Алгоритм написания нетленки
то давайте поговорим о насущном.
О желании творческого человека быть услышанным и понятым...
Вполне естественное желание, кстати.
Вот мы холим, лелеем наше произведение, а то и нещадно кромсаем и трансформируем, дабы чему-то там соответствовать, либо наоборот, отпускаем оное на волю, как Бог на душу положит, непричесанным и неотрихтованным. Но в любом случае, ждём, если не восторженного рукоплескания аудитории, то хотя бы неравнодушного прочтения, выразившегося в двух-трёх доброжелательных фразах, содержащих более-менее конструктивную оценку.
И тут многие сталкиваются с проблемой: как написать такую нетленку, чтобы ни одна... ну, ладно, не будем выражаться чересчур громко и цветисто, чтобы ни одна живая душа не смогла прошмыгнуть мимо, не оставив автору в благодарность своё изумлённое "ВАУ! Автар пеши исчё!"
А между тем, написание нетленки подразумевает вполне конкретный и несложный алгоритм:
1. 3-4 катрена, не более (10-16 строк), основная масса почтенной публики пугается слишком уж широкомасштабных полотен, хотя, если первые строки цепляют, и далее авторский замысел катится как по маслу, то азартный читатель в запале готов асилить многия террабайты досужей графомани. И отсюда следует пункт 2:
2. Первая строка! - как минимум, не должна быть шаблонной, как максимум - должна сходу шаблоны всяческие рвать в клочья, цеплять внимание, ну, типа:
Ты чего такой нынче хмурый?
Проходи, почитаем суры.
Не Коран? И не Библия? Ладно.
Наугад открывай Довлатова.
Пусть Довлатов здесь токмо для рифмы,
Посчитаем тогда логарифмы?
Эт я щас прямо сгенерила.
Потом досочиню.
А тем временем пункт 3:
3. Тема актуальная не только для автора, но и для целевой аудитории, но авторская вовлеченность обязательна. И тут болючая искренность скорее в плюс!
4. Желательны конкретные привязки к реальности - актуальные якоря, как-то известные бренды (допустим, тема спиртопринятия для вас актуальна более чем, добавьте названия предпочитаемого и сразу станете аудитории ближе и роднее, дадите понять, что в теме по самые помидоры). Географические привязки очень цепляют: описываете местность - конкретизируйте, населенный пункт, район, улица, кабак, река (лучше в столицах, конечно, но и местный колорит хорошо может сработать). Марки машин, да что там, тут много фетишей можно насобирать. Литература и искусство опять же, жонглировать именами и цитатами многие из нас умеют вполне себе на профессиональном уровне!
Ну, и завершающий пункт алгоритма:
5. ФИНАЛЬНАЯ СТРОКА! (Может быть, две финальные строки). Они должны быть безукоризненно афористичны! И в идеале должны выворачивать суть стиха наизнанку. Вот читатель читал-читал и думал, стих про одно, а в финале – бац! – и совсем про другое стих оказался!
Многие, кто просек эту фишку, особо не заморачиваясь, берут какой-нибудь забойный афор, пусть даже и широко известный, и внаглую его перефразировав, чтоб гладенько в размер стиха ложился, забубенивают его в финал. И всё: кто молодец? Я молодец!
Опять же хорошо работает закольцовка первого и последнего катренов, т.е. в первом - постановка вопроса, в последнем - ответ на него.
Как-то так. Метод сырой, сама пока его не обкатала толком, но, думаю, вполне рабочий. Буду юзать. ;)
И конечно, желаю нам всем приятной и взаимополезной обратной связи ;)
Свидетельство о публикации №124021703112
Например такая тленка:
Ах, мой чердак, - интимнейшее место!
Присел на ящик с фонарем в руке.
Тут пыль да паутина, только честно -
Мне так уютно здесь, на чердаке.
Вот - стопкой - недочитанные книги
С закладками - билетами в кино.
Какие были страсти да интриги,
И впрямь быльём поросшие давно!
Раскрывши пасть, пылится радиола
С пластинкою Эмиля Горовца,
Вот вымпел от родного комсомола,
Газета с фото "первого лица",
Ботинок с поржавевшею "канадкой"
И лыжина с обломанным концом,
Оконце, где я вечером украдкой
Курил цигарки, будучи юнцом,
И в этой раме выбитой оконной,
Над батарейкой, "сдохшею" давно, -
Обрывок тайной связи телефонной,
Протянутой в Андрюхино окно,
В мешке холщовом - лодка надувная
И рядом с нею - гнутое весло...
Возьму "чердак" и завтра на трамвае
Свезу постричь, покуда не снесло.
6.03.2022
А вот это, по-моему не вписывается в Вашу схему:
Памяти Арона Бакшиэля
на его книгу "Стих покидает лист".
Пока не вышел листопада срок
И нет причины плакаться в жилетку,
Стучится стих о прутья наших строк,
Как бьется сердце о грудную клетку.
Ему невмочь страницы теснота,
Черновиковой вязи заплетенье,
Он на свободу просится с листа
И плотью стать от первого прочтенья.
Ему б успеть расправиться сполна
И взвиться в небо перелетной птицей..,
Когда в груди наступит тишина
И желтизной покроются страницы.
17.10.2021
С уважением к Вашей категоричности,
Арье (так я здесь называюсь)))
Арье Леонид Прус 09.10.2024 11:17 Заявить о нарушении
Арье Леонид Прус 09.10.2024 11:20 Заявить о нарушении
Арье Леонид Прус 09.10.2024 11:24 Заявить о нарушении
Стихи ваши понравились )
Смысловой переворот в финале хорошо работает только тогда, когда автору удалось максимально вовлечь читателя в атмосферу первой части текста, и только в том случае, если оный смысловой переворот (назовем его анти-образ) будет в той же степени актуален для читателя, как и основной текст. Ваш образ с чердаком в авторской голове - интересен и даже мил. Впечатление смазывается разве что некоторыми читательскими непонятками: каким образом стрижка может воспрепятствовать предполагаемому сносу чердака??? Хотя, если представить картинку наглядно, то, вполне можно предположить, что длинные волосы могут значительно увеличить площадь парусности и при резких порывах ветра создать серьезную опасность крена в нежелательном направлении...
Ушла-На-Цыпочках 09.10.2024 13:41 Заявить о нарушении
Арье Леонид Прус 09.10.2024 17:52 Заявить о нарушении