Амфипоэзия
Большей частью они были откровенно ущербными. Мне не удавалось оформить сумятицу внутреннего голоса в что-нибудь хоть сколько-нибудь художественное, однако одно стихотворение оказалось знаменательным:
На рояле песня играет на скрипке.
Грушевидные бегемоты
ищут хризантемы,
необходимые им для выживания.
Так безобразен вид моего лица
под серой тенью трагедии.
28.04.2023.
Я положил гусиное перо в чернильницу и начал... думать, что я вообще только что написал.
Первый повод для смущения — кто же там и где и на чём играет? Это какая-то песня сидит на рояле и играет на скрипке? Или, может, наоборот — песня сидит на огромной скрипке и играет на рояле? Может вовсе речь не о игре на музыкальных инструментах. Часто мы говорим «Песня играет» в значении «Песня ЗВУЧИТ». «Песня играет в наушниках», например.
Второй повод — кто же всё таки там грушевидный, бегемоты или хризантемы? Все ли хризантемы необходимы этим бегемотам для выживания или они ищут какие-то конкретные? А также как должны читаться последние строчки? Вид безобразен ИМЕННО ТАК, именно таким образом, или он НАСТОЛЬКО безобразен?
Так я изобрёл амфипоэзию.
———
Сама двусмысленность в литературных произведениях — явление не новое. Амфипоэзия — это поэзия, двусмысленность в которой является ОСНОВНЫМ её конструктивным элементом. На амфиболии зиждится вся стихотворная форма. Таких примеров в литературе мало.
Эффект амфистихи производят необычный: когда ты в первый раз их видишь, мозг шокирован происходящим, и текст воспринимается как какие-то невзаимосвязанные между собой слова Но через несколько секунд наблюдения текст неожиданно начинает обрастать образами, различными его трактовками, между которыми образуется диалог.
Меня привлекало в амфистихах то, что читатель, интерпретируя, как бы сам становится причастным к конструированию литературного текста. Чаще, чем в обычных стихах, он находит смыслы, о которых автор вовсе не мог подозревать. Я начал грезить о создании большой амфипоэтической поэмы, способов прочтения которой будет больше, чем вообще написанных мной стихов.
———
В «На рояле песня играет на скрипке» двусмысленность достигается за счёт синтаксической неразберихи. Есть и другие формы амфипоэзии:
«Пили белки глаз».
Как вы это прочитали? «ПИли бЕлки глаз»? То есть, какие-то белки пили чей-то глаз или кто-то пил глаз белки? Может, пилИ белкИ глаз? ПилИ бЕлки глаз? Это двусмысленность, создаваемая омографами.
Двигателем стиха могут быть омоформы:
Этюд 3
Рву
ров
рань
дев
жгут
жгут
дома
пони...
01.05.2023.
Стихотворение существует в нескольких измерениях: 1) Рву — существительное или глагол? 2) Рань — существительное или глагол? 3) Дев — существительное или деепричастие? 4) Жгут — существительное или глагол? То есть возникает такое некоторое привопоставление предметности и действенности, субстантивности и глагольности. 5) Дома — читается «дОма» или «домА»? 6) Пони — какого это существительное числа и в каком падеже? Плюс неоднозначно в этом примере членение предложений, обсуловленное частичным отказом от знаков препинания.
Другой пример
Нерадив даже маг,
Пишу: «Стихия»
Заменяется на:
Не родив даже мак,
Пишу стихи я.
Или
Раза три слово раздел,
Как улей из мяты мысли.
Превращается в:
Разотри словораздел,
Какулей измяты мысли.
———
Со временем романтика первооткрывательства пропала. Я понял, что амфистихи писать сложно и энергозатратно, и забил на них *???*.
Свидетельство о публикации №124021500841
Выглядит заманчиво. Для тех, кто не умеет распускать мысли. И оскорбительно для не желающих их распускать. Задел впечатляет! Похвально.
Терджиман Кырымлы Третий 15.02.2024 13:24 Заявить о нарушении