразить Марусю и Ивана. В конце-концов мы упросили её сесть к нам.

Вместе доехали к ним домой. Попрощались без обниманий.

Помню мы с Галей молчали дня три. Казалось вот откроешь рот и станет всё фальшиво и не правильно. Царь умер, его любимая и муза больна, как теперь?

Когда я вылечу из топки,
Сопровождаемый тоской
И побреду по узкой тропке
По над сторонушкой людской

Четвёртым часом по полудне
В едва намеченной весне,
Не оставляйте ваших будней,
Не говорите обо мне.

Придя домой, испейте чаю,
Я, помнится , любил щербет,
Берите, я не замечаю,
Меня тут вроде бы и нет.

Два неразрезанные тома
Стихов, из тех, ушедших дней
Оставьте, будьте же, как дома.
Не говорите обо мне.

Мне хорошо под небом чистым,
Впервые, может быть, легко.
Я и при жизни эгоистом
Бродил меж этих облаков

И знал про звёзды - эти звёзды,
Их нет на свете зеленей!
Не расходитесь очень поздно.
Не говорите обо мне.

Я вас молю: не говорите,
Не открывайте наших карт,
Не поступайте, точно зритель
Плохой, покинувший театр,

Ни во дворе, ни в экипаже,
Ни среди дня, ни при луне...
...тогда я долго буду в каждом.
Не говорите обо мне!

Леночка Адамская сказала, что мне это стихотворение Саша с небес надиктовал. Наверное так и есть. В сети гуляет коллаж с Сашиными фотами и этим стихом. Сочинили его ребята из Харькова. Саша очень дружил с Чичибабиным. Вдова делала вечер памяти, попросила. Я дал. Упокой, Господи его душу!

ОТЕЧЕСТВО.

Я родился в Одессе, это правда историческая, а жил на Дальнем востоке - это правда географическая. С точки зрения справедливости Господу стоило меня познакомить с центром Империи.

Как я мог убедиться за 54 года, у Создателя всего сущего изрядное чувство юмора. В 90-м году СССР готовился пасть на колени и надо было спасать Родину. Угадайте как звали новоявленного солдата Швейка?

Да, да…ваш покорный слуга с криком « …готов служить Государю Императору до последней капли крови…» был облачён в форму гвардейца и этапирован сначала в Полтаву, а потом в центральную часть России, дабы Родина почувствовала опору и, так сказать, воспряла ибо…ибо…

Но из-за заборов воинских частей не очень-то разглядишь просторы и красоты, поэтому наше с Галей путешествие в Липовку и стало той частью биографии, когда я смог, наконец осознать русскость и великоотечественность.

Летом 2000 года, получив месячный отпуск в театре, мы рванули к Вере в Рязанскую область.

В те былинные времена собраться двум пилигримам было …только подпоясаться. Маруся была у бабушки, Иван в далёкой перспективе.

До Сасовского уезда мы проскочили шилом: плацкарт, автобус, деревня Демушкино - там жил Боря Васильев -блестящий авиа-инженер, попутно собирающий редкие записи Визбора и клеящий гитары, он вызвался быть проводником к Вере, так как далее в поля никакой транспорт, кроме тракторов и лошадей не ходит.

И вот оно - отечество!

Первое, что поразило - небо! Оно было…как…море! Неба было гораздо больше чем земли. Казалось, мы на како-то островке, как плодовые мушки на горбушке хлеба. Хлеб колосился и пах раем, а вокруг нас осаждала твердь, только прикидывающаяся облаками.

Мы долго блуждали какими-то тропами и колеями, пока наконец, не услышали грохот. Сначала показалось - гром. Естественно было увидать в раздвинувшихся небесах Илью-пророка и получит по грехам, за вторжение в землю обетованную. После очередного поворота, Галя встала, как ослик на пути. Я прижал мою девочку к горячей груди, готовясь принять Божью кару - грохотало уже где-то рядом. И вот -разверзлись небеса и перед нами возник трактор. Глушителей на трактора не ставят, а этот оказался ещё и како-то диковатой породы, сверху высился Илья, сияя красным лицом.

-Водка есть?

Мы поделились водкой.

Пророк хряпнул полбутыля из горла.

-Вы к Верке?

Мы ущербно закивали головами.

-Идите по моей колее!- зычно выдохнул громовержец и ускакал на своём транспорте прямо поперёк всего, куда-то на ближнюю тучу.

Колея вывела нас к памятнику в поле.

122 фамилии тех, кто когда-то не вернулся в деревню, оставшись там, далеко в прошлом «головой на запад, а ногами на восток».

Непосредственно за памятником стояла Вера Ивановна, дополняя композицию, вокруг витали стрекозы пахло тимофеевкой и люпином.

Вот оно - отечество! Непобедимое и вечное с небожителем-трактористом, подзабытыми памятниками, колеями в никуда и огромной твердью вокруг, маленькой части - матушка Россия!

Однажды мы станем неотъемлемы от тебя, матушка, станем пахнуть свежескошенным сеном и рождать стрекоз и парить среди небесной тверди…

…как Галя…

Благодарю тебя, моя душа,
За то, что жизнь проводишь в этом теле,
За то, что открываешься, спеша,
Благодарить безумие метели,

И тихого ручья хрустальный плеск,
И знойный день, и ветер в поднебесье,
И, собственно, сияние небес,
Благодарю тебя за эти песни.

Благодарю людей несущих труд,
И тех благодарю, что с праздным взглядом.
И тех благодарю, что прочь идут.
Благодарю оставшегося рядом.

Благодарю спустившуюся ночь
И день благодарю, который следом.
Благодарю, спешащего помочь
И тех к кому спешу, чей зов не ведом.

Благодарю проникновенье снов и утреннюю радость пробужденья.
Благодарю проникновенье слов, и теплоты сердец проникновенье
Благодарю Того, кто сотворить смог этот мир и миросотворенье,
За то , что можно в нём благодарить и не искать в ответ благодаренья.
----------------------------------—

…продолжение следует.


Рецензии